Вермеер. Урок музыки

Алина Алексеева-Маркезин
       Среди жемчужин королевской коллекции Букингемского дворца  — работа Яна Вермеера "Урок музыки"или «Дама с вирджиналом и мужчина» 1662-1665 г., Холст, масло, 73 х 65 см, Королевское собрание.

       Связь между любовью и  музыкой является центральной темой этой картины. Действие происходит в  богатом бюргерском доме и удалено от зрителя.
« Урок музыки »- зрелая работа Вермеера, и его обработка цвета и его выбор материалов для рисования  - лишь один из аспектов, доказывающих его мастерство. В росписи преобладают темные участки, такие как иссиня-черный пол, окрашенный в черный цвет кости с добавлением натурального ультрамарина.
 
      В углу комнаты, освещенный  светом из двойного окна, у стены стоит верджинал.На нем играет  молодая женщина в белой блузе и ярко-красной юбке с черным напуском. Она  изображена со спины, но в зеркале над инструментом можно увидеть ее  лицо, написанное иначе, чем можно предположить: девушка смотрит не на  клавиши, а на молодого человека в строгом черном одеянии с белыми  кружевными манжетами и воротником, лента и шпага которого говорят о его  высоком общественном положении.

       В зеркале отражается не только лицо  девушки, но и угол покрытого ковром стола, и, что более интересно – угол  мольберта художника. Таким образом, он наметил свое присутствие в  изображении. Рентгеновское исследование показало, что первоначально  голова девушки была сильнее развернута в сторону стоящего мужчины, а  мужчина стоял ближе к девушке. Вермеер  внес изменения, чтобы сгладить  возможное излишне фривольные ассоциации, придав сцене непосредственный  характер, что усиливает ее очарование.

      Композиция тщательно выверена,  внесение изменений – так, Вермеер переписал горлышка кувшина,  сделав его толще, крышку клавесина – она немного шире справа от  девушки, чем слева. Различна и техника, которую он использовал. Кувшин  написан тонкими, едва различимыми мазками, в то время как голубая ткань  стула – довольно крупными и текстурными.
 
       Ковер выписан слоями красной и синей краски по первоначальному охристому тону  – так Вермеер передал его тяжелую структуру.  Художник размещает в  пространстве предметы, расположенные параллельно плоскости картины-  потолочные балки, крышку, переднюю стенку и углубление клавиатуры  вирджинала, зеркало и картину, и, наконец, образующий своего рода барьер  – угол стола, покрытого тяжелым, свисающим до пола ковром, на котором  на серебряном блюде стоит белый кувшин, тот же самый, что и в картинах «Спящая девушка» и «Девушка с бокалом вина».
      
      С середины XVII века  философы уделяют все большее внимание геометрии, во времена, когда  точные науки переживали свой подъем, она служила мерилом ясности.  Геометрия и музыка рассматривались как дисциплины, связанные  неразрывными узами, поскольку считалось, что они базируются на законах  космологии.
 
     Вместе с тем музыке приписывались и терапевтические  свойства. Об этом свидетельствует надпись на откинутой крышке  инструмента: «Музыка спутница радости и бальзам от страданий». Еще  Пифагор считал, что музыкальные гармонии умеряют страсти и могут  обуздать аффекты.

       На стене висит не только зеркало, но и картина. Видна только треть, но исследователи определили ее как «Римское милосердие», возможно, Матиаса Стромера или Дирка Барбюрена, которая значилась в описи имущества тещи художника, Марии Тинс.
 
           Это одна из немногих картин Вермеера, которые хранились в его доме до его смерти в 1675 году, когда его семья была вынуждена продать их.
Картина «Урок музыки» стала частью Королевской коллекции Великобритании с момента правления короля Георга III. Однако, когда был приобретён шедевр, считалось, что он является кисти художника Франца ван Мириса Старшего, так как была неверно интерпретирована подпись художника. Только с 1866 году благодаря журналисту и художественному критику Th;ophile Thor; картина стала относится к работам Яна Вермеера.
 
     Георг III даже не собирался приобретать эту картину, но в связи с тем,  что эта работа была частью лота, будучи проданным консулом Джозефом  Смитом, который включал книги, интересовавшие короля, заставило монарха  купить её тоже.
    
 Картина была куплена в 1696 году в Делфте, как часть коллекции голландского типографа Jacob Dissius, которая включала партитуру Вермеера. Позже шедевр был приобретён венецианским художником Джовани Антонио Пеллегрини в 1718 году. Позднее картина была продана Смитом вместе с коллекцией Пеллегрини.