Урок общения от Иисуса

Людмила Каштанова
               
       На сайте Дзен  я прочитала полезную и поучительную статью, написанную   протоиереем Леонидом  Грихилесом, как надо  общаться с людьми  неверующими или другой веры.  На основании этой статьи, довожу до вас,  дорогой читатель, особенности  такого общения. 
        Наше греховное  состояние   проявляется и в том, что мы разучились общаться.  Как часто наше общение оказывается  бесплодным, не служа  взаимному обогащению, а слова лишены силы и смысла,  особенно, когда  касается духовного.  Наше слово не способно никого увлечь, а речь пресна, суха  - она никого не питает,  и  ничто не меняется от такого общения.

        Но не таково слово Божие.  Слово, вышедшее из уст Господа, не возвращается к нему тщетным, но творит угодное Ему. И сегодняшнее Евангелие  раскрывает  перед нами удивительную силу слова  на примере  беседы Христа с самарянкой. 
       Господь говорит Своим ученикам: идите, и Я сделаю вас ловцами человеков,  но  тут      Сам  Учитель ловцов забрасывает сеть веры и уловляет в нее души людей.  Эта  беседа Христа с самарянкой дает нам замечательный урок того, как, на каких основаниях и при каких условиях может строиться общение с человеком, далеким от веры и благочестия.

        Условия  самые неблагоприятные. Во-первых, собеседница — женщина, а беседовать с женщинами еврейские законники считали делом  недостойным. Во- вторых, она  -самарянка, а самаряне являлись  мерзостью для иудеев.  В-третьих,  -  и это не скрыто от Господа, —  женщина  живет в блуде.
        Таким образом, между ней и Господом непроходимая бездна. Как же привлечь к себе совершенно чужого человека,  как  установить хоть какую-то связь с ним,  не имеющих никаких точек соприкосновения ?  Как будет действовать Господь?

        Будем  читать Евангелие и  вдумываться  в каждое слово  повествования.  Господь проходит через Самарию близ города Сихарь.  Утрудившись от пути, Он сел отдохнуть у колодца; было около шестого часа.  Евангелист не случайно  называет нам время.   Библейский шестой час — это 12 часов по-нашему, то есть полдень, самое пекло.  В полдень  на Востоке стараются скрыться в тени дома или сада,  и редко кто  показывается на улице.
         У колодца, где в другое время могло бы быть много народа, где обычно встречаются, общаются,  в этот час никого нет, - только Спаситель и самарянка.  Но зачем же она  пришла  за водой в этот полуденный зной?  Очевидно, она боится ненужных встреч и пытается скрыться  от осуждающего взгляда знакомых,  шепота  за ее спиной. То есть, она стыдится показаться на людях.
      Женщина эта живет во грехе, но она не оправдывает себя, не принимает свой грех как норму. Стыд — составная частица добра, и если человек не потерял  окончательно свой стыд, то это не потерянный для Бога  человек.  И Господь обратился к самарянке: «Дай Мне пить».

        Придя к людям, Господь умалил Свое Божество, и всякий раз, приближаясь к одному из малых сих, Он вновь и вновь умаляет Себя. «Дай Мне пить» — это просьба о помощи. Не Я тебе, но ты можешь помочь Мне. Не ты во Мне, но Я нуждаюсь в тебе. «Дай Мне пить», — и  этими  словами Господь устраняет  бездну отчужденности и располагает к Себе женщину.
       Привыкшая к презрительному отношению со стороны своих одноплеменников,  она не   рассчитывала  на доброе и открытое отношение со стороны этого благообразного иудея: «Как же Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи с самарянами не общаются».

Заметим, во-первых,  что это общение стало возможным  для Господа, лишь благодаря смирению и самоумалению.   
     Во-вторых, даже  бездна греха  не должна заслонить от нас то  малое добро, что еще живет в человеке. На это способна только любовь. И только любя своего собеседника,  мы можем рассчитывать на взаимное понимание.   Божественная любовь преодолевает бездну отчужденности. Господь обращается к женщине, самарянке, блуднице,  и та отвечает Ему…
        Продолжение беседы выявляет полное её  религиозное невежество, незнание  Ветхого завета.  Похоже, что всё её знание в этой области сводится лишь к знакомству с местными преданиями (этот колодец и этот город связаны с именем патриарха Иакова) и обрядами (Богу следует поклоняться в особом месте, на горе Гаризим), а выражение “живая вода” для нее не более чем синоним проточной или просто чистой, живительной воды.

          И когда Господь говорил самарянке: «Тот, кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную», -  то  она не  поняла   духовный смысл этих слов, а поняла буквально .    У неё блеснула  надежда: если он даст ей такую  чудесную воду,  то можно никогда не приходить к  этому колодцу по  жаре, таясь и скрываясь от всех, и она попросила: «Господин, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда».
У  самарянки нет пока ни разумения, ни чистоты, ни покаяния. Но  это не останавливает любовь Божию.   Иисус  пытается осторожно подвести эту женщину,  живущую в блуде, к тому, чтобы она исповедала свой грех,  говоря: «Пойди, позови твоего мужа и приди сюда». В ответ звучит: « У меня нет мужа».  Господь видит, что женщина стыдится говорить правду, поэтому продолжает являть  несокрушимую Любовь и Премудрость, говоря ей:    «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».

        Конечно, Господь  обличил  самарянку,  но  так обличил ее, что, взглянув на Него, она не только не увидела гневного осуждения, но смогла разглядеть в Нем  нечто большее, что  выходит за пределы обычного человека, сказав: «Господин, вижу, что Ты пророк».    Увидев в своем собеседнике пророка, самарянка начала расспрашивать Его о богопочитании: где должно поклоняться — на горе Гаризим или в Иерусалиме? И Господь отвечал на те и другие  её вопросы. 
         Так беседа, которая начиналась со слов о воде, колодце и черпаке, внезапно оборачивается  наставлением о духовной природе Божества и о совершаемом в духе служении.   Женщина сказала: «Знаю, что когда придет Христос, то Он возвестит нам все». Иисус говорит ей: «Это Я!»  Запросто открыв Себя,  Он дает познать ей дар Божий  -  узнать в духе Того, Кто обращается к ней.

        И это познание целиком меняет жизнь человека. Вкусив воды жизни, самарянка бросает свой водонос, бежит в город и говорит людям: "Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала!" А что она сделала? Что Он сказал о ней? Только то, что она живет незаконно уже с шестым мужем.
       Спало бремя греха, и если раньше она боялась показаться на глаза, то теперь сама бежит к людям. Если раньше она скрывалась от стыда, то теперь  не хочет и думать о прошлом, но все ее мысли, вся ее радость в том, чтобы возвещать о Нем: "Пойдите, посмотрите, не Он ли Христос?"
      Так слово Божие,  нисходящее к человеческой немощи, дает  увидеть то лучшее, что еще сохраняется в нас, влечет к себе и избавляет нас от власти  греха.  Оно не только учит, наставляет, вразумляет, обличает, не только ведет к покаянию, но являет нам силу Божию, питая душу  знанием Бога Отца через ниспосланного Им  Иисуса Христа.