Душа России на распутье или в пути?

Юрий Тамистов
ГЛАВА 1

Размышления дилетанта

       О, загадочная русская душа, чем же ты интересна всем? Зачем к пониманию тебя так стремятся философы, психологи, экономисты, проповедники всех мастей, политики и управленцы, местные финансовые элиты, а еще в большей степени глобальные мировые?.. И душа народа ли интересует всех или нечто другое, прагматично-материальное, как бы принадлежащее ей?
       Посмотрим внимательней на любопытствующих. Пусть первые из них будут те, кто искренне ищут ответа. При всем уважении к ним скажем прямо: «Им не найти его». Не потому, что они не талантливы, а потому что сам термин «ДУША» в его глубинном религиозно - философском понимании, как «дыхании жизни», недоступен логическому обоснованию и после пары общих фраз в преамбуле, говорящих о непонимании этого мы будем читать в   работах размышления о психотипе русской нации, сильных и слабых сторонах характера, её поведенческих моделях, исходя из ретроспективы, настоящего и предполагаемой перспективы...
       Но  не будем задерживаться на анализе этих первых; нам интересны вторые – те которых в разной степени мы можем назвать управленцами и которые имеют практический интерес к русской душе. Различая внутреннее и внешнее управление начнем с внутреннего, задав вопрос: «А давно ли душа России находится на распутье или некто из века в век держит её там, чтобы потянуть в нужную для себя сторону? Связывает ли новая русская элита как когда-то своё величие с величием своего государства? И действительно, воистину русская ли элита – эта новая элита?  Заслужила она называться таковой? Или  она тоже на распутье, в тяжких раздумьях, в тренде глобализации, а не выгодней ли отказаться  от идентификации со своей нацией?»

       «И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5:15).
       Что для нас дом – Россия, Земля, Вселенная...?
       Что подсвечник – идея, предназначение?
       Что свеча – русский народ?
       Кто зажигает светильник, а кто ставит под сосуд?

       Над моей наивностью будут долго смеяться, если я повторю, как о безусловном приоритете в управлении – «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою*», но… именно этот подсознательный, почти религиозный императив в гораздо большей степени присущ русскому мышлению, более чем иногда чрезмерно противопоставляемому ему западному. И всё же многим кажется: русская душа, как бы застыла в удивлении перед миром живущим во лжи, не по совести и Слову Божию, тогда как «западная» активно ищет обоснования, оправдания этому и возможность хоть как-то комфортно приспособится, извлечь возможную выгоду для себя, даже в ущерб другим. Я не склонен ни кого  идеализировать; гармония - это когда сансара и нирвана находятся в единстве и сильный крен в какую либо сторону может печально закончится для социума. Поэтому давайте посмотрим на реальность как она есть, без оценок – хороша она или плоха, да и кто мы такие, чтобы судить, и кого судить, если ни хозяин, ни раб не живут по истине – один чрезмерно возвеличивает себя, как бога, а другой ещё хуже – унижает бога в себе и истинно, те и другие, все мы просто функционируем исходя из собственного и навязанного обществом понимания обстоятельств.

       Красиво написал поэт: «Душа обязана трудиться…**». «Поэты слишком много лгут***», – с иронией заметил знаменитый философ. Верно, поэт и не ведает, что говорит лукаво – душа не обязана трудиться: труд для неё органическая потребность и часть её сути, без которой она подобно пустоцвету засохнет не дав плода. Это неведение или скрытая насмешка, это незаметное искажение смыслов довлеет над всеми нами. Отчего слышим мы негативный оттенок в словах «работать, рабочий»? Может от того, что работа – это рабство, нужда, вынужденный форс мажор, который должен быть как можно быстрее преодолён, чтобы затянувшись не перейти в хронический стресс со всеми болезненными последствиями и труд вовсе не синоним работе – точнее, антоним. Труд -  та энергия деятельности, что придает радость и смысл существованию.
       Меж этих берегов работы и труда лежит первый водораздел отчуждения предпринимателя с наёмными работниками. Если первый, при всей условности ( проясним это позднее), трудиться, то вторые, скорее всего, «работают». Различие не фатально и невелико. Оно даже редко озвучивается вербально, присутствуя в душе человека неосмысленным дискомфортом, снижая производительную потенцию и вынуждая стимулировать её у работника старым, добрым методом кнута и пряника.

       В доме на Красном Хуторке, на книжной полке стоит сборник произведений одного из самых интересных для меня мыслителей – Фридриха Ницше. Сказанное с горькой иронией им почти 100 лет назад еще более актуально сегодня: « Наш век ставит себе целью сделать человека возможно полезным; для этого нужно наградить его добродетелями непогрешимой машины… Главным камнем преткновения при этом, служит, конечно, скука… Чтобы превратить человека в «полезную машину» , надо приучить его к скуке, сообщить ей даже особую прелесть…» и далее об образовании, школе, которая должна обучить качествам машинального исполнителя.
       Обучать простодушный народ? Кто же против, но кто обучит элиту, кто обучит её сменить необоснованную гордыню на гордость от своей действительной значимости и ответственности за судьбы людей? Кто помнит сколько раз часть русской элиты пыталась продать свой народ: в смутные времена, отдавая полякам Москву; в 1917 – лишив Россию победы и связанной с ней преференций в Первой Мировой, поставив государство на грань развала; повторив подобное в 80 – 90 годы? Русские, а помните ли вы, что создали величайшее государство занимавшее земли в Европе, Азии, Америке? Отчего скромные на его фоне завоевания Александра Македонского или Юлия Цезаря интереснее вам? Почему хочется сказать нации опять сползающей к классовому антагонизму и взаимоупрёкам: «Разве вы не одного поля, прекрасного русского поля ягоды?»
       Оставим прекраснодушную риторику…

       Недавно познакомился с интересной статьёй, где автор в резюме пишет, что в разгадке тайны русской души кроется понимания мотивационных механизмов, через которые можно активизировать развитие трудового потенциала на благо государства и всех народов России.
       Давайте и мы попробуем внимательно рассмотреть некоторые аспекты «активизации» и коснемся вначале деликатнейшего вопроса – взаимосвязи производительной, творческой потенции с религиозным вероучением. Кому то покажется странным, поэтому сразу оговоримся – никакой ереси, сомнений в догматике, каноне, символе веры, патрологии, уставе и т. д. не будет. Просто рассмотрим, как отражаются тонкости Новозаветных идеалов в умах большинства людей замороченных бесконечной, обывательской суетой. Если спросим их: «Кто для вас Христос»? – услышим: «Ну, это Сын Божий, принял за нас мучения на кресте, Спаситель, если и мы здесь подобно ему будем безропотно принимать страдания, то там, на небесах Он воскресит нас к новой жизни…». Мы услышим в их ответах, то ли в силу искажения, намеренного или по скудоумию, то ли от невнятного проповедования истины или собственного непонимания, или не желания понять сложную специфику вероучения - услышим, как странно трансформируется человеческая ипостась Христа, как предстает он неспособным к сопротивлению, пассивного в делах, безропотно терпящего и подчиняющегося  страданию… Помню даже дурную шутку, ходкую в советские времена: «Что стоишь, как Иисусик?»
       Но как не искать, не найти нам в Новом Завете и строчки о том, что Христос проявил  нерадивость, лень в учебе и труде, хоть раз уступил неправде и лжи, унизился, предал, встал на колени перед правителями или Синдерионом с просьбой о выгоде, не высказал в лицо осуждение лжеучетилям и лжепророкам, до последнего страшного часа не отстаивал свои убеждения! А история избиения и изгнания Им менял и торговцев из храма – это дела смирного тихони? Разящий меч Христа-воина – несокрушимое Слово истины.
       Есть странность  в «народном» толковании и самого смирения. Большинство понимает его, как смиренное приятие страданий от мира лежащего во зле, как одно из условий грядущей на небесах лучшей доли. К чему приводит такое упрощенное понимание при отсутствии глубокой праведности -  к ненависти к живущим неправедно ( с исключением из этой категории себя), к стоическому терпению сжав зубы несправедливости, раздражению имущественным неравенством, тем что Всевышний медлит с наказанием нечестивых и т. д… и все это с пониманием греховности подобных эмоций и старанием как то их подавить в себе или, по крайней мере не показывать публично. Результат прогнозируем – это скрытая, латентная депрессия лечимая алкоголизмом, апатия, пассивное сопротивление власти, вялость в работе и даже не желание при существующей возможности красиво обустроить свой личный быт… и как результат длительного подавления стресса – болезнь или вспышка безудержного революционного гнева. Так русский человек, как тонкий листочек оказывается меж ножницами идеала и «плохой» реальности и в эту душевную трещину уходит часть его трудовой и творческой энергии, стимулируемой изредка кризисными ситуациями, а также желание твёрдо следовать религиозным принципам.
       Отчего так? Разве Евангелие – Благая Весть учит грусти, а не возвышающей душу радости? Разве Христос не говорит, что смирение – это принять без ропота Божье творенье –  весь мир таковым, как он есть во всех проявлениях, что сделав правильный духовный выбор активно трудиться и душой и телом в коллективе или лично, не зарывая свой талант в землю, быть виноградной лозой приносящей плод, преодолевать без тоски жизненные невзгоды, творить всё новое –  это завещанное Богом.
       Всё это есть в подлинном православии, оно позитивно и напрасны старания «западников» объявить в противовес ему, например протестантизм, наиболее успешной во всех отношениях христианской конфессией.
        Мое ли дело – лезть со своим уставом в чужую епархию? Но вопрос задан и требует ответа.
       Трудно прояснить в двух словах все нюансы данного аспекта проблемы, такой задачи не ставилось и, возможно, будет так, как точно отметил Квинт Гораций Флакк: «Стараюсь быть кратким – становлюсь непонятным». 
 
       Не вдаваясь в подробности отметим – в традиционных вероучениях заложен большой запас прочности и значительный ресурс активизации, оптимизации трудовой и творческой инициативы; с другой стороны есть пожелание видеть, что представители ортодоксальных мировоззрений по необходимости проявляют большую гибкость и разумную твердость в конкуренции с агрессивным наступлением «неоидеологий».
       Закат западноевропейской философии некогда блистательно начинавшейся у ранних эллинов, зашедшей в тупик, о котором убедительно сказано великими умами - Рене Геноном и Мартином Хайдеггером, вызывает вопрос: «Что искали и нашли на чужой стороне русские аристократы отвернувшиеся от своих корней? Бесславное «усыхание» прежде славных династий? Что ищут, кроме хорошо отлаженного быта, там, среди догорающих углей русские, прозванные «новыми»?
       Пустыня всё ещё наступает?

       Печаль Ницше о превращении  человека главными бенефициарами от капитализма в полезную машину сегодня звучит тревожными колоколами для большинства уснувших под колыбельные песни ангажированного и кичливого суемудрия «ультралиберализма». Услышат, пробудятся ли? Если нет, то впереди апофеоз доведённой до абсурда либеральной идеи – освобождение человека не только от национальных и прочих «оков», но и от всего человеческого, «расчеловечивание» человека и передача управления отвернувшегося от духовности рода людского цифровому интеллекту, который и будет пасти запаршивевшее стадо Homo sapiens мечом железным. Сумерки разума. Смутное время рождённых ползать. Кто знает, не готовятся ли четыре  Всадники седлать своих могучих коней?
       Без сомнения, не разумен тот, кто отворачивается и в страхе бежит от всего нового, но просто глупец тот, кто не раздумывая глотает всё новое без разбору. Желающий слышать – услышит, желающий видеть – увидит, победителю будет дано вкушать от Древа жизни.

       Нам нет нужды в преддверии Нового Года украшать статью, как елку на площади Победы, ни к чему и никого не обязывающими благими пожеланиями дилетанта, который даже не знает, как высчитать коэффициент русскости у А. С. Пушкина и  кто он – среднестатический русский, которым оперируют социологи, политтехнологи? Среднеарифметическое между русским бомжом и русским олигархом?
       Как ни фантазируй, какие теории не строй - всё идёт по плану. Какому, чьему, почему? Не будем беспокоить инопланетян и иное; исходя из видимой реальности – какие цели относительно русской нации ставят генералиссимусы планетарного управления социальными суперсистемами, какие задачи ставят полковникам и майорам гибридных войн? В каком каком чине у них та часть русской «элиты» готовая, как прежде «сдать Москву полякам»? Ефрейторы,  лейтенанты? Оправданы ли надежды на другую часть, которая в 90-е, жесткие годы «эпохи» первоначального накопления капитала не дограбила, разрушая остатки народного достояния, и не только сохранила старое, но и превратила его в современные, высокотехнологичные производства?

       На войне, как на войне. Бизнес игры совсем не похожи на игры в пляжный волейбол – в них играют чересчур серьезно. Чересчур, потому что «всё проходит, и это пройдёт».  Инвестирует ли занятый не детскими играми бизнес деньги в русскую идею:
       - идею признающую объективность процессов глобализации и необходимость сохранения национальной идентичности всех народов не в качестве красивого букета, а хотя бы прозаично, как видового разнообразия - фундаментальную основу естественного отбора;
       – в методологии воспитания, обучения свободного поколения молодых россиян – будущей русской, российской элиты;
       – в элитную школу, где почтут за честь обучать своих детей представители аристократических семейств Европы…, где будут преподаваться в том числе и тонкости движения глобальных социальных процессов, личной и общественной психологии, понимания принципов действия основных приоритетов обобщенных средств управления, жизненной необходимости для нации твердых моральных устоев  - поколения умеющего УПРАВЛЯТЬ, оставаясь свободными и умеющего ПОДЧИНЯТЬСЯ, оставаясь свободными... поколения желающего стать лидером мировых процессов развития не хитростью, количеством  денег и оружия, а как безусловный нравственный  ориентир недоступный искажению Окнами Овертона…               
       Так вложит ли бизнес консолидированные средства в подобные школы, не превращающие детей в будущие примитивные объекты управления, в разработку и преподавание  интегративной идеологии – путеводной нити русского народа, когерентной чаяниям других этносов, не противоречащую конституции и гармонирующую с целеполагающей доминантой развития цивилизации, в талантливых людей способных решать сверхзадачи национального ренессанса; не побоится ли, как всегда, древних, необоснованных страшилок, что знающий, освобождённый истиной человек будет плохо управляем…?

       Что бы не говорилось о России, у тех, кто умеет видеть далеко и ясно есть осознание – такое громадное государство, с таким невероятно значимым потенциалом было создано Небесами не просто так, а с эпохальной целью. Им не должны управлять  карлики. Только чувствование, понимание, следование возвышенным ориентирам залог будущего нашей Родины. России или быть великой или стать никакой.

       Всё просто и без тайн метафизики. Интересно, что знает часть русского бомонда заражённая вирусом «американизма», увязшая в болоте духовного невежества, чванливого примитивизма и неуверенности в символе своей веры, о иностранце, который сказал за неё то, что обязана была сказать миру она о своём народе: «Русские – это не понятая самими собой, никем другим, тайная земля будущего… История земли будущего содержится в ещё не освобождённой для себя самой сущности русскости»?
    
       Вопросы, вопросы… падают бесконечными снежинками.
       А пока… Дуют декабрьские ветры на перекрёстке Алексеевских дорог. Душа России  - все стоишь и стоишь в раздумье на распутье? Ждешь нового вождя или самого Господа, который прикажет: «Ну, что ж ты, иди!!!»?

*Мк. 9:35
**Н. Заболоцкий
***Ф. Ницше

Декабрь 2017               
               


ГЛАВА 2

Русская диффузия

         Происходит то, что должно произойти. Законы физики объективны и учёным не придет в голову характеризовать с их помощью мир в категориях «плох» он или « хорош». Не станут этого делать и ищущие просветления, отрешённые йогины медитирующих в ретрите, в пещерах меж заснеженных нагорий Тибета, ни аборигены из первобытного племени затерянного в зеленых глубинах океана амазонской сельвы. Не станем делать этого и мы – добропорядочные обыватели, хотя в силу определённых обстоятельств вынужденные давать оценки всему, но беспомощно смолкающие при попытке окончательной оценки «бытия мира», ориентируясь лишь на раскачивающийся маятник непостоянных и субъективных телесно- душевных ощущений и эмоций. Но нет же – всегда отыщется среди нас, не утруждающих себя задумчивостью, белая ворона – въедливый, занудный философ, который непременно задастся вопросом: «Диффузия национального самосознания – хорошо ли? А энтропия национального самосознания – не ужасно ли?»

         В самом деле, что есть нация языком формул? Насколько она важна и где находиться в иерархии системных взаимодействий? В чём ценность этого иерархического звена и можно или даже должно от него отказаться? Как настраивать  функциональные модусы нации, чтобы они были соизмеримы с её основополагающими атрибутами? Как относиться конкретному человеку к национальному вопросу? Может ли мир быть многополярным или его многообразие неизбежно сводится к диалектическому единству и борьбе двух противоположностей?

         Приняв во внимание современный уровень развития систем искусственного интеллекта, конгитивного анализа, моделирования и, как аксиому, тезис созданности человека, не важно кем или чем, рассмотрим вот такую, неполную цепочку социальных взаимодействий – человек, семья, род, племя, этнос, нация, государство, союз государств, земное человечество. Отчего неполную? Оттого, что продолжая её «вниз», на уровень клеток, хромосом… мы неизбежно потеряем само понятие «человек» как таковое; продолжая же «вверх», в надмирные структуры придем к трансцендентному и утонем в фантазиях и предположениях.
         Полагаю, ограниченный взгляд вполне допустим  с точки зрения «наивного реализма». В термине нет ничего обидного – именно этот наиболее распространенный тип мышления отвечает за сохранении  личности, продолжении рода в условиях не вполне благоприятных факторов внешней среды. Более того, необходимые ограничения необъятного информационного потока исходящего от всего массива бытия есть способ выделения человека в относительно самостоятельную творческую единицу. Поэтому, исходя из принятого нами условно «начального», базового уровня, который называется «человек», из основных задач стоящих перед ним мы можем, опуская длинные обоснования, сделать вывод, что и семья…, и нация… являются функцией реализации стратегии выживаемости в некоем проблемном поле, функцией нейтрализации угроз и расширения возможностей.
         Говоря, что человек, как и Человечество вообще, не является автономной, самосущностной  единицей бытия, что он –  локализованная в пространстве и времени частица  процесса движения материи, мы отметим -  если человек, сам являющийся сложной системой, всё же имеет своё «личное Я», то мы не можем утверждать, что ещё более сложная система -  Человечество подобного «Я» не имеет. Мы можем утверждать также по отношению к национальному вопросу – нации соответствующие целям и идеалам Человечества будут очень долго нужны для него. Остаётся определить параметры соответствия или не соответствия с поправкой на то, что наши определения всегда будут страдать субъективизмом. И по какой причине?
         Откроем учебник или статью по системному анализу и прочитаем там: определение сложной динамической системы, как объекта обладающего свойствами, которые отсутствуют у элементов и связей её образующих, о несводимости свойств системы к сумме свойств элементов её составляющих, о зависимости каждого элемента от его места и функций. По аналогии, Человечество как субъект может иметь свойства не вполне понятные отдельному человеку и Его суждение о  нации, возможно, будет не вполне тождественно нашему. Но, мы должны предполагать –  нация важна для Него, как один из факторов влияющих на перевод объекта управления ( человека) в целевое состояние.

         Не всякие наделенные большой властью управленцы отдают себе отчёт о последствиях своей деятельности, а некоторые из них нас ежечасно убеждают: «Этнические, расовые структуры источник розни и конфликтов», – хотя понятно, что этот источник таится в гипертрофированном индивидуализме подогреваемым сегодня своеобразным изложением либеральных концепций. Также говорят они негромко, но настойчиво, что нация – устаревшая конструкция, мешающая эффективному управлению глобальными общественными суперсистемами и демонтаж национальных образований пойдёт всем на пользу. Состоятелен ли аргумент? Не самонадеянна ли уверенность, что такие « очевидно необходимые» изменения приведут к «очевидным улучшениям», а не к созданию новых, альтернативных эрзацнаций на основе завуалировано-извращенных отношений?

        Вы хотите спросить: «Так чем же должна оставаться, по вашему мнению, нация для человека?» – отвечу: «Заботливой матерью с любовью вскормившей, взрастившей, воспитавшей сына, которую он повзрослев обязательно покинет, открываясь навстречу новым ветрам, новой сильной, всепоглощающей любви, - благодарного сына, который, тем не менее, не забудет мать, помогая ей растить новых детей  достойными гражданами Мира».

       Теперь, собственно, о диффузии. В физике движущим потенциалом выравнивающего процесса называют рост энтропии. Процесс взаимовлияния, взаимопроникновения этносов естественен, если происходит естественным образом, а не путём деспотичного доминирования сильного, корыстолюбиво-хитрого над недостаточно сильным и наивно простым, когда при чрезмерном и целенаправленном расшатывании национальных устоев появляется ниша для введения выгодоприобретателями в возникшую душевную неупорядоченность и пустоту деструктивных идеологий. Это эволюция вида Homo или признаки инволюции?
       Управляемая энтропия морали, генетически вложенной в иформационную структуру человека, извращение примордиальной Традиции, диффузия худшего, а не лучшего среди народов, дорого обойдётся в будущем «управленцам» с ненасыщаемой похотью. Но, пока ещё, земля не горит под их ногами,  пока «неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится...» (Откр.22:11). Это эмоции, а не физика? Впрочем, не я говорю – пророки говорят.

         К чему ведёт такая длинная вводная часть – к не лёгким, широко обсуждаемым  в разных частях Эйкумены вопросам о движении социума к глобализации, толерантности, единению и актуальности или не своевременности одного из способов их реализации – форсированной дезактивации традиционалистского национального самосознания или перестройке его в интересах бенефициаров техногенной цивилизации..
         Что ответить? Мир медленно идёт к созданию сплочённой интернации. Хотя её однозначная конфигурация не вполне очерчена и есть множество вопросов к способам реализации, но в данном контексте – если русский народ развивая эволюционно обоснованные, фундаментальные качества менталитета своей нации, благодарно впитывая в себя всё превосходное от других народов и с присущей ему душевной щедростью отвечая им добром, делясь лучшим, что имеет,  и будет не забывать о целях глобального Человечества – пусть процветает в единстве с другими народами России  из века в век!

          Как отнестись к прозвучавшему в предыдущих строках? Как к приторно-сладкому, пустозвонному пафосу? Отмахнуться, словно от навязчивой иллюзии, которая подобно  озёрному миражу в пустыне манит к себе за горизонт измученного жарой и жаждой неопытного путешественника, отнимая у него последние силы и  вдребезги разбивая надежды? Или не сомневаясь, со здоровым оптимизмом сделать исполняемой реальностью? 
         «Думайте сами, решайте сами…», куда влекут вас называющие себя провозвестниками.

         Правоведы Древнего Рима упрекнули бы меня, мол, я нередко делаю выводы из положений, которые сами нуждаются в доказательствах, поэтому, братья и сёстры, всеми силами стремитесь к истинным знаниям, а не к тем, навязываемым через наёмные СМИ, через ангажированных проповедников и учителей кланами, кластерами тщеславных корыстолюбцев возводящим свой Новый Вавилон. Прискорбно, но иногда случается в жизни, что такое положительное качество человека, как простота, делаясь чрезмерной доминантой, вдруг становится «хуже воровства» и нечего возразить классику на  «УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЁ РАЗ УЧИТЬСЯ!», чтобы больше никогда этот прекрасной души, простой человек не попадал в положение обманутого и не единожды обобранного до нитки простачка.

         Каждая новая общественно-экономическая формация рождаясь, как благо, со временем начинает подспудно стремиться к реализации паразитических схем социального обустройства. Вам, не желающим знать, это нужно?

         В пору светлого, наивного детства мне казалось – все люди хотят  добродетельной, простой, а поэтому и счастливой жизни. Но, пока, нет ничего нового под Солнцем. Как глубоко я заблуждался, как многие среди нас жаждут сложностей для себя и для других, жаждут власти, богатства, опасных приключений. Я и сам долго плутал в стороне от путей истины, поэтому не брошу в них камень, иначе кто поплывёт рискуя жизнью на край света открывать Америку? Нужна лишь Сила гармонизирующая безудержное и кроткое, что бы кто-то в своем неистовом стремлении перегнуть палку вдруг не сломал её и уже другой Силе ничего не оставалось бы, как наводить порядок в безумно сбившемся с пути человечестве с помощью очередного Всемирного Потопа.

         В этой, второй части мы взглянули, не выходя за рамки эмпирической традиции, не выписывая сомнительных рецептов, на еще одну грань национального вопроса и возможность через его правильную постановку и решение значительно активизировать интеллектуальный, творческий, трудовой потенциал народов России. Размышления о проблемах Родины всё время наталкивают нас на мысль о настоятельной необходимости немедленной и значительной коррекции культурологических векторов, государственных общеобразовательных программ, особенно в части преподавания гуманитарных дисциплин, воспитательных методик… Пусть ментальные тупики и засады на дорогах 80-х, балансирование над пропастью 90-х останутся пройденными и хорошо выученными уроками прошлого.

        Впрочем, пока я здесь, в который раз, скучно декларирую понятное всем, там в туманном далеке, в плотной завесе клубящихся облаков, за завьюженными громадами синих гор, перелётные птицы в беспокойных и радостных снах уже начинают грезить о возвращении в родные пенаты, в свою незабвенную отчизну. Время идёт.  Недалёко весна, суровые северные моря скоро облегчённо вздохнут, высвобожденные из под тягостного гнёта холодных льдов и сильные руки отважных вновь поднимут алые паруса нашей бригантины.  Искренне восхищаясь ими, скажу в заключение, завершая главу: «Здесь ничего личного – просто немного физики».

Январь 2018