За гранью возможного

Анатолий Бызовской
 Вот уже вторую навигацию работаю первым помощником капитана на одном из танкеров нефтеналивного флота Печорского пароходства.
 
Учеба в речном училище и работа на флоте сложилась удачно.  Это был единственный случай, когда мальчишка в пятнадцать лет становится курсантом дневного отделения, а в двадцать лет выходит из его стен учебного заведения с рабочим дипломом первого помощника капитана.

 Еще год, два и на горизонте должность капитана. У меня уже семья жена, дочь. Так что особого «ветра» в голове – как я думал, уже не было. Но произошедший случай заставил пересмотреть взгляды на жизнь и задуматься.

Танкера пароходства обеспечивали завоз дизельного топлива, бензина во все уголки Припечорья. А так как наши суда повышенной опасности, то подход к пристаням, дебаркадерам строго запрещен. А чтобы доставить на борт продукты питания, все суда  со временем были обеспечены лодками и моторами. На нашем танкере тоже был старенький мотор, который довольно часто выходил из строя.

Вот и в этот раз мы стоим на рейде, а команда на шлюпке и веслах ушла за продуктами, на плавбазу. А я с мотористом остался на вахте. Перебираю в который раз мотор, пытаясь вернуть его в рабочее состояние. Собрал, закрутил последние болты, гаечки – можно опробовать мотор. Поставил и закрепил  мотор на лодке. Взял бачок с бензином, а там...
совершенно пусто ни капли бензина. Запасная канистра тоже пустая.

 С рейда стоянки виден, краешек дома, где я живу. А как хочется увидеть жену, дочку. Даже за две недели разлуки страшно скучаешь. Сейчас привезут продукты, уйдем под погрузку и снова в рейс. А был бы бензин можно остаться на два три часа дома, а потом приехать на танкер на лодке.

Последний рейс был с бензином, и я знаю, что в последней сорока тонной емкости-танке в нижней части конуса остается литров двадцать бензина. Взяв алюминиевое    ведро с веревкой, открыл горловину емкости - в лицо ударил плотный, смрадный запах паров  бензина, пришлось отойти в сторону отдышаться.

 Затем я попытался в пятиметровой по высоте емкости, ведром с веревкой, выловить со дна  несколько литров бензина. Но все попытки достать бензин с заборной камеры, которая чуть шире ведра, были безуспешны.

 В голову, лезет шальная мысль – А, что если набрать побольше воздуха и по лесенке приваренной внутри емкости спустится и зачерпнуть в ведро бензина, а потом его поднять на веревке. Мысль авантюрная!

 Нырял в воде неплохо и мог больше минуты находиться под водой, а тут надо всего на все секунд тридцать. О коварстве бензина, что он проникает в организм и через поры кожного покрова человека читал. Но, что он впитывается моментально, пройдя через одежду, просто не знал и думал, что за тридцать секунд ничего не случится.

 Еще раз принюхался к запаху, который шел из емкости. Резкий приторный даже кажется какой-то сладковатый вкус. Но мысль – Что я, же не собираюсь там дышать! Не заставила одуматься.

 Настраиваюсь, опускаю ведро, веревку привязываю наверху. Опускаюсь в емкость на лесенку, голова на улице. Делаю глубокий вдох и быстро спускаюсь в емкость, пытаюсь зачерпнуть бензин, но не успеваю. Что-то теплое даже горячее обволакивает мое тело, даже во рту становится приторно сладко.

 Я не дышу, но это страшное наваливается на меня, сдавливает  грудь. Тело немеет, становится ватным, и я чувствую, что сейчас откажут руки, ноги.  Мысль бьет словно током – Наверх.

 Хватаюсь, держась за скобы-лесенки, лезу вверх, где в горловине светится небо. Голова кружится, все плывет, хочется вдохнуть воздуха, но еще понимаю,  что нельзя. Из последних неимоверно слабых сил, добираюсь до горловины, перевешиваюсь половиной тела наружу – выдыхаю и «взахлеб»  дышу воздухом.

 Голова огромная и тяжелая, в ней колокольный звон, но сознание камертоном звенит – Вылазь - уходи отсюда. Я кое-как поднимаюсь по последним ступенькам и переваливаюсь дальше на палубу и еще долго лежу, приходя в себя.

 Надо мной чистое синее небо, за бортом плещется вода, кричат чайки.  А ведь только всего несколько минут назад, какие -  мгновения отделяли меня от той страшной черты небытия, не собери я все силы и волю, в одно желание -  Жить!

 И какие высшие силы, помогли мне избежать несчастья, тогда не знал.  А я оказывается, в том возрасте был еще беспечен и молод! О том, что могло произойти, и произошло, я не рассказал никому.

 Команда приехала, привезла продукты. Рядом стояла заправочная станция, где заправлялся весь флот.  Мы встали на заправку, я взял у шкипера этой станции в долг бензин.

 Мотор работал, съездил домой к семье, затем вернулся на свой теплоход, и мы ушли в рейс.

 А, этот случай, который мог стоить жизни оставил в душе щемящее чувство вины, за свое безрассудство. И  круто перевернул мое отношение к жизни.