6. Россия - моя песнь безграничная. Сербы и мир

Елена Кибирева 2
«Россия — моя песнь безграничная...»
«Промолвлю просто лишь “Россия” и в;роги дрожат...». Это стихотворенье написано протоиереем Исаией, сербом. Он служил настоятелем Русского храма св. Николая Чудотворца в итальянском городе Бари. Стихи я опубликовала в 1998 году в журнале «Звонница» по благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила (+2008). Тогда я еще только начинала делать робкие шаги в журналистике, но сердце уже тянулось к теме святости Царственных страстотерпцев, теме Пушкинской поэзии и связи русской культуры с историей Балкан. Все три темы прошли красной нитью по моей судьбе, и теперь я понимаю, почему так трепетно и с такой надеждой сербы смотрят в сторону России.
Да, нас пытаются разделить, пытаются поссорить, пытаются вбить клин в историческую правду, которая единственно есть. А правда заключается в том, что два наших славянских народа, именно народа, а не политики, умеют понимать и любить друг друга. Слабые вожди предают не только соседей, но и свой народ. Однако сам народ русский всегда ответит любовью на любовь, преданностью на преданность, молитвой на беду и стуком сердец на сомнения в его дружбе.
Мы, и сербы и русские, молимся одному сонму святых, стоим перед одним Крестом Христовым, и лучшие наши сыны готовы воевать друг за друга даже до смерти. И я искренне благодарна протоиерею Исаие, сербу, который дает нам свое пасхальное целование и готов укрыть Россию на своей ладони, как птицу, которая носит под своим крылом «всю радость Неба».
И сердце мое бьется вместе с нею. И за нее болит.
Как сербы любят и верят в Россию, так и Россия таит в себе ответную любовь. И, может, через поколение, а может, через два, но то, что есть в её недрах — от Царей православных, от рода Пушкиных, жертвовавших на строительство черногорских монастырей, до русских жен сербов — даст добрые всходы и здоровые плоды.
Мы будем петь о новых «возгоревшихся лю;бовях» и всегда будем писать о нерушимой дружбе с Балканами, потому что союзу Сербии и России д;лжно обязательно быть!
Стихи протоиерея Исаии — в белом переводе. Они так и называются «Россия — моя песнь безграничная».
 
Как силою своей молитвы
Благочестивая спокойная старушка —
Земля великая Россия
Под покровом своим широким
Хранит мой народ и сердце,
О нем заботясь, воздыхая,
Как о дитяти малом!
Ее простор вздымает грудь мою,
И кажется, что больше становлюсь.
Промолвлю просто лишь: «Россия», —
И в;роги дрожат.
Едва приблизится ее раздолье,
Словно рукой подать,
Тогда Россия может поместиться
Вся на ладонь мою, как птица,
Что носит под крылом своим
Всю радость Неба.
Люблю Россию необъятную,
Как мать народа моего.
Люблю тайгу, степь и тундру.
И Федора Михайловича люблю.
И князя Владимира,
И Сергия Радонежского, —
Святых, всем известных.
Есенина Сергея и Сережу дворника
С бульвара в Питере.
Люблю ее березы,
Что шелестят влюбленно.
Угасшего сокрыло тайны дня
Сиянье возгоревшихся любовей,
Еще не высказанных.
Высокогласная и Небу близкая,
И чистая, словно слеза ребенка,
Во Владивостоке рожденного,
Умытого лучами солнца первыми.
России песня отзывается в душе,
И сердце мое бьется вместе с нею
И за нее болит.
И Русь прощает равно
Как ненавидящих, так и любящих.
И переносит все легко реками райскими,
И жизнею, и силой полноводными.
Поэтому я, грешный перед Господом,
Каждым воздыханием молюсь о России.
 
Эти стихи привезла из паломнической поездки по Святой Земле русская певица — Лина Мкртчян!

От святителя Николая Сербского...
Народная мудрость сербов

Эти пословицы я выписала из поучений святителя Николая Сербского (Велимировича), сербского святого, духовного писателя.
«Путь прям, да ноги кривы».
«Спрячешь осла, да уши видны».
«Дурак за час столько спросит, что мудрый за век не ответит».
«Сегодня в зол;те, завтра в бол;те».
«Хорошо дать раньше, чем попросят».
«Слепому не ставят зеркало».
«Избыток сердца — на языке».
«Молчание вдвойне дороже ответа». А мы, русские, говорим: «Молчание — золото, слово — серебро».
«Ранний плод гниет быстрее».
«Что идет не от сердца, к сердцу не дойдет».
«Лучше любовь в разлуке, чем ненависть в доме».
«Лучше согнуть, чем сломать».
«Кто много говорит, — или много знает или много лжет».
«Кто гонит кошек, — зовет мышей».
«Мудрый к старости мудрей, а дурак — чем старше, тем глупей». «Не иди в путь с дураком: когда падает — орет, когда упадешь — смеется».
«Огонь ветром и обиду обидой — не погасишь».
«Велик барабан, да пуст».
«Порядочность мало обещает, много делает».
«В нашей власти — к;к жить, а не сколько».
Эти сербские пословицы и русскому уму понятны — как будто с нашего языка слетели.
Любим мы, в который раз говорю себе, сербов — носителей христианской мудрости. Сердце каждого русского человека подсказывает ему, что серб — это свой, это брат!
Да и сербы нас уважают. Не раз в нашем доме Раткины земляки гостили. И все, кто Ратко братом называл, меня тут же сестрой величали. Так заведено у сербов — уважительное отношение к другу, его семье, к родине и задушбинам. Вчитайся хотя бы в пословицы сербские и поверишь им сразу. Рядом с умом сербским живет премудрость русская. Как нас учили деды наши истине да разумению, точно так и душа сербская вещает-чувствует. Спрятана в пословицах сербских душа русская.
Пословицы сербские народ оберегают, ума добавляют. Что ни слово, то и я подпишусь.