Тайны славянской письменности. Загадочный слог РА

Анатолий Бирюковъ
В славянских языках слог РА стоит первым в ряду морфем, образованных при помощи звука Р. Имея вполне определенное значение: «СОЛНЦЕ, СВЕТ, ВЫСЬ», слог выступает в речи и как обозначение ВЕРХОВНОГО БОЖЕСТВА, НЕБА, а также и в некоторых других значениях.

У множества народов от слога РА произошли названия верховных божеств: Ра - бог солнца (Древний Египет), Нараяна – «источник всего сущего» (Древняя Индия), верховный бог Брахма в индуистской мифологии, Рави — название Солнца на хинди. Сошедшего на Землю в индийском эпосе бога звали Рама, правителя в Индии – раджа; духовное лицо в иудаизме – раввин, а фараон в Египте – был «воплощением бога на земле». В древнеславянском эпосе известны такие персонажи как Мара, кикимора, дракон, китоврас, Магура – дочь Перуна, Радегаст – бог солнца, Рарог – огненный дух и т.д.
 
Ра как верховное божество присутствует в русских словах РАВНЫЙ - [в одном ряду с Ра], РАЙ – вместе с Ра, ПАРАД - [шествие в честь Ра], БАРАН - [приносимый в жертву Ра], ВЕРА - [приближающая к Ра], ДУРАК - [имеющий внутри Ра], ПРАВО (ПРАВДА) - [движущее к Ра], ХРАМ - [место обитания Ра], ОБРАТНО - [в отсутствии Ра]. 

Даже заимствованные в русский язык слова сохранили свой первоначальный смысл: ЭРА – «время Ра», ТРАНЖИРА – тратящий богатство без Ра (НАПРАСНО), РАНЖИР – «построенные в честь Ра», ТРАНС – «потеря Ра», РАДИУС –  круг - символ абсолюта, РАДИАЦИЯ – «покидающая Ра», РАДИО – «исходящее от Ра», ВРАЧ – «помогающий от имени Ра».
 
Русское слово РАБОТА обозначающее «усилие, ведущее к Богу», на малороссийском языке (а также польском, лужицком, словенском, болгарском и др.) звучит как ПРАЦА (ПРАЦЯ) с тем же смысловым значением. Отсюда же и значение «раб Божий» - «человек несущий (содержащий) в себе Бога, стремящейся к Богу».

Интересно, что немецкое слово «арбайтен» [arbeiten]- работа, состоящее практически из тех же славянских морфем: БО (bei), ТА (ten) и «перевернутое» РА (ar-«земля, труд»), наоборот, обозначает «усилие, ведущее к богатству».
 
В смысловом оттенке «СОЛНЦЕ» морфема РА используется в таких словах как КОРАБЛЬ - [приближающий к поверхности солнца], РАКЕТА - [покрывающая расстояние до солнца]. ЗАРЯ - [вслед за Ра], РАНО - [еще нет Ра], ЗАВТРАК - [совершающийся до восхода солнца], ЖАРА - [солнечный плач], ОГРАДА - [защита от огня], КОРА - [закрывающая от солнца], РОСА, САРАЙ, РАССВЕТ и др.

Немало слов со слогом Ра обозначающих «СВЕТ»: РАСТЕНИЕ - [тянущаяся к свету], ПОРА - [светлое время суток], ИГРА - [движения на улице], КОНУРА, ПЕЩЕРА и НОРА - [не имеющие света], КАРАСЬ - [живущий на светлой территории], ОКРАИНА - [за гранью света],  ОВРАГ - [изменяющий направление света], РАПС - [светлый], ФАРА - [источающая свет], МРАМОР - [светлая материя], ЗРАК - [реагирующий на свет], РАМА - [пропускающая свет].
 
В значении «светлый, обширный» слог Ра имеется в синонимических определениях СТРАНА, КРАЙ, ЭЛЬДОРАДО (El Dorado). В работах античных авторов первых веков нашей эры река Волга названа именем Ра, также, вероятно, в значении «светлая, красивая». А название одного из ангельских чинов любви, света и огня СЕРАФИМ («пламенеющий») одинаково читается как на греческом  (;;;;;;;;), на древнееврейском (;;;;;;, ;;r;f), и на древнерусском языках.  От определения «подобный Ра» происходят слова КРАСИВЫЙ, КРАСНЫЙ, КРАСКА, КАРАНДАШ, ОХРА.
О НЕБЕ – Ра говорят слогообразования РАДУГА - [дорога, достигающая неба], РАЗИНЯ - [смотрящий вверх], ВИРА - [вознесенное ввысь], ИСКРА - [стремящаяся в небо], РАНГ - [восхождение]. 

В психологии русского человека четко прослеживается связь «душа-тело», имеющее отражение и в лексике. В понимании «ДУША» мы прослеживаем наличие слога РА в словах РАЗВОД - [увеличение количества душ], РАТЬ - [много душ], ПРИЗРАК - [то, что не имеет души], РАДА (совет) - [единодушие]. Обозначение «ТЕЛО-КРОВЬ» мы находим в словах ОБРАЩЕНИЕ - [общение с другим Ра], РАСПЯТИЕ - [обездвиженное тело], ЦАРАПИНА - [дающее движение крови], РАНА - [начало (движения) крови], ТРАВМА - [дающее выход Ра]. А также в словах ССОРА, СВАРА, БРАНЬ, ТРАВЛЯ – отражающих поступки, совершающиеся при взаимодействии нескольких участников или завершающиеся кровопролитием.

      С действием высшей силы Ра связано и распространение знаний (РАЗУМА) на земле. В портфеле современного школьника есть немало предметов, название которых связано с загадочным слогом РА: ТЕТРАДЬ – «содержащая сведения о Ра», КРАСКИ и КАРАНДАШИ, позволяющие изобразить Ра. А прилежный (ГРАМОТНЫЙ) ученик за свой труд получает НАГРАДУ в виде почетной ГРАМОТЫ.

Наряду с определениями и значениями слов, образованных при помощи слога РА, есть и дефиниции совершенно не понятные с точки зрения современного человека. Церковнославянское и древнерусское слово РАМЕНА (мн. РАМО) обозначает плечи человека. У В.А. Жуковского в «Рыцаре Тогенбурге»: «Звонкий рог созвал дружину; все уж на конях; и помчались в Палестину, крест на раменах». «Один, на рамена поднявши мощный труд, ты зорко бодрствуешь над царскою казною…» А.С. Пушкин «Мордвинову». Слово «рамена» с помощью славянской слоговицы читается как «несущие в небо, вверх». Более того, руки человека (исходящие от плечевого пояса) являются правой («движущей вверх» - к РА) и левой («движущей к земле»- к ЛЕ) от славянского слога ЛЕ – «земля».  Старинное название пальца – «перст» происходит от того же корня, что и «перо». ПЕ – «тепло», РО – «терять, ронять»: «перо» - «теряющееся при наступлении тепла, линяющее». Слог СТ у славян означал завершение. Сравните: «гоСТь» - «совершивший путь», «хвоСТ» - «завершающий тело», «роСТ». Следовательно, палец - перст - это «перо, переставшее выпадать».

Словом РА наши языческие предки обозначали воплощение Всевышнего Бога. И старались неизменно находиться в РАДОСТИ – единении с Божьими заповедями. Если человек разрывал своими поступками союз с Богом, и его общение с Создателем давало сбой, то такого человека называли «РА-СБОЙ-ник». Он, подвластный животным СТРАСТЯМ, приносил окружающим и себе РАЗОЧАРОВАНИЕ в жизни,  СТРАДАНИЕ, СТРАХ, РАЗОРЕНИЕ, КАРУ и ТРАУР.

Славянские традиции и этимология нашли отражение и в христианской религии. Находящихся в ХРАМЕ – (месте обитания Бога) объединяет ВЕРА – то, что приближает к Всевышнему. Церковный ПРАЗДНИК – является торжеством в честь Бога, установлен общий день поминовения усопших (ПРАЩУРОВ), ушедших к горнии обители -  РАДОНИЦА.