Шестьдесят рассказов Дино Буццати

Олег Сенатов
Закончив чтение сборника рассказов Дино Буццати  ( Dino Buzzati  “Sessanta racconti” Milano, Arnoldo Mondadori, 2016), я совершенно очарован богатством его фантазии, позволившей выдумать эти удивительные истории.
Здесь и больница, в которой пациента с каждым ухудшением его состояния переводят на ниже расположенный этаж; и нависшая над семьей катастрофа, принявшая форму наводнения в городе;  и обвал археологического сайта, вызванный, по-видимому, гневом потревоженных богов; и водородная бомба, присланная герою почтовым переводом; и облака, складывающиеся в картины, искушающие молодого священника; и торжественное открытие новой дороги, не состоявшееся из-за того, что дорога затерялась в пустыне, и город, осаждаемый теми, кто мечтает в него попасть, столпившимися у ворот, которые еще ни разу ни перед кем не открывались; и собака, которую жители города считали помощницей местного святого, и в присутствии которой не решались грешить, на поверку оказавшаяся просто собакой; и скорый поезд, столь важный для героя, что, дабы с него не сойти, он проскочил мимо всей своей жизни, под конец прибыв никуда; и страна, в которой запретили поэзию, и поэзия учинила государственный переворот; и святой, который из скромности себя не рекламировал, и люди о нем забыли, и многие другие.
Все они написаны на одну тему – о трагедии человеческого существования.
Пытаясь проникнуть в творческую лабораторию Буццати, его  метод я  себе представил следующим образом. Ведя активную жизнь, а Буццати был журналистом, он в набегавшем на него потоке событий, образов, воспоминаний, в качестве тем рассказов отбирал те, сквозь  которые по мере  развития сюжета эстетически безупречным образом могла бы проступать трансценденция, а то просто небывальщина. Видимо, удача посещала его не часто, так как найденных им историй хватило всего лишь на 60 рассказов;  - сборник так и называется “Sessanta racconti”.
Когда сюжеты,  в которых обычная жизнь постепенно обретает ирреальные черты, ему на ум не приходили, чтобы «пишущее я» не простаивало втуне, Буццати писал рассказы в жанре волшебной сказки. В ней совершенно невозможные вещи происходят, как абсолютно реальные, и это никого не смущает. К жанру волшебной сказки, между прочим,  относится и так называемая научная фантастика. Волшебную сказку читать (и писать) много легче, чем выше охарактеризованную «идеалистическую прозу», требующую от писателя высочайшего художественного мастерства, и высокого эстетического уровня - от читателя.
Буццати, видимо, и сам сознавал, что вещи, написанные в жанре «волшебной сказки», например рассказ «Заколдованный пиджак» - о крупных денежных купюрах, непрерывно появлявшихся во внутреннем  кармане пиджака, или научно-фантастическая повесть «Увеличенный портрет» - о создании искусственного человека, - снижают уровень его прозы, и большую их часть оставил за пределами сборника “Sessanta racconti”, являющегося одной из вершин  новеллистики XX века, который можно смело поставить рядом с циклами рассказов Кафки.
                Май 2020 г.