6. На Косовом поле. Рассказы о войне

Елена Кибирева 2
На Косовом поле
28 июля сербы отмечают свой самый главный национальный праздник Видовдан. В 1989 году исполнилось 600 лет со дня Косовской битвы.
— На Косовом поле я нес мощи князя Лазаря...
Это откровение повергло меня в неописуемое удивление. Я долго перекручивала в голове эти слова и, кажется, понимала, в чем сила сербов.
— Я хотел поддержать Милошевича...
— ??? — опять удивление.
— Миллионы сербов собрались в этот день на Косовом поле. Именно с Косова поля Милошевич шагнул на свою Гаагскую Голгофу, где его распяли те, кто распинал сербов на Косовом поле.
— Это просто солидарность?
— Да. На Косовом поле собралось около 2 миллионов сербов со всего мира. Из Ключа нас было 18 человек.
— ???
— У сербов есть национальный девиз: «Само слога србина спасава». Четыре слова с буквы «С».
— Что это значит?
— В переводе на русский, наш слоган означает: «Только единство спасет сербов». На нашем флаге изображен крест, который делит пространство на четыре части и в каждой стоит буква «С».
 
Я заглянула в словари и узнала, что сербский крест с четырьмя зеркально отраженными «С» изображен и на флаге и на гербе Сербии, а также на гербе Республики Сербской и на флаге Сербской православной Церкви.
Это и есть единство государства и Церкви Сербии, и в этом, в моем понимании, — сила сербов.
«Только единство спасет сербов» — национальный девиз сербского народа. И неудивительно, что два миллиона сербов собралось на Видовдан на Косовом поле.
Нетленные мощи князя Лазаря в этот день на Косово поле принесли не случайно. Каждый серб мог с благоговением приложиться к дорогой святыне — мощам славного Царя Лазаря, сложившего на Косовом поле в 1389 году голову за будущее сербов и прославленного Церковью сразу же после мученической кончины.
Я долго не понимала, почему, несмотря на то, что сербы потерпели поражение на Косовом поле от турок, они с таким трепетом и неизбывной памятью о косовском сражении почитают князя Лазаря, проигравшего эту битву, и воеводу Милоша Обилича, и считают день поражения в косовском сражении своей победой!
И нашла ответ.
Есть у сербов церковное предание о князе Лазаре, вошедшее в его житие. Ночью, перед битвой на Косовом поле, князю явился Ангел Божий и спросил его, что он выберет: победу над турками и процветание Сербии, то есть царство земное, или мученическую смерть и обещание, что сербский народ до конца времен останется православным, то есть Царство Небесное. Лазарь ответил: «Земальско jе за малена царство, а небеско увек и довека».
То есть, «Земное царство — на миг, а Небесное Царство — навеки».
Царь Лазарь и лучшие сыны Сербии, сложившие головы на Косовом поле, стали искупительной жертвой за будущее своего народа. Вот почему сербы считают Косово своей колыбелью, открывшей путь сербскому народу в Небесное отечество до конца времен.

Именно русскому и сербскому менталитету, как никаким другим славянским народам, свойственно понятие «державное самосознание». Николай Сербский (Велимирович) пишет, что именно Косово сделало сербов великим народом. Косово, писал святитель, это «наша национальная Голгофа, но в то же время национальное Воскресение, духовное и нравственное».
И действительно, сербский народ, строитель задушбин, остается православным на протяжении многих столетий и, несмотря на многовековое доминирующее присутствие на Балканах осман, сохранил государственность и национальную культуру, искупленные жертвой святого Царя Лазаря.
Как схожи по сакральному смыслу и промыслу Божиему судьбы Царя сербского Лазаря и нашего последнего Царя-страстотерпца Николая Романова.
В 1903 году, когда Царская семья Николая II прибыла в Саров на прославление преподобного Серафима Саровского, навстречу Государю вышла прозорливица Паша Саровская. Именно она предсказала Императорской семье рождение долгожданного наследника, Цесаревича Алексия. «Но не на радость, а на скорбь родится этот Царственный птенчик, невинная кровь которого будет вопия;ть на небо, — поведала блаженная Государю. — Будет же это через 15 лет».
И далее блаженная огласила Николаю Романову пророчество, о котором стараются не рассуждать люди, глухие к духовному осмыслению судеб России. «Вы можете уехать в то время, — сказала святая, — и сохраните свои жизни, но Россия погибнет! Если же останетесь, то убьют тебя с семейством твоим, но русский народ сохранится!» Император Российский Государь Николай II спокойно выслушал прозорливицу и ответил: «Нет той жертвы, которую я бы не принес на благо Отечества своего и если нужна жертва, пусть этой жертвой буду я...»
«Еще один Лазарь и еще одно Косово», — сказал о Царе Николае II сербский писатель, святитель Николай Велимирович. Не случайно Сербская церковь одна из первых прославила русского Царя Николая II и его семью, ведь еще в 1930-х годах сербы, имея исторический пример Царя Лазаря, почитали их как святую, искупительную, сакральную жертву, принесенную во имя спасения России.
На Видовдан, в великий сербский праздник Ратко нес раку с мощами славного Царя Лазаря и впервые в жизни, приложился к его мощам. А через десять лет, в 1999-м году, когда он, израненный, с осложненным гнойным остеомиелитом лечился в клинике доктора Илизарова в далекой России, к нему в палату принесли чудотворную мироточивую икону Царя-мученика из московского храма святителя Николая в Пыжах, отслужили молебен, и я верю, молитвами святого русского Царя затянулись его тяжелые фронтовые раны.