Несколько слов в вечность...

Сергей Груздев Валаамский
Валаамские судьбы...
Несколько слов в вечность...
История  одной финской девушки.

                Рассказ
###
А, вы умеете слушать озеро?.. Шумное, неспокойное, Ладожское... оказавшись в ночи посреди его бескрайних просторов.
Я хочу вам поведать историю об одной такой ночи, с которой начиналась длинная жизнь.Прошлый  век. 1944год. Месяц март Середина. Несколько человек, среди них и восемнадцатилетняя  Ева,  гонят в сумерках скот на далёкий и заброшенный остров Валаам.
Ветер шумит, и слышатся в его свисте то ли вой одинокого волка, то ли вода течёт из трещины, то ли песни родной Суоми то ли плач младенца?..
Холод и страх охватывают душу.
Ева с братьями и сёстрами спешит на  чернеющий вдали чужой остров.  Трещит под ногами лёд от мороза, благо больших трещин в этом году на озере нет.
Бредут не спеша коровы, стряхивая с себя налипший снег, либандают, звенят колокольчики на их исхудавших шеях. Зима в этом году холодная, снежная. Лёд на озере крепкий. Коровы голодные, их и ведут на Валаам в надежде откормить там брошенным монастырским сеном. Много, говорят  там сена осталось от монахов. Они -то все по льду  перебрались в Финляндию,  вместе с финским гарнизоном,когда советские самолёты начали интенсивные каждодневные бомбардировки острова. Там и обосновались на многие  годы... Новый монастырь выстроили. И посейчас стоит.
Сквозь непогоду и надвигающуюся темноту, Ева будто  чувствует этот пряный  душистый запах засохшего клевера - сена. Хочется есть, хочется тепла, и хочется поэтому скорее дойти. Почуяв приближающийся берег и коровы ускорили шаг, так что приходится за ними чуть не бежать бегом... Луна и  звёзды освещали далёкий путь. Свет их устремлялся далеко вокруг и от этого становилось спокойно на душе, страх уползал куда-то  прочь...
Ева - финка. Она родилась в 1926 году в Финляндии. Отец был финским коммунистом и в 1933 году с матерью и семьёй они зимой переехали в Советскую Карелию строить новую жизнь.В тот год летом 14 июля исполнилось  Еве семь лет.
Когда отца в 1938 году репрессировали, жили они тогда в Беломорском районе, в лесном селе. Отца предупредили, чтобы он прятался, что за ним скоро придут, но он был верным партийцем, ничего плохого не делал, и не верил, что его могут арестовать. Революционная мельница многих перемолола в то время и правых и не правых, виноватых и невинных.
 Потом уже, во прошествии лет, Ева узнает, что его утопили на канале в Беломорске. Не выплакать всех слёз и не понять вину, особенно если её  нет.  Отец так и будет часто стоять перед глазами. Голым, стоящим в воде которая всё пребывает и пребывает: по грудь, по шею, глаза скрыла, а затем и голову. Только пузыри клубятся на поверхности...
Мать забрали  позже,15 июня 1941года. Тоже, как в воду канула....
Осталась Ева за старшую в семье. А ещё восемь братьев и пять сестёр. Часто она вспоминает тёплые, родные мамины руки, гладящие её волосы. И слёзы непроизвольно  капают из глаз и катятся по щекам и спине... И хочется быть маленькой,беззаботной и спрятаться куда- нибудь далеко- далеко, в Ингерманландию...
А сейчас  бредут они на Валаам, на чужой, незнакомый остров. Младшие на лошадке едут, а Ева гонит скот, бежит с хворостиной им вслед.
Пришли на остров в 12часов ночи. Тишина. Никого вокруг. Открыли ворота в Красный ( работный) дом, запустили скотину во двор, и побежали искать себе место, где можно переночевать...
Так и прошла потом вся жизнь на острове в Ладожском озере. 22 года на ферме отработала Ева. Была и дояркой и телятницей и заведующей. Ещё в детском саду, островном, 18 лет проработала, хотя с фермы ни в какую не отпускал директор, всё уговаривал остаться.
И грамоту за большие надои в 1964 году получила, а самую первую премию дали- корову да ещё стельную. Сам министр из Петрозаводска приезжал, распорядился.
А сколько потом наград и премий будет - не перечислить. Бычков и тёлушек давали, да и деньги в конвертах, отрезы материи - разве всё упомнишь?..
Жизнь налаживалась помаленьку. Вышла замуж.
Детишки пошли рождаться. Всех с малолетства к труду приучала, детей а потом и внуков.  Скотины- то своей всегда хватало в хлеву:  и коровушка, и овцы и куры. Всех родных всегда  воспитывала, жалела и утешала.  Своя скотина давала и молоко и сметану и яйца. Доставалось и многим соседям...
Так бы может и закончила Ева жизнь на Валааме, да тут перестройка случилась, границы открываться стали. Финны на экскурсию приезжать начали. Родственники из Финляндии в гости пожаловали.  Звали: только переезжай - поможем...
Потянуло Еву на родину, сил нет, как потянуло. Муж к тому времени умер.
И уехала она в девяностые годы вместе с дочкой, зятем и внуками на постоянное жительство в Финляндию. Неспокойная и хлопотливая Ева была. Всегда она помогала родным и близким   жизнь обустраивать.
А ту ночь, когда гнала она коров через озеро часто вспоминала Ева. И какой - то далёкий страх и тревога сковывала душу.
Там, на родине и упокоилась через некоторое время. Светлая тебе память, финская девочка, одна из первых жительниц послевоенного Валаама...