Как муравьи ворвались в мою жизнь. Дневник

Кира Макова
Предисловие: это мой первый опыт. Опытные мирмикиперы, просьба не бить меня!

(Примечание: мирмикипер - тот, кто увлекается разведением и уходом за муравьями)

Муравьиная королева в доме. День 1
Всё случилось утром. Мама зовёт меня и спрашивает:
- Доця, ты не знаешь, это случайно не муравей?
Я пошла к ней и посмотрела в прозрачную лейку (для салатов, наверное). И нет, это был не просто муравей. Это была оплодотворённая муравьиная матка чёрного садового муравья! Я сказала, мол, да. И тут в моей голове пронеслось: «Это же шанс начать разводить муравьёв!». В общем, королева просидела в этой лейке пару минут, прежде чем я сделала из небольшой пластиковой штуки что-то на подобие инкубатора. Так она там и просидела, до второй половины дня. Потом я выпросила у мамы губку. Обычную, для мытья посуды (ЧИСТУЮ!!!). Новый инкубатор. Перешла матка туда.
([Опущу то, что я пыталась ей семена дать. Забыла – они не едят семена])

Муравьиная королева в доме. День 2

На следующий день я заглянула в «покои» королевы. Кучкой лежали четыре яйца и одно неподалёку. Супер! Ещё я оббегала большую часть аптек и зоомагазинов в округе в поиске нормальной стеклянной пробирки. Тогдашний инкубатор был ну очень маленький!

Муравьиная королева в доме. День 3

Кучка росла. За день до появления муравьихи я купила маленькую форму для хранения всякой мелочи. Но теперь у меня появилась идея: сделать из него «Арену». В общем, и поилку туда впихнула, и продумала, как в будущем оттуда переселять их буду, как кормить. Всё прекрасно!

Муравьиная королева в доме. День 4

Со второго дня начал появляться воздушный пузырь в пробирке. В итоге сегодня начался потоп. Ну, небольшой, капелька. Я в лёгкой панике. Нужно что-то делать. В середине дня решила – переселю королеву с яйцами на «арену». В видео показали, что нужно затемнить место, куда хотите переселить муравьёв. Ну, соединив инкубатор с ареной, поставив всё под лампу на конструкцию из учебников за 10 класс и затемнив куском ткани арену, я стала ждать.
Ждать…
В общем, терпение – не мой конёк.
Итог: пару яиц не пережили переезда.
Но королеве, думаю, понравилось и там. Некоторые разбросанные яйца она аккуратно сложила в одно из отверстий губки.

***(Чуть позже)***
Она сбежала. Резинка порвалась и крышка сама открылась. Найти я её не надеялась, но убежала матка не далеко. Нашла под столом за горой коробок. Быстро выловила и поместила обратно.

Муравьиная королева в доме. День 5-8

Вечером 7-го дня мама сходила и купила в магазине лабораторной посуды 3 пробирки. 1-2 дня назад я приобрела насадку от швабры. Знаете, такая цилиндрическая, выжимать с помощью ручки на швабре надо. С её помощью я сделала уже сегодня тампон для пробирки.
Я опять сотворила конструкцию из книжек поставила под лампу старый и новый домик. Но матка никак не решалась оставлять неудобный дом. Пришлось совершать «микро-стрессы». В итоге королева бегала, бегала, и всё же нашла вход и изучила стеклянную пробирку.
Постепенно она перенесла всю свою кладку. Я даже дала ей время, чтобы она могла убедиться, что забрала всех своих «деток». Но одно яйцо осталось на «арене». Его пришлось «вручную» перенести.
Так у королевы появился постоянный дом, который я стараюсь всеми силами не трогать.

Муравьиная королева в доме. День 9 – 21

Хотя в интернете написано, что пока в колонии не появятся первые муравьи-рабочие, матку можно не кормить, периодически я даю ей сахарный сироп. Так поняла, что готового рецепта нет. 1:3, 1:4, 1:2, 2:3 – не знаю, как правильно. Решила остановиться на варианте 1:2.
У меня появилось желание завести ещё друге виды муравьёв. Я узнала много интересных видов: те же самые Lasius flavus, Messor structor, Temnothorax, Leptothorax, Formica. Но покупать их мне не хочется. Я собираюсь поднять некоторые колонии с нуля. В самом верху в списке желаний находятся Temnothorax-Leptotorax, на втором - Lasius Flavus.

Муравьиная королева в доме. День 22

С нетерпением я ждала, когда появятся первые личинки. Во время кормёжки я смогла рассмотреть вытянутых маленьких личинок. О, да! Возможно на 60-й день появятся первые муравьи. Потом я ещё понаблюдала за маткой. Кажется, я увидела, как она кормила их. Это так прекрасно и мило! Лапками королева «гладила» их, что ли, по другому не могу это назвать.

Муравьиные королевы в доме. День 23

Вечером ходили с мамой гулять возле озера. Моя цель – Leptothorax. Конечно же я их не нашла. В тоже время стала думать: вдруг с моей маткой что-то произойдёт и она умрёт. И если это случится зимой, то следующий лёт придётся ещё долго ждать. А личинки и муравьи могут и не дожить до весны (я не подумала, что маток можно будет купить).

Так что я начала смотреть под ноги и в траву, чтобы найти сбросивших крылья маток вида Lasius Niger.

В общем, не думала, что их у нас сложно найти. Скорее всего, это из-за сухой погоды. По возвращению домой я ни одной не нашла. Уже дома из-за некоторых обстоятельств пришлось снова выйти по делам. Но сначала я заглянула в небольшой парк. Поймала 6-ых! Дома двух пересадила в стеклянные пробирки, а четырёх других – в маленькие пластиковые. Собираюсь завтра купить побольше пробирок.

Муравьиные королевы в доме. День 24

Сходила я в магазин, купила пробирки. Пересадила. Никто пока не отложил первых яиц. Ну, что-ж, подождём. Сделала сироп и дала всем – пусть, кто захочет, поест, мне не жалко.
За одну из пойманных маток за лапу держался мёртвый муравей. Вчера, когда я принесла её домой, она, уже уставшая бороться с муравьём, свернулась в калачик, буд-то мёртвая. Я его аккуратно постаралась отцепить. С горем пополам получилось это сделать, лапки вроде бы все целые. Но одну она не могла разогнуть.
Короче, может, кто-то бы эту королеву и выкинул, но я решила оставить. Очень мне её жалко!

Муравьиные королевы в доме. День 25

Некоторые матки уже отложили первые яйца. Очень переживаю я за хромую муравьиху – она постоянно сидит на ватке и даже не реагирует на тряску. Но к полудню я заметила возле неё первое яйцо. Я очень рада.

Другая положила свой небольшой расплод посередине пробирки.
Ещё две с расплодом возле тампона, а две остальные – без.
Заметила интересное поведение одной матки: когда она чистит себя, то заваливается набок.

Моя первая королева очень умная. Я оставила вчерашний сироп на столе, думая, что ничего с ним не случиться. Сегодня решила покормить королеву. Она его сразу почувствовала, «попробовала» и сразу убежала. Потом я почувствовала странный кислый запах. Капнула на салфетку сироп, понюхала. Какая дрянь! Быстро вытащила опасное лакомство и отправилась мыть шприц. Сделала новый сироп, тоже на салфетку налила пару капель – запаха вообще нет. Дала.

Короче, будет мне уроком. До сих пор меня преследует этот запах.
Смотрела через лупу, как она с расплодом возится. Первый раз увидела, как двигаются личинки. Будущие муравьи!

Муравьиные королевы в доме. День 26-27

Уже у всех матот есть расплод. Королева, которая пострадала от муравья, ходит всё ещё так себе.

Всё таки решила, что куплю Флавусов, только когда – не знаю. Очень уж боюсь я их по почте получать.

Муравьиные королевы в доме. День 28-31

Вот и прошёл месяц, как я завела муравьёв.

Где-то 28-29-го числа я попересаживала абсолютно всех маток в новые пробирки, так как в начале для создания инкубаторов я использовала воду из фильтра. Первый признак того, что из-за использование такой воды всё плохо кончится, я увидела в домике первой матки - на тампоне начали появляться белые слизистые точки со стороны муравьёв. Ваткой я аккуратно поводила по тампону, после чего по запаху определила, что это плесень.

Теперь все сидят в новых домиках, которые должны прослужить им, я так думаю и НАДЕЮСЬ, 3-6 месяцев. 

В 30-й день я увидела кокон у первой королевы. И весь расплод был в нитках, буд-то матка с ватки набрала и в кучу положила.
ВСЁ! Я ПОСТАРАЮСЬ БОЛЬШЕ НЕ ТРОГАТЬ НИКОГО И НИЧЕГО! Пусть муравьи сами разбираются, как свой домик обустраивать. В общем, нитки тогда я постаралась убрать, но всё равно часть осталась. А сегодня, 31-го, кокон всё ещё лежал в куче, а рядом находилось… Что это? С помощью фонарика и лупы я смогла определить, что это… белый муравей. Без кокона.
Посмотрела: опытные мирмикиперы говорят, что иногда такое случается. Ну, теперь будет возможность наблюдать за развитием муравья без кокона.

Итак, какие я сделала для себя выводы за прошедший месяц:
1) Муравьи - неприхотливые в содержании домашние животные;
2) Сироп либо делается на один раз, либо его нужно хранить в холодильнике (по одному источнику - не больше 3-х дней)
3) Для инкубатора нужна чистая КИПЯЧЁНАЯ вода;
4) Я себе:"Да оставь муравьёв в покое!" и "Больше не трогай их!";
5) Список будет пополняться, наверное.

Муравьиные королевы в доме. День 32-33

Возможно, я чего-то не понимаю. Возможно, это нормально...
Что куколки развиваются без кокона. Для муравьёв-жнецов и других видов это нормально, но что насчёт Лазиусов?

(Примечание: дальше я буду использовать русскую транслитерацию часто упоминаемых видов муравьёв)

Может ли быть так, что матка сама зачем-то их вытаскивает из кокона? Или же сами личинки окукливаются уже без кокона? В любом случае, надо наблюдать. Таких уже штук 6! Я понмаю один, но шесть!

Как обычно, каждые три дня я всех кормлю. Иногда ставлю сироп очень близко к матке, чтобы она далеко от детишек своих не уходила. Так я своей первой королеве поставила. Ну, что сказать? Она взяла эту "тарелку" и отодвинула подальше, после чего вернулась к кучке. Кажется, это был намёк. Больше так близко ставить не буду.

Муравьи в доме. День 40, 34-39

Он родился! Первый муравейчик родился! Я так рада! Он такой малипусенький, ещё светлый. И матка его постоянно тягает туда-сюда. Теперь надо задуматься о белковом корме. Может, сушеного гаммаруса купить? Попробую.

У остальных маток всё нормально. Кажется, у той, что всё ещё плохо ходит - самая большая куча с расплодом.

Второй раз за всю мою практику владением муравьёв произошел казус. В первый раз, уже не помню когда, в пробирке у одной из 6-ти маток я обнаружила зелёное пятно. Я его стёрла ваткой. Запах от этого... что это вообще было? Запах как от зелёнки. Но откуда ей там взяться? Даже из пробирки пахло этим. К щастью, на сегодняшний день все матки живы.

Я не подумала "пометить" пробирку, где образовалось это пятно. В 39-й день после кормления некоторых маток кусочками сливы я заметила на "тарелочке" маленькое зелёное пятнышко. И оно тоже пахло зелёнкой.

Что это? Это точно не плесень. На вид это... как же объяснить?  Капните на стекло воду, разбавленную зелёной краской акварели, после чего высушите - получите примерно тоже самое.

Ну, по крайней мере, это для муравьёв не опасно.

Муравьи в доме. День 40

Купила сушеного гаммаруса. Попробовала дать. Даже не притронулись. В чём же дело?

А маленький муравейчик почернел.

Муравьи в доме. День 41

Не знаю, может, дать им другой белок? Мясо курицы, например? Или яйцо сварить? Попробую. Возможно даже, что гаммаруса надо размачивать в воде.

У всех 6-ти маток уже появились маленькие личинки. Так что, всё хорошо.