5. Уроки югославского. Сербы и мир

Елена Кибирева 2
Уроки югославского

Мы с моим сербом Ратко в офисе депутата областной Думы Василия Александровича Кислицина, в гостях у его избирателей, простых русских людей, — бывших учителей курганских школ, университетских преподавателей, ветеранов Великой Отечественной войны, заслуженных ветеранов труда, рабочих и пенсионеров.
Сегодня 6 июня 2016 года.
День рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Мы приглашены, чтобы поговорить о великом и могучем русском языке, о славянской культуре. Однако разговор сместился в сторону трагедии, произошедшей на Балканах в 1990-х годах и происходящей и в наши дни. Коснулись и трагической судьбы Ратко, участника балканской войны 90-х — ратника*, войника.
Как сострадателен русский народ! Сколько теплоты льется из русских сердец! Кажется, окаменело сердце сербского солдата, которому испытания преподнесли жесткий урок и в 2016-м в России. Но наши русские женщины обогрели, обласкали силой своих добрых глаз, силой нежных слов и лучезарных улыбок застывшую душу обиженного героя.
Любят в наших русских селениях славян-сербов, считая их неложными друзьями-братушками. И если ум человеческий молчит, то говорит за него душа и совесть русская — не уклонится от правды, не предаст народной любви... Со-весть — весть соборная, народная, и этим все сказано. Не надо много знать, не надо много глаголить, если сердца двух славянских народов ведают, «читают», как говорит Ратко, друг друга из глубины сакральной. Берегите это единство, дружбу, славу, сербскую и русскую, сыны балканские и российские!
В ходе общей беседы о судьбе сербского народа кто-то из учителей, преподававших русский язык еще в советской школе, воспитанный на идеях интернациональной дружбы народов, развернул старую статью из областной газеты 1999-го года с текстами школьных сочинений.
В статье — боль детских сердец за варварские бомбежки Сербии натовскими самолетами.
«Уважаемое правительство! — пишет ученик 7-го класса школы для детей-инвалидов Костя Стерхов, обращаясь к Ельцинскому правительству. — Не допустите третьей мировой войны, помогите Югославии оружием и силой» («Новый мир» от 7 мая 1999 г., Курган). Вот она, щемящая душу правда о любви русского народа к Балканским славянам. Откуда она у 14-летнего подростка?
«Уважаемый Билл Клинтон! Я прошу Вас прекратить бомбардировки Сербии, а также не начинать третью мировую войну... Уважаемый Борис Николаевич! В случае отказа Билла Клинтона нужно предпринять меры для поддержки Югославии», — Костя Тагильцев.
«Если Вы не можете остановить войну в Югославии, Борис Николаевич, тогда ушли бы Вы из президентов», — Маша Л.
«Зачем лить на землю кровь чужих народов! Бог создал нас для того, чтобы мы любили друг друга, а не убивали. Пусть будет мир во всем мире!» — В. Мурашов.
«Я обращаюсь к американским детям и прошу, чтобы они уважали все другие народы...» — В. Фофанцев.
«Все мы понимаем, — пишет автор газетной заметки, — как на уроках русского языка нас учили правильно писать письма. О чем мы писали в них? О том, что нас волновало... Эти письма написаны в конце апреля 1999-го. Их авторы — дети-инвалиды... Понятно, что чужую беду лучше всего чувствуют те, у кого и своя-то жизнь не такая уж легкая. Такой вот “урок югославского” провела с ребятами учительница русского языка Галина Прокопьевна Жданова».
Откуда в русских детских сердцах столько пронзительной правды и сострадания к сербам — нашим братьям по вере, по убеждениям, по идентичности? Думаю, это особый врожденный патриотизм, любовь на генном, необъяснимом разумом уровне. С этими удивительными душевными дарами рождается каждый русский человек, призванный к созиданию мира.
Православные сербы, как никакой другой народ, по какой-то глубинной интуиции и благодаря объединительной борьбе против общих исторических врагов любят и понимают Россию. Не случайно в одном из интервью в ходе балканской войны 1991–1995 гг. Радован Караджич, лидер боснийских сербов, ныне томящийся в застенках Гааги, произнес следующие слова:
«Мы защищаем не только сербский народ. И не только Сербию! Мы защищаем и Россию! Правда, она пока об этом еще не знает».
К нам, в наш новый век брошены были эти слова — с предупреждением и увещеванием.
Да, в 1990-х большинство россиян были заняты проблемами собственной разваливающейся на части страны и не хотели верить, а многие просто не понимали, что судьба России связана с Балканами неразрывно.
Судьба Балкан — как предвестница России!
В одном из своих последних интервью накануне ареста Слободан Милошевич, президент Сербии, обратился к русскому народу с пронзительным призывом:
«Русские! Я сейчас обращаюсь ко всем русским, жителей Украины и Белоруссии на Балканах тоже считают русскими. Посмотрите на нас и запомните — с вами сделают то же самое, когда вы разобщитесь и дадите слабину. Запад, эта бешеная собака, вцепится вам в горло... Братья, помните о судьбе Югославии! Не дайте поступить с вами так же...»

Сербы и мир

Как относится к Сербии современный мир?
На этот вопрос я искала ответы в многочисленных книгах о последней сербской войне наших военных писателей, дающих оценку сербам как яркой и самобытной нации. Искала и в газетных интервью албанских и хорватских солдат, ненавидящих сербов как самых лютых и непокорных врагов. Однако даже эти совершенно противоположные позиции и оценки врагов и друзей Сербии не отражают в полноте один из трагических вопросов современной истории: «Православные сербы и ненавистническое отношение к ним мира в конце 1990-х».

Если бы враждебная клика России не отдала на заклание Сербию, веками беззаветно служившую интересам России, вряд ли столько стервятников, питающихся мертвечиной, слетелись в конце второго миллениума со всех концов света на страшный пир Ирода, главным блюдом которого должна была стать окровавленная голова балканской красавицы Сербии. Забыли, видно, «клановые вожди» Р;сии*, что у нее и у сербов — одни и те же враги, одни и те же злодеи, одна и та же судьба, одни и те же святые, одна и та же любовь Христова, один и тот же святой Покров над православными Небесами, один и тот же исход и одна молитва, хранящая во все времена нетленную душу народа Божия.
Мы-то знаем, что глубоко в сердце русского народа сокрыты его национальные корни. Есть, да, есть национальное сознание у русского человека!
Не омертвели душой русы — жива в нас национальная идея, жива историческая память и жива совесть! Дай нам только время, Господь. И когда высохнут наши слезы, когда окрепнем мы от невыносимых страданий за родных по духу сербов, когда испепелит нас христова наша совесть и когда мы найдем в себе силы отряхнуть со своих б;льных платьев серый пепел выжженных сербских анклавов, — тогда выпарится из наших сердец соль крепкого слова русского и новые Пушкины, вторя словам сербского краля Стефана, воспоют пушкинскую песнь западных славян:
 
Прав Ты, Боже, меня наказуя!
Плоть мою предай на растерзанье,
Лишь помилуй мне душу, Иисусе!
 
И, возможно, не раз еще в сердцах русских и сербов прозвучат слова славного сербского воеводы М;лоша:
 
Над Сербией смилуйся Ты, Боже!
Заедают нас волки янычары!
Без вины нам головы режут...
 
Искусственная демонизация и изгнание сербов со своих исконных земель — суть пристрастного отношения мировой закулисы к сербской нации — одного из самых ярких и самоотверженных в нынешнем мире народов, готовых даже до смерти мужественно и отчаянно воинствовать с миром за свое право на свободу, веру и исповедь. Святитель Николай Сербский, отвечая на вопрос, что мир думает о Сербии, привел для размышления эту притчу.

Притча

«В некие времена на праздник Рождества Христова на землю сошел Архангел Божий Михаил.
Собрав вокруг себя разных людей, он наделил их подарками и, указав на одну из дорог, сказал:
— Идите по этой дороге и раздайте мои дары всякому, кого встретите на пути.
На обочине той дороги, на которую указал Архангел, сидел некий раб, закованный в цепи. Он был нем и недвижим, как каменное изваяние, а вокруг него суетились разные звери. Приняв облик обычного человека, Архангел Михаил встал в конце указанной дороги и, встречая каждого путника, задавал ему один и тот же вопрос:
— Не встретил ли ты кого на своем пути?
— Нет, — отвечал первый путник, — я видел лишь корягу, обмотанную железными цепями, и множество диких зверей вокруг нее. И когда звери бросились ко мне, зарычав: “Отдай нам дары”, я отдал им все подарки.
Тогда Архангел спросил другого путника. Но и тот ответил:
— Я видел лишь бесформенную глину и множество лютых зверей вокруг нее. А когда звери бросились ко мне, заурчав: “Отдай нам дары”, я отдал им все.
Тогда Архангел спросил третьего путника. И тот ответил:
— Я видел лишь какой-то мрачный камень и множество диких зверей вопиющих: “Отдай нам дары”. И я отдал все дары им.
Тогда разгневался Архангел Божий Михаил и повелел путникам:
— Идите за мной.
Дойдя до того места, где пребывал закованный в цепи раб, Архангел обратился к нему со словами:
— Кто ты, закованный в железо?
Ответа не последовало.
— Но ты не ком глины?
И на этот раз не было ответа.
— Ты не камень?
Ответа нет.
— Ты — дух?
Молчание.
— Тогда, может быть, ты — человек?
При этих словах лик человека, закованного в цепи, дрогнул, и он произнес:
— Нет, я — раб. Но как радостно мне слышать такой вопрос! Много лет я сижу здесь, но никто никогда ни на одном языке не назвал меня человеком...
Тогда Архангел забрал свои дары у зверей и отдал их несчастному рабу. А затем с болью произнес путникам:
— Господь научил вас творить людей даже из металла, глины и камня, а вы сделали наоборот — превратили людей в металл, глину и камень. Безрадостно это Рождество и мне, и вам.
И, тяжко вздохнув, Архангел Божий Михаил взлетел на небо...»
Вот и вся притча.
Но сколько в ней мудрости и правды!
И не удивительно, что Югославия, окруженная «зверями»-янычарами, извечными врагами сербов, предстает своим соседям, вечным и бездушным «путникам», не в человеческом образе, а в виде груды ржавого железа, окованного цепями, либо грязным комком глины или старой лесной корягой.
Но поражает то, что какая-то горстка управленческого аппарата России 90-х (не сам народ, а политическая клика страны) уподобилась тем ослепленным путникам, которые сами давно стали бездушными изваяниями, и готова раздавать дары Божии — богатства России, ее суверенитет и державность, ее Православную веру — тем же «диким зверям», врагам России, о которых предупреждает святитель и писатель Николай Сербский в своей пророческой притче.
По гнусным делам предателей — врагов нашей суверенной Державы, хранительницы Православия, — может отвернуться от России Архистратиг Божий Михаил. Взлетит он на небо и произнесет слова, которые страшной правдой звучат сегодня во многих странах Европы:
— Господь научил вас творить людей даже из металла, глины и камня, а вы сделали наоборот — превратили людей в металл, глину и камень. Безрадостно это Рождество и мне, и вам.