Про таланты

Анна Михайловна Колесникова
   Как-то в школе ко мне пришел мальчик, очень грустный, ему ничего не хотелось делать, так как настроение было совсем плохим. Я спросила:

- Почему ты грустишь?
- Я сегодня получил двойку по русскому языку, учительница была не довольна, задала на дом делать работу над ошибками. А я не хочу ее делать, сил на это нет, и настроение от этого портится, да и папа вечером ругать будет.
- Да, невеселое дело, - сказала я, - а чем бы ты вместо работы над ошибками дома занялся?
- Я? Стал бы играть в планшет или на компьютере в игру.
- То есть это то, что ты любишь?
- Да, люблю.
- А почему ты это любишь?
- Ну, как? Там классные игры, где у меня все получается, и никто не заставляет.
- То есть тебе нравится, когда у тебя что-то получается и ты это делаешь сам!
- Еще бы!!! Я там главный!
- О! Да ты лидер! И похоже умеешь организовывать других.
- Это вы правильно заметили. Я вот вчера на прогулке так ловко распределил между ребятами роли, и получилась интересная игра.
- Из тебя в будущем выйдет хороший руководитель, это талант.
- Вы думаете?
- Да. А где еще у тебя проявлялось это качество? Может еще с детского сада?

- Ой, точно! Помню у нас был оркестр, и каждый играл на каком-нибудь музыкальном инструменте. Мне сначала дали что-то типа хлопушки. Но мне было не интересно, и я стал отвлекать других, а мне делали замечания. Но вдруг я увидел, что у меня в руках не хлопушка, а палочка, и я машу ею и руковожу всеми детьми. Все смотрят на меня и знают, как играть.

- Ты увидел себя дирижером?

- Да. Но я тогда не знал такого слова. Я просто старался выйти из ряда, встать перед детьми и махать во всю своей палочкой-хлопушкой. Меня ставили обратно в ряд, а я сопротивлялся и закатил истерику. Меня наказали, было ОЧЕНЬ ОБИДНО.
- Да, представляю, мне бы тоже было обидно, что меня не поняли… Но ведь не каждый умеет быть организатором, я считаю, что это талант, при этом нужно чувствовать каждого.
- Я просто точно знаю, как все будет лучше работать и как бы вижу со стороны всю ситуацию.
- Вот видишь, это точно талант. А что ты чувствуешь, когда удается его применять?
- Мне хорошо, я радуюсь, я доволен.
- А от чего радость больше? Когда ты в компьютерной игре всех построил или в школе что-то организовал?
- И там, и там весело. Но, наверное, в реальной жизни приятнее, там больше пользы, а в игре все ненастоящее, зато тренировка хорошая.
- А ты хотел бы в настоящей жизни применять свой талант? Развивать его, ведь даже в компьютерной игре ты переходишь на более сложные уровни, а в жизни тем более нужно развивать свои способности.
- Да, это было бы здорово!

- Знаешь, у каждого из нас есть какой-нибудь талант и даже не один. Это то, что получается лучше всего и приносит много радости. И важно найти, что это такое и уделять этому делу достаточное количество внимания, тренировать это умение, улучшать его и получать удовольствие от этого дела. Пробовать применять его для пользы других. Это не радость только для самого себя, как в компьютерной игре, а это настоящее дело, которое приносит радость и другим людям. И тогда эта радость будет давать силы справляться с тем, что получается не очень хорошо и что делать совсем не хочется, например, работу над ошибками или письменное задание.

- Да, когда у меня настроение хорошее, то и учусь я лучше.
- Хочешь, рассказывай мне, как тебе будет удаваться применять свой талант, мне это очень интересно.
- С удовольствием!!!

   И как только он принял это решение, то сразу представилось много возможностей. Мальчик прибегал ко мне радостный и рассказывал, что помогал в классе организовывать праздник, планировал, как лучше расставить стулья и столы, чтобы все уместились и осталось место для представления и танцев. И участвовал в общешкольных праздниках, распределял последовательность номеров и объявлял, кто следующий выступает.  Даже в столовой он наводил порядок, чтобы никто не толпился и вовремя получал обед.

   Позже он записался в кружок «Дизайн обстановки», где дети учились создавать не только красоту в окружающем пространстве, например, как украсить школу, класс, двор, но и сделать пребывание в школе более удобным. То есть в классе поставить не только парты, но и разложить коврики с подушками для отдыха, или сиденья в виде мягких шаров; расставить растения, чтобы было больше кислорода; продумать, чтобы было достаточно солнечного света. И он даже дома советовал своим родителям, как лучше расставить мебель на кухне, чтобы влезла стиральная машинка. Папа часто хвалил его и  обращался за советом. И в школе дети советовались с ним, и учителя тоже.

   А один раз я спросила его про компьютерные игры, а он удивился и сказал:
- Я совсем забросил свой планшет и перестал играть в компьютере. А знаете почему? Мне просто некогда. Я все вечера рассказываю родителям, что интересного сделал в школе и мы обсуждаем планы на неделю вперед. А раньше я брал планшет и закрывался в своей комнате, и так все вечера. И я понял, что делал это, чтобы отвлечься от скуки и плохого настроения. А когда настроение хорошее, то, наоборот, хочется общаться с другими. И еще я заметил, что мне так радостно помогать кому-то, я чувствую себя при этом успешным, крутым.

   А однажды, он прибежал ко мне сияющий и прокричал:

- Я получил за диктант 4+ и учительница меня хвалила.
И, оказывается, он придумал новый способ делать уроки.

- Я же люблю помогать другим и решать их проблемы…  И я стал представлять, что сложность с уроками не у меня, а у кого-то другого, например, у моего друга. Я тогда говорю сам себе: ну что, дружочек, с чем ты не можешь справиться? Давай разберемся! Что надо сделать? Задача? Какое в ней условие? Так, а какой вопрос? И я начинаю рассуждать вслух, пока до меня не доходит, как эту задачу решать. И я легко записываю это решение и ответ. И так со всеми уроками. И русский язык стал делать намного быстрее…

- Знаете, да я стал для самого себя лучшим другом! Это так приятно! У меня, конечно, бывают и не очень дни, но я сам себя подбадриваю, говорю: не вешай нос, я помогу тебе справиться с этой проблемой. И действительно все потом получается.
 
   И я каждый раз удивлялась его фантазии и восхищалась, как он ловко все придумывает. Вот и вся история, и она о том, как мальчик нашел свой талант. Возможно, позже он раскрыл в себе и другие способности, ведь не все сразу приходит.

   А тебе я рассказала эту историю для того, чтобы ты присмотрелся или присмотрелась к себе, ЧТО у тебя хорошо получается, ЧТО тебе приносит настоящую радость и ЧЕМУ ты мечтаешь научиться? Ты можешь попробовать несколько вариантов и выбрать что-то свое, что вдохновляет тебя. И я желаю тебе найти свои таланты и развивать их. До следующей встречи.

***
Из бесед "Разговор с Феей"