2. Тако лепо, тако нежно... О сербской музыке

Елена Кибирева 2
«Т;ко л;по, т;ко нежно...»
«Т;ко л;по, т;ко нежно...», — поют Ана Бекута и Шабан Шаулич, и я не в силах удержаться, чтобы не распахнуть душу навстречу сербской песне. Слушаю музыку, и все мои заслонки-задвижки открываются, наглухо задвинутые с утра; распускается, как цветок лилии, моя душа, умягчается затвердевшее сердце.
Как будто осветляется все во мне — так песни сербские, словно магнит, чистят душу и сердце, уносят скверну и отбеливают от всяких нечистот. Пока звучит музыка сербская и пока поют сербские соловушки, любое зло словно параличом сковано, так что невозможно разливаться ему и множиться по земле. Пока поет душа сербская — так, словно в ее голос уже при рождении встроены гуслярские струны-вибраторы, — жив и никогда не будет сломлен этот народ!
Сербскую музыку Ратко слушал, практически не переставая. Оденет вечером наушники, запустит друг-ноотбук и вся ночка его — так и спит в наушниках до утра. В машине и днем и ночью концерт сербский продолжается, особенно когда настроение хорошее.
И ведь вот какая штука получается: если включил в машине флешку с сербскими дисками, значит, все у него «путем» и он доверяет пассажиру. Если переключит на обычную радиоволну, значит насторожен, и себя, свою душу, ни за что не раскроет. Так что не каждому он сердце обнажал и родные сербские напевы включал только тогда, когда душу щемило, а рядом были «свои»...
Ну и я давно уже в их числе. «Своя»!
Сама слушаю и словно другим человеком становлюсь — какая-то тайна в голосах сербских... И хочу слушать только эту волнующую, вибрирующую на грани эмоционального взрыва музыку — словно стою на краю скалы с распахнутыми руками, так дух захватывает.
Музыка, говорят сами сербы, это неотъемлемая часть их духовной жизни. В песенных текстах сербских музыкантов звучат нежные и живые слова, дорогие для любой души человеческой. И это такой контраст с затертыми, пошлыми шаблонами современной поп-музыки!
Какое-то невероятное, враждебное русскому сердцу смертельное цунами обрушилось на нас сегодня с подмостков душноватой эстрады. Незамысловатые мелодии и нарочито глупые тексты пытаются насильно вытеснить в нас красоту русской народной песни, хуля и размывая слова, созвучные славянской душе.
Но сербская песня! Это же гимн для души!
С каким придыханием и радостью я вслушиваюсь в эту живую музыку, и такие нужные сердцу слова, словно припала к горному роднику! Теплым дождем льются на меня и согревают душу звуки, так знакомые славянскому сердцу — «срдце», «сунце», «тайна тв;я и м;я», «д;ша м;я православна», «лю;бови», «тако л;по, тако нежно»... Все эти слова питают тебя, как материнское молоко, а пространство вокруг заливается нереальным солнечным светом, все созидающим... Объяснить это невозможно.
Правда звучит в словах русского скульптора Вячеслава Клыкова: «Сербы — такие, какими мы были когда-то...». И хочу добавить, словами писателя Виталия Носкова: «Нам есть чему поучиться у сербов. Когда-то мы были такие же, как они сейчас». Может быть, именно поэтому так щемит мое казачье сердце, которое ищет и находит свои корни в сербской музыке.
«Срце м;jе п;делено на пре и после нега» — поет Шабан Шаулич, а в голосе столько нежности и проникновенности, такая улыбка теплая на лице певца и такие глаза лучистые и добрые, без хитрости и без всякого намека на знаменитость, что никакой зритель не устоит — раскроет все струны своей души в унисон «соловью сербскому» и запоет вместе с Шабаном. А Шабан направит свой микрофон в зал и подхватят, запоют сербы, словно в один голос — все песни Шабана они наизусть знают — и такой хор профессиональный зазвучит, что не нужны никакие репетиции для этого импровизированного сопровождения — хоть сейчас весь зал на сцену выпускай. Все зрители поют, встали с кресел, руки словно крылья лебединые, в такт музыке раскачиваются, а голоса — сильные, вольные, и все в единой тональности звучат, так что ни одной фальшивой ноты не проскочит. Мощь такая, что этой силой немереной можно все войска вражии свалить, ведь сл;ган «только единство спасает сербов» — национальный девиз сербского народа.

— У вас поют под фонограмму?
— На фиг надо это?.. — возмущению в голосе Ратко нет предела.
Сказал, как отрезал.
Сербская музыка — особенная, из души-голубушки соткана; звучит — будто нектар сладкий на сердце льет.
Слушаешь и забываешь обо всем; как в коконе находишься, забирает она тебя, завораживает, силу имеет над тобой. Без песни душевной сербы как без оружия. И никто серба не покорит, пока он на песнях своих растет и возрастает.
Я слушаю концерты певцов — любимцев сербских — и не могу наслушаться, смотрю и не могу насмотреться, как будто в плен силы неземной попала — не вырваться.
Живая музыка, не попса, не картинку гонит и не зрелищем прикрывается, а самая что ни на есть народная, изнутри сердца сербского вынута. Какие фонограммы? Духовые инструментальные оркестры весело, без фальши, без подделок сопровождают пение задушевное... Не может сербская песня звучать на пустой сцене. Если нет двадцати скрипок в оркестре и не звучат фрулы, гайды, флейты, гусли балканские и короли оркестров — баяны и аккордеоны, и если не «Сто труб» на сцене, то, конечно, «на фиг это надо» такая музыка.
Водопад с высоких скал, чистый игристый ручей, воздух крестовых горных массивов, могучий лесной розовый бук, полет сокола... — вот что такое сербский духовой оркестр! Сербы рассказывают, что у них есть такие инструменты, что извлекают музыку на пять километров вокруг — «бубань», «српска тр;ба» и «б;калы».
По сербским городам часто проходят эти громкие оркестры, это в традиции у народа — оглашать городские улицы силой и гармонией звука духовых народных инструментов, утверждающих силу духа сербского. И в этом есть какая-то тайна. А пусть трясутся нечистые духи и очищается воздух жилищ сербских от всякой вражьей силы! Все реже ходят сегодня эти оркестры по городам сербским, а жаль! В этом духе музыки народной сила сербская прячется! Последняя война украла у сербов часть их праздников народных, но волю к сопротивлению не сломила. И это главное. Пойте, сербы, играйте на Ваших трубах гордых! А мы на Вас подивимся!
17 февраля 2019 года в Германии, возвращаясь после своих концертов, по дороге в аэропорт трагически погиб балканский соловей Шабан Шаулич, король народной музыки, любимец сербов. Этим трагическим событием по национальной культуре Сербии был нанесен тяжелый удар! Я задаю себе вопрос, почему так случилось и было ли это простой случайностью?
Какие огромные зрительские залы собирал Шабан, сколько песен, настоящих национальных шлягеров, подарил он народу! Сколько сербов, разбросанных по всем уголкам мира, объединял в одно целое своей удивительной музыкой! Сколько сердец покорил, скольких молодых артистов научил петь, соединяясь с душою народной! Сколько людей заставил растопить сердца музыкой задушевной! Уверена, что враг народа свято-савского восставал, видя как могучи могут быть сербы, объединенные своей культурой, своей музыкой, своими песнями! Не по нутру вражьему, когда сербы чувствуют свою силу и соборность, когда встают всем зрительным залом и в едином порыве, одну за другой поют вслед за Шабаном песню, зная весь его репертуар наизусть.
И час поют, и два, и всю жизнь...
Пьяный водитель-мигрант, даже не имеющий водительских прав, направил свою машину в автомобиль Шабана сзади и нанес смертельную рану народному любимцу — погиб Шабан в немецкой больнице от разрыва своего соловьиного сердца! Вечная память ему и Царство Небесное!
Теперь голос Шабана льется из прошлого, но так же свободно и гордо, как река горная, вольно срывающаяся с сербских гор и не знающая никаких преград. Так и музыка сербская, которую невозможно заглушить, как невозможно заглушить грохот падающей по скальным уступам воды, живет своей жизнью! И не остановить ее, потому что сила Балканских гор в нее вливается, или, наоборот, она горам и сербам силу дает!
Музыка сербская силу великую имеет, камертон это силы духа сербов несгибаемых. И как не вспомнить тут князя славного Лазаря, давшего сербам силу державную.
Искупил князь косовский сербов из плена земли и сам стал им навеки Царем, хотя на Царство Сербское не короновался. Смертью красной коронован он до скончания века сербам Царем служить, вымаливая свободу Державе сербской у Престола Божия до скончания века!