Рембрандт. Портрет Агаты Бас и её мужа

Алина Алексеева-Маркезин
   Рембрандт.Портрет Агаты Бас. 1641, 105.4;83.9 cm.Букингемский дворец.Лондон.

    Рембрандт.Портрет Николас ван Бамбека.1641г.Королевский музей изящных искусств в Брюсселе.

      Агата Бас (1611–1658)представительница одной из ведущих семей Амстердама, средняя дочерью Дирка Якобса Баса(Dirck Bas Jacobsz), директора голландской Ост-Индской компании, который несколько раз был бургомистром города. Когда ей было двадцать семь лет, она вышла замуж за Nicholas van Bambeeck(1596–1661), успешного торговца тканями, эмигранта из Фландрии.
   
     Рембрандт, вероятно, был знаком с Nicholas van Bambeeck ,так как писал портреты обеих супругов. В 1631 году Bambeeck жил в Sintanthonisbreestraat, где Рембрандт также останавливался в доме торговца произведениями искусства Хендрика ван Эйленбурга; И Рембрандт, и Бамбек инвестировали в бизнес Уиленбурга в 1640 году.
 
    Эти работы Рембрандта тоже относится к серии супружеских портретов, только на этот раз муж, торговец шерстью Николас ван Бамбек, изображен на отдельном полотне, которое находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.

           Рембрандт использовал при написании портрета Агаты новый
композиционный прием: фигура помещена в специально нарисованную  рамку из окрашенного черного дерева, которая стирает границы между воображаемым пространством внутри композиции и реальным миром снаружи. Ощущение прямого контакта с сидящим достигается частично за счет  руки Агаты, опирающейся на раму, а частично за счет  веера, выступающего за край в направлении  зрителя.

   Более раннее уменьшение размера холста значительно уменьшило этот иллюзионный эффект. Особенно бросается в глаза разный уровень отделки картины. Изображение кожи и глаз Агаты Бас удивительно тонкое и нежное.

       Агата одета в чёрное платье с тёмной накидкой  из шелка, украшенного золотыми цветами и диагональными черными шнурками. На ней бледно-розовая шелковая юбка,в руке   модный складной веер.

     Запястья и шею украшают нити жемчуга . Воротник и платок отделанные кружевом. Небольшие углубления на загнутых краях платка говорят о том, что он был прикреплен булавками.
   
    Техническая экспертиза картины показывает, что это кружево Рембрандт расписывал по-разному. В некоторых областях он рисует тонкий узор кружева густым белым пигментом на темном фоне, в то время как в других он заполняет широкую область белой краской, а затем использует более темную краску, чтобы заполнить необходимое пространство .

      Парные портреты, изображающие Бамбека и его жену Агату, являются превосходными примером супружеских портретов, залитых мягким светом, которые Рембрандт писал в 1641.

   Он поместил мужа и жену в иллюзионистские раскрашенные рамы, эффект усилил  перчаткой и плащом.Перчатка, свисающая с края рамы на портрете Николаса, и пальцы левой руки Агаты, которые выступают за пределы рамы.
    
  Картины висели вместе, пока не были проданы в Лондоне в 1814 году.Портрет  Агаты Бас был куплен в 1819 году лордом Ярмутом, исполняющим обязанности принца-регента, и вошёл в Королевскую коллекцию.
   
      Портрет Николаса ван Бамбека был приобретен Королевским музеем изящных искусств в Брюсселе в 1841 году.