Тайна Жанны д Арк

Александр Шувалов
Жанна д’Арк, которую ещё называют «Орлеанской девственницей», жила в пятнадцатом веке и считается народной героиней Франции. Она возглавила освободительную борьбу французского народа против англичан, восстановила на престоле Карла VII, но обвинённая в ереси, сожжена на костре. В 1920 г. церковь (лучше поздно, чем никогда) предусмотрительно пересмотрела своё решение и Жанна была причислена к лику католических святых.

Оставим в стороне спорные факты, относящиеся к происхождению Жанна д’Арк и её дальнейшей судьбе, согласно которым она была «королевской принцессой», сестрой Карла VII и удачно избежала мученической смерти. Но заметим, что аргументы в пользу её королевского происхождения – это ещё и дополнительное доказательство наследственной психической ущербности, которая невольно сводит на нет божественное происхождение её галлюцинаций. Если Жанна приходилось сестрой Карлу VII, то отцом её был бы страдавший шизофренией Карл VI, которого биографы нарекли «Безумным».

В историческом плане Жанна д’Арк – одна из немногих женщин, стоящая на одном уровне с гениями и, пожалуй, единственная, чья загадка, спустя 550 лет, объяснена вполне естественнонаучным методом.

«В 13-14 лет у неё стали появляться видения, ей слышались голоса. Однажды она увидела ослепительный свет и в нём крылатую фигуру архангела Михаила (он считался покровителем Франции). Он заявил ей, что пришёл передать ей приказ от господа, чтобы она шла на помощь к дофину, который через неё возвратит своё королевство. Архангел Михаил явился в сопровождении св. Екатерины и св. Маргариты, которые после того стали руководительницами Жанны. Видения стали повторяться всё чаще;  вначале они внушали ей ужас, но после она испытывала большую радость от общения со святыми. Св. Екатерина и св. Маргарита настойчиво говорили ей о её миссии... Видения всё повторялись и голоса были очень настойчивыми. Под влиянием их она совершила ряд поступков, поставивших её во главе армии. У психиатров нет достаточных данных, чтобы дать точную квалификацию галлюцинаторных явлений, которые имели место у Жанны... Заслуживает внимания тот факт, что “голоса” слышались, когда доносился колокольный звон отдалённой церкви». (В.А. Гиляровский, 1949).

«Позднее голос стал являться Жанне каждый день, и этот голос приказывал ей, что нужно идти во Францию. Голос по два, а то и по три раза в неделю подсказывал Жанне, что нужно уходить во Францию, но так, чтобы отец не заметил ухода дочери. “Голос сказал мне, что нельзя оставаться, а надо идти и снять осаду с города Орлеан”». (В. Бауер и др., 1995).

«Целых пять лет, от тринадцатого года до восемнадцатого, длится борьба её с Голосами, такая же, как у св. Франциска Ассизского». (Мережковский Д.С., 2018).

«Галлюцинации явились причиной выдающихся достижений Жанны д’Арк; они носили комплексный характер: и слуховые, и зрительные, и вкусовые, и обонятельные. На своём судебном разбирательстве Жанна утверждала реальность своих видений». (J.F. Nisbet, 1891).

«Вот что она сама рассказала о том, как это началось: “Мне было тринадцать лет, когда мне было откровение от Господа, через Голос, который учил меня, как я должна себя вести. Первый раз я очень испугалась. Голос пришёл около полудня, летом, когда я была в саду моего отца. В тот день был пост, а накануне я не постилась. Я услыхала голос справа, со стороны церкви. Я редко слышу его без света. Свет бывает с той же стороны, с которой слышен Голос; и тогда бывает обыкновенно сильный свет... После того как я слышала его три раза, я узнала, что это голос ангела. Я увидела перед своими глазами архангела Михаила. И он был не один, его сопровождали ангелы небесные”». (С.С. Оболенский, 1992).

«”В прямую противоположность галлюцинациям её переживания не оторваны от реальности, но завершают реальность и активно преображают её...” (Французский психиатр д-р Логр, “Ле Монд”, март 1947 г.) При отсутствии болезненных явлений (абсурдный умственный автоматизм или интеллектуальная недостаточность), которые неизбежно сопровождают бред или безумие, “видения”, “голоса” и “призвание” такого существа, как Жанна д’Арк, представляются скорее состоянием “сверхнормальным”, чем ненормальным... Ум, мягкость, здравый смысл и практическое чувство Жанны д’Арк прямо противоположны душевному расстройству».

Лето 1428 г. «Жанна предстала перед церковным судом города Туля, её обвиняют в невыполнении обещания выйти замуж... Жанна уточнила: отцу и матери “она повиновалась во всём, за исключением процесса, проходившего в городе Туле по вопросу о замужестве”. Таким образом, эту “помолвку” устроили её родители, и, вне всякого сомнения, из-за беспокойства, которое могло им причинить поведение дочери. Она объясняет это следующим образом: “Я слышала от матери, что отец мой сказал моим братьям: “По правде говоря, если бы я верил, что с моей дочерью случится то, чего я опасаюсь, я хотел бы, чтобы вы её утопили, а ежели вы этого не сделаете, то сам утоплю её”». (Р. Перну, М.-В. Клэн, 1992).

«Параноидная форма шизофрении. Первое видение больной в 13-летнем возрасте является, видимо, псевдореминисценцией. Картина заболевания во многом напоминает крепелиновскую экспансивную шизофрению». (W. Lange-Eichbaum, W. Kurth, 1967).

«То, что она еще, будучи ребёнком, никогда не рассказывала своей семье о голосах и видениях, так как они не мешали ей выполнять обязанности повседневной жизни, отличает её от галлюцинаторных феноменов истериков... Комбинация солдата со святой возникает на основе психосексуальной незрелости». (D.K. Henderson, 1939).

«Представляется, таким образом, что основой галлюцинаций Жанны д`Арк была парциальная эпилепсия, возникшая, вероятно, в результате травмы головы (может быть, и лёгкой) или воспаления мозга (которым могло сопровождаться одно из инфекционных заболеваний, столь распространённых в эпоху средневековья). Следовательно, скорее всего это была лёгкая темпоральная (височная) очаговая эпилепсия, проявляющаяся только в аурах, которые, в итоге, были ничем иным, как "голосами" и галлюцинациями Орлеанской девы». (И. Лесны, 1998).

Её эпилептические припадки иногда бывали вызваны звоном церковных колоколов, что оказывало на неё такое сильное действие, что даже на поле сражения она падала на колени. В межприступный период ей были присущи такие характерные симптомы, как: «эмоциональность, эйфория, идея получения приказов, отсутствие юмора, сдержанность, обострённое моральное чувство, асексуальность, нетерпимость, агрессивность, депрессивность, суицидальность и глубокая религиозность». (Свааб Д., 2014).

«Если бы она прожила дольше, то, возможно, что её психическое заболевание выступило бы более отчётливо». (B. Duhr, 1888).

Сексуальная сфера

«…рождение этого ребёнка было сознательно окружено тайной, а также, весьма вероятно, потому что точный пол ребёнка не был известен. Не забудем, что Жанна Девственница столкнётся с тем, что её собственный пол в течение долгого времени будет оспариваться и что, по слухам, она была на деле мальчиком. Потребовались проверки, проведённые в Пуатье (1429 г.) и в Руане (1431 г.), чтобы установить в точности, что она была девушкой, к сожалению, страдавшей от деформации полового органа, из-за чего для неё были невозможны нормальные половые сношения…» (Р. Амбелен, 1993).

 «Для Жанны д’Арк эндокринные нарушения, возможно, имели прямое влияние на её психику, поведение и сексуальность... Несмотря на то, что её груди были хорошо развиты, у неё не было менструаций. По всей вероятности, Жанна страдала гормональным нарушением, эндокринопатией, требующей уточнения... Аменорея и отсутствие половой зрелости сильно подавляли её сексуальное влечение. Возможно, что обет вечной девственности, религиозный фанатизм, даже её “голоса” были исключительно следствием этого подавленного влечения... Для Жанны было вполне естественно жить и путешествовать с мужчинами, без стеснения раздеваться и одеваться перед ними или делить с ними ложе. Мужчины не оказывали на неё притягательной силы, как и от неё не исходило сексуального возбуждения. Обусловленное физиологическим нарушением отсутствующее половое влечение было по всей вероятности причиной отсутствия интимной привлекательности тела... На фоне этих психических и гормональных аберраций, которыми страдала Жанна, возможно легче понять её эксцентричность, безумную храбрость, неугомонность, бесстрашие, крайнюю самонадеянность, потребность носить мужскую одежду, религиозный фанатизм и обет девственности». (R.G. Greenblatt, 1980).

Её заболевание «проходит на генетическом уровне и называется синдром (тестикулярной феминизации) Морриса. Женщина с таким диагнозом обладает необыкновенной физической силой. Причём внешне она может оставаться очень привлекательной - стройной, высокой и статной... Ко всему прочему следует добавить, что в экстремальных ситуациях женщины с синдромом Морриса проявляют просто фантастический героизм, не укладывающийся ни в какие стандартные понятия... Детородный орган - женская матка - при синдроме Морриса отсутствует. Влагалище представляет собой как бы глухой карманчик длиной всего лишь несколько сантиметров. На месте женских яичников расположены... мужские яички... Помнится, французский король, который по сути был обязан ей сохранением собственной короны, ничего не сделал для спасения Орлеанской Девы. Не исключено, что его подробно проинформировали о физиологических особенностях Жанны д’Арк, и монарх также поверил в то, что спасительница знается с Сатаной... Таким образом, французскому королю Карлу VII крупно повезло. Окажись Жанна д’Арк абсолютно здоровой, монарх остался бы без короны, а Франция - без независимости». (А. Рохин, 1996).

Ей устанавливают диагноз тестикулярной феминизации – синдром Морриса, который характеризуется у женщин отсутствием менструаций, высоким ростом и хорошим физическим развитием, деловитостью и высоким интеллектом, отважностью и склонностью к трансвестизму. Это расстройство, безусловно, многое объясняет в необычном поведении Орлеанской девственницы, которое и послужило причиной последующей славы. Следует добавить, что повышенный уровень тестостерона достоверно коррелирует не только с повышенным интеллектом, но и со склонностью к рискованным поступкам, повышенным мужеством. Гормональная патология легендарной Жанны сочеталась с истерическими нарушениями психики. Её экзальтированная религиозность могла достигать временами степени истерического психоза. В социально-историческом плане Жанна д’Арк подтверждает тот факт, что главным двигателем истории в ряде случаев могут становиться не народные массы, а личность!
***