Среди жемчужин королевской коллекции Букингемского дворца — работа Яна Вермеера "Урок музыки"или «Дама с вирджиналом и мужчина» 1662-1665 г., Холст, масло, 73 х 65 см, Королевское собрание.
Связь между любовью и музыкой является центральной темой этой картины. Действие происходит в богатом бюргерском доме и удалено от зрителя.
« Урок музыки »- зрелая работа Вермеера, и его обработка цвета и его выбор материалов для рисования - лишь один из аспектов, доказывающих его мастерство. В росписи преобладают темные участки, такие как иссиня-черный пол, окрашенный в черный цвет кости с добавлением натурального ультрамарина.
В углу комнаты, освещенный светом из двойного окна, у стены стоит верджинал.На нем играет молодая женщина в белой блузе и ярко-красной юбке с черным напуском. Она изображена со спины, но в зеркале над инструментом можно увидеть ее лицо, написанное иначе, чем можно предположить: девушка смотрит не на клавиши, а на молодого человека в строгом черном одеянии с белыми кружевными манжетами и воротником, лента и шпага которого говорят о его высоком общественном положении.
В зеркале отражается не только лицо девушки, но и угол покрытого ковром стола, и, что более интересно – угол мольберта художника. Таким образом, он наметил свое присутствие в изображении. Рентгеновское исследование показало, что первоначально голова девушки была сильнее развернута в сторону стоящего мужчины, а мужчина стоял ближе к девушке. Вермеер внес изменения, чтобы сгладить возможное излишне фривольные ассоциации, придав сцене непосредственный характер, что усиливает ее очарование.
Композиция тщательно выверена, внесение изменений – так, Вермеер переписал горлышка кувшина, сделав его толще, крышку клавесина – она немного шире справа от девушки, чем слева. Различна и техника, которую он использовал. Кувшин написан тонкими, едва различимыми мазками, в то время как голубая ткань стула – довольно крупными и текстурными.
Ковер выписан слоями красной и синей краски по первоначальному охристому тону – так Вермеер передал его тяжелую структуру. Художник размещает в пространстве предметы, расположенные параллельно плоскости картины- потолочные балки, крышку, переднюю стенку и углубление клавиатуры вирджинала, зеркало и картину, и, наконец, образующий своего рода барьер – угол стола, покрытого тяжелым, свисающим до пола ковром, на котором на серебряном блюде стоит белый кувшин, тот же самый, что и в картинах «Спящая девушка» и «Девушка с бокалом вина».
С середины XVII века философы уделяют все большее внимание геометрии, во времена, когда точные науки переживали свой подъем, она служила мерилом ясности. Геометрия и музыка рассматривались как дисциплины, связанные неразрывными узами, поскольку считалось, что они базируются на законах космологии.
Вместе с тем музыке приписывались и терапевтические свойства. Об этом свидетельствует надпись на откинутой крышке инструмента: «Музыка спутница радости и бальзам от страданий». Еще Пифагор считал, что музыкальные гармонии умеряют страсти и могут обуздать аффекты.
На стене висит не только зеркало, но и картина. Видна только треть, но исследователи определили ее как «Римское милосердие», возможно, Матиаса Стромера или Дирка Барбюрена, которая значилась в описи имущества тещи художника, Марии Тинс.
Это одна из немногих картин Вермеера, которые хранились в его доме до его смерти в 1675 году, когда его семья была вынуждена продать их.
Картина «Урок музыки» стала частью Королевской коллекции Великобритании с момента правления короля Георга III. Однако, когда был приобретён шедевр, считалось, что он является кисти художника Франца ван Мириса Старшего, так как была неверно интерпретирована подпись художника. Только с 1866 году благодаря журналисту и художественному критику Th;ophile Thor; картина стала относится к работам Яна Вермеера.
Георг III даже не собирался приобретать эту картину, но в связи с тем, что эта работа была частью лота, будучи проданным консулом Джозефом Смитом, который включал книги, интересовавшие короля, заставило монарха купить её тоже.
Картина была куплена в 1696 году в Делфте, как часть коллекции голландского типографа Jacob Dissius, которая включала партитуру Вермеера. Позже шедевр был приобретён венецианским художником Джовани Антонио Пеллегрини в 1718 году. Позднее картина была продана Смитом вместе с коллекцией Пеллегрини.