2. Еще один Лазарь и еще одно Косово. Сербы и мир

Елена Кибирева 2
«Еще один Лазарь и еще одно Косово»
«Еще один Лазарь и еще одно Косово».
Эти слова Николая Велимировича сказаны им о русском Царе Николае II, претерпевшем вместе со своей святой семьей мученическую кончину на Екатеринбургской Голгофе.
Сербы особо чтут последнего Государя всея Руси Николая II и еще в 1930 году христиане из города Лесковац просили Синод Сербской Церкви прославить его в лике святых. Иконами русского Государя украшали сербы свои православные церкви. В 1927 году в сербском монастыре святого Наума на Охридском озере на стене храма в одном из овалов, подготовленных для росписи, проявился сам собой образ Царя Николая II, чему свидетелем стал русский художник С. Ф. Колесников, приглашенный расписывать храм.
Но еще более удивительный факт почитания сербами нашего Государя как защитника сербов, связанный с именем князя Лазаря, приводится в статье Елены Аркадьевны Осиповой, к.ф.н., напечатанной на сайте журнала «Покров» от 18 мая 2018 года.
В 1896 году, в день коронования, Николай II получил в дар от сербского народа удивительную святыню — крест князя Лазаря. Крест с сопроводительным письмом Государю от имени сербского народа преподнесла благотворительница Драгиня Петрович. В письме выражено все: любовь сербов к России и упование на ее защиту, преданность русскому Царю и надежда, что именно Русский Царь призван, как и царь Лазарь, сохранить «все Православие».
«Ваше Царское Величество, Всемилостивый Государь!
С глубоким чувством преданности смиренно склоняюсь пред Величием Царя всея Руси, защитника также и сербского народа, и, преклоняя колена у подножия Престола Вашего Величества, в день священной коронации Самодержца Царя Николая Александровича и Царицы Александры Федоровны дерзаю преподнести в дар это святое ознаменование спасения христианского.
Ваше Императорское Величество, окажите любезность милостиво принять данный святой крест в этот великий и священный день Вашего Венчания на Царство с любовию православной сербки и от имени всех сербов, разделяющих мою преданность и любовь к России. Сей крест — расцветшее древо — был обнаружен на поле Косовском, где погиб сербский царь, великомученик князь Лазарь, защищая православную веру, свой народ и державу от агарян. Уповаем, что Вездесущий Господь наш Иисус Христос, Который знает верных Своих и Который воздвиг Россию защищать и оберегать святую веру православную и Божию Церковь, сохранит все Православие. Да воссияет сербам Солнце Правды, благодаря помощи и участию Русского Монарха — Первого Славянина. На коленях припадаю у престола Вашего Царского Величества, даруя это святое знамение из великой любви к Царю Всея Руси — защитнице также и сербского народа. Май 1896 год, Белград. Вашему Царскому Величеству наипокорнейше Драгиня Петрович».

Вот и еще один ответ на важный вопрос, что же тайно и явно связывает русский и сербский народы и в чем историческое предназначение Сербии и России:
— Спасение мира через несение Русского и Сербского Креста под девизом Косовских князей: «За Крест честной и золотую свободу!»
По словам святителя Николая Велимировича, знак Креста честного означает зависимость от Бога, а знак золотой свободы — независимость от людей.
«...Под знаком креста, — писал святитель, — значит идти за Христом и сражаться за Христа, а под знаком свободы значит освобождаться от страстей и всякой нравственной гнили. Мы не говорим: просто крест и свобода, но — честн;й Крест и золотая свобода».
* * *
Чтобы дополнить образ нашего Государя Николая II, очерненного силами мирового зла, приведу пример его нелицемерной, христианской любви к своему народу.
В книге писателя Виктора Васильевича Кузнецова «Тайна Пятой Печати» издательства «Сатис» (Санкт-Петербург, 2002 г.) описывается трогательный эпизод, характеризующий Николая II как императора, имеющего поистине отцовскую заботу о своих подданных.
В 1909 году, когда Царская семья находилась на отдыхе в Ливадийском дворце в Крыму, Военное министерство России решало вопросы обновления обмундирования и снаряжения для пехоты.

Николай II, зная об этом, распорядился принести ему комплект обмундирования пехотинца одного из Императорских полков и, одев на себя ранец с полной солдатской укладкой, а также ружье, тайно совершил пешим ходом прогулку длиной около сорока верст, туда и обратно.
Вернувшись после 8-часового похода, Государь с удовлетворением констатировал, что снаряжение — вполне годное к военным нуждам пехотинцев, и за время сложного перехода по крымским дорогам солдатский ранец не набил ему ни плечи, ни спину.
Сам лично проверил и убедился.
Трудно себе представить, чтобы кого-то из современных европейских лидеров волновали сегодня эти простые, человеческие заботы о своем народе, о солдате.
Но мы — русские! И нам открыта тайна честного Креста и золотой свободы! Только почему сербы едва ли не больше нас уважают русских Императоров и чтят их искупителями своего народа и православной веры?