Из истории флотских терминов

Александр Щербаков 5
Так сложилась моя жизнь, что с некоторыми словами из флотской терминологии я стал сталкиваться, когда еще совсем мало что понимал, даже не разговаривал. Меня мои родители возили к бабушке и дедушке на пароходе «Комиссар» еще дореволюционной постройки по реке Амгунь далеко на востоке нашей Родины.  Пароход был колесный, по обоим бортам его в средней части были колеса, которые своими огромными лопастями гнали воду и двигали пароход туда, куда надо.  Пароход был грузо-пассажирский, т.е. на его борту были каюты для пассажиров разной вместимости,  каюты для капитана и его помощника, кубрики для матросов экипажа.  Груз же пароход брал или в трюм, или тащил на буксире баржу, на которой и перевозился груз.  Были на пароходе и камбуз, а также гальюн.  Я слышал эти слова, но не понимал их значения.

Когда я подрос, то вместе с родителями мы  стали плавать на большом, но также колесном пароходе, по Амуру, от Николаевска до Хабаровска, куда переехали мои бабушка и дедушка.  К этому времени я уже намного больше знал о флотских терминах, и лет в 12, когда у меня появилась первая в моей жизни тельняшка, и также брюки, сшитые отцом на флотский манер (без ширинки), уже стал самостоятельно гулять по пароходу, наблюдая за работой матросов.  Я узнал, что собой представляют каюты 1, 2, 3 и даже 4 классов,  случайно увидел, как выглядит внутри каюта капитана.  Со временем колесные пароходы, работающие на угле, заменили теплоходы, где топливом для их дизелей являлся мазут.

После школы я поступил в Хабаровский медицинский институт, по окончанию которого и по  распределению вместо какой-нибудь деревни попал служить на подводную лодку.  Моя должность звучала внушительно – начальник медицинской службы. Правда, из подчиненных у меня была всего половинка химика-санинструктора.   Как офицер, отвечающий за здоровье и санитарное благополучие на корабле, я следил за гигиеной матросов, санитарным состоянием всех помещений корабля, не относящимся к той или иной боевой части. Так что я тот же трюм видел, но что в нем творится, знал лишь теоретически. Но зато кают-компания  офицеров, камбуз и гальюн были в моем ведении.

Кают на нашей большой океанской подводной лодке 611 проекта, было не так много.  Каюта командира, старшего помощника, заместителя по политчасти,  механика, или командира БЧ-5, каюта для остальных  командиров боевых частей, где была и моя штатная койка на втором ярусе. Было еще два кубрика для мичманов и старшин, а три офицера из экипажа и личный состав спали там, где придется.  В общем, служба не казалась курортом.  Поэтому по приходу в базу весь экипаж, кроме вахты, уходил в казарму, где у каждого матроса и старшины была своя койка.  А офицеры, кроме вахтенных, уходили домой или в офицерское общежитие, как я и еще пара молодых лейтенантов с нашей лодки.

Одной из первых книг, которую я взял в библиотеке на береговой базе, был словарь морских терминов.  Наиболее ходовые из них, откуда они появились и что обозначают, занес в свою записную книжку. Сразу скажу, что когда через год службы мне поручили проводить политзанятия с личным составом, знание этих терминов меня здорово выручало.

Ну, а теперь вернемся к некоторым флотским терминам, которые не грех знать всем воспитанным людям.  Ведь многие из них плавают или на речных пароходах, или на круизных лайнерах по морям и океанам.  Начнем с кают.

Каюта. Происходит от немецкого  Kaj;te,  из нидерландского  kajuit; восходит к французскому  cahute - «хижина». В русском флоте  каюты впервые появились  в 1705 году. Каюты бывают одноместными, двухместными, четырехместными. На большее количество спальных мест жилые помещения на кораблях и судах называются кубриками.

Самые большие каюты бывают у капитанов морского торгового флота и командиров больших надводных кораблей. Каюты поменьше на кораблях меньшего водоизмещения. Но все равно это значительные по площади помещения, я не раз видел их в кинофильмах.  А вот на подводных лодках, особенно дизельных, они намного меньше, и не отличаются комфортом. Да и проводят в своих каютах офицеры-подводники очень мало времени.

А вот пассажирские каюты на огромных океанских лайнерах делятся на каюты нескольких классов. Но я не буду их описывать, во многих кинофильмах, в том же «Титанике» вы, уважаемые читатели, могли их видеть.  Каюты 1, 2 и 3 классов, обычно размещены на верхних палубах пассажирских  судов, а вот 4-го класса – уже под верхней палубой, в корпусе корабля.

А вот помещения для команды намного реже показывают.  Кубрик (нидерландское слово Koebrug) — жилое помещение для команды корабля. Как правило, размещаются под верхней палубой в корпусе корабля, как и пассажирские каюты 4-го класса на больших пассажирских лайнерах. 

В кубриках традиционно размещался матросский состав, в то время как офицеры обеспечивались каютами.
Во времена парусного флота кубриком именовалась нижняя палуба, где команда располагалась для сна, сначала прямо на палубе, затем в подвесных койках. В настоящее время кубрики практически исчезли на судах гражданского флота, но являются обычными для военных кораблей. Не знаю, сохранились ли подвесные койки в настоящее время, в годы Второй мировой войны они были на некоторых боевых кораблях. 

А теперь заглянем внутрь торгового судна. Там есть трюм, и очень часто состоит из нескольких помещений разного назначения. Вообще слово трюм произошло о нидерландского слова 't ruim < het ruim — «помещение», и называется пространство внутри корпуса судна между днищем (вторым дном) и вышележащей палубой или платформой. Часто трюмом называют груз, или производственное помещение на судне, расположенное между днищем и палубой, ограниченное поперечными переборками и предназначенное для определенных целей, например грузовой трюм, рефрижераторный трюм. Нумерация грузовых трюмов идет от носа к корме. Помещения в корпусе, расположенные выше трюма, называются твиндеками. Трюмом может также называться открытое пространство для груза у баржи.

Есть огромные торговые суда, весь корпус которых  занят трюмом.  Есть трюмы, куда грузят контейнеры или другие грузы в ящиках, есть трюмы для сыпучих веществ, а есть трюмы для жидкостей. Любой танкер представляет собой трюм с нефтью и небольшими служебными помещениями, обычно в корме танкера.  Но я не плавал на таких судах, знаю лишь теоретически.  Но про военные корабли знаю чуть больше. 

В трюме любого корабля есть помещения для хранения провизии, пресной воды,  топлива, боезапаса для артиллерии, всевозможные подсобные помещения.  На дизельных подводных лодках в трюме двух отсеков установлены аккумуляторные батареи, которые обеспечивают подводный ход под электромоторами.  В других отсеках в трюме в основном механизмы, хотя есть и небольшое помещение для провизии. А вот пресная вода на лодках хранится в забортных цистернах, там же и топливо. Но есть специальные цистерны, при заполнении которых водой  лодка погружается, а при вытеснении воды сжатым воздухом из этих цистерн  плавучесть лодки повышается, и она всплывает.  На атомных подводных лодках в трюме установлено другое оборудование, на некоторых внутри прочного корпуса и балластные системы,  торпедные аппараты, ракетное вооружение. А вот атомные лодки более ранних выпусков балластные системы имелись между прочным и легким корпусом.

Коль мы заговорили о подводных лодках, два слова, что такое прочный и легкий  корпус на подводной лодке.   Прочный корпус — корпус подводной лодки, предназначенный выдерживать забортное давление в подводном положении.
Является основой для остальных конструкций подводной лодки. Содержит все основное оборудование, а часто и грузы.

Выполняется толстостенным (обшивка толщиной 10…25 мм и более), в форме сосуда внешнего давления с соответствующими конструктивными элементами повышения устойчивости. Идеальный сосуд внешнего давления по соотношению массы к полезному объёму - это сфера. Но сферический корпус нерационален. Поэтому применяют компромисс — обычно прочный корпус  бывает цилиндрическим, со сферическими оконечностями, напоминает цистерну или баллон для сжатых газов.
 
Корпуса подводных лодок  исключительно сварные. Хотя клёпаные соединения дают большую прочность, и в прошлом строились субмарины с клёпаным корпусом, как только достижения в сварке позволили перейти на сварные корпуса (1930-40-е годы), повсюду это и сделали, ради экономии веса.

Лёгкий корпус — внешний корпус подводной лодки, формирующий обводы.
Он же вмещает цистерны главного балласта (ЦГБ).

Не обеспечивает водонепроницаемости. В подводном положении внутри легкого корпуса находится вода, — внутри и снаружи него давление одинаково и ему нет надобности быть прочным, отсюда его название. Обводы легкого корпуса обеспечивают оптимальное обтекание на расчётном ходу. До начала 1960-х годов легкие корпуса оптимизировались для надводного хода, и потому имели заостренные обводы в носу, штевни и выраженную седловатость. Позднее их стали оптимизировать для подводного плавания: форма стала каплевидной, круглого сечения, приблизилась к идеальной гидродинамической.

В легком корпусе располагают системы и устройства, не требующие изоляции от забортного давления: балластные и топливные (на дизельных подводных лодках) цистерны, антенны  гидроакустической станции, тяги рулевого устройства, якорное устройство, баллоны ВВД, контейнеры с крылатыми ракетами, трубы торпедных аппаратов. Легкий корпус установлен на прочном с помощью набора. Цистерны разделяются сплошными переборками. Дополнительно, для придания жесткости, внутри легкого корпуса могут быть стрингеры и флоры. Они выполняются с отверстиями, что экономит вес и позволяет перетекание воды.

Выполняется из тонких листов (обычно стали), от 5 до 20 мм. Набор (швеллера, уголки, кницы) также стальной, толщины выбираются так, чтобы обеспечить прочность крепления. У субмарин с титановым прочным корпусом лёгкий корпус и набор изготавливаются также из титана для предотвращения электрокоррозии, но может изготавливаться и из стали.

Весь легкий корпус на лодках называется надстройка, на ней и под ней прячутся некоторые приспособления для той же швартовки корабля к пирсу.  Все это убирается под палубу перед погружением, чтобы не снижать скорость субмарины в подводном положении.

Одно из самых важных мест на корабле – камбуз. В обычных домах или ресторанах это кухня, а вот на флоте  слово камбуз пришло от голландского kombuis. В переводе, означает - судовая кухня. В Голландии изначально это слово обозначало печь на корабле, сложенную из кирпича. Известно, что при Петре Первом кухня на корабле называлась - поварней.

Камбуз — помещение на судне, соответствующим образом оборудованное, и предназначенное для приготовления пищи (кухня). В зависимости от размера судна, размещается в отдельном помещении, или представляет собой выделенный участок большего пространства. Понятие сформировалось в XV веке. В то время камбуз был деревянным навесом, располагавшимся на верхней палубе корабля.

В отличие от кухонного помещения на суше, камбуз специально оборудован для смягчения качки, которая может затруднить процесс приготовления пищи и сделать рабочее место кока более опасным. В частности, могут использоваться печи на кардановом подвесе, ограждения печей, препятствующие падению на них.

Честно признаюсь, я не видел камбузы на больших надводных кораблях, только на бронекатерах отдельной дивизии на Амуре, где проходил переподготовку. Но на бронекатерах, где количество экипажа не превышает 15 человек, камбуз небольшой. Но питания на катерах организовано лишь во время плаваний, где на каждом бронекатере свой кок по совместительству.  Основная военная специальность может быть разная, чаще все это артиллеристы, им не каждый день приходится стрелять. А если бой, то все переходят на сухой паек.

Во время нахождения в базе питание организуется на берегу или на плавбазе. Там есть большие камбузы, если это на плавбазе, или вообще обычные кухни, если на базе стоят кирпичные здания. Там могут работать и гражданские повара. Но все равно эти кухни называют камбузами.

А вот на подводной лодке камбуз очень небольшой.  Обычно два человека готовят пищу – повар и его помощник. Это штатные должности в экипаже подводной лодки.  На них лежит важная задача - обеспечить 4-х разовое питания экипажа от 50 до 120, а то и больше, человек.  Личный состав питается по отсекам, куда доставляются в больших судках первые и вторые блюда на обед, вторые на ужин, чай или кофе наливают в обычные чайники, бутерброды часто готовят сами моряки в отсеках. Для офицеров есть кают-компания, в которой в случае необходимости разворачивается операционная. Как правило, в кают-компании есть вестовой, но он таковым является по совместительству, у него  может быть любая военная специальность – торпедист, гидроакустик, радист, но не из электро-механической болевой части – БЧ-5. Тем слишком долго пришлось бы отмывать свои руки, постоянно покрытые машинным маслом.

Питание на подводной лодке в мою бытность было отличное. Мясные и рыбные деликатесы, компоты, шоколад, соки для личного состава и сухое вино для офицеров, сухая вобла – обычный рацион питания подводников.

Ну, а теперь о самом интимном месте на любом корабле – гальюне, или по сухопутному, туалете.  Даже тем, кто далёк от морской профессии, известен термин «гальюн». При этом далеко не каждый человек, знающий смысл этого слова, обладает информацией о том, откуда оно пошло и что обозначало изначально.

Итак, общепринятое значение понятия «гальюн» сегодня – корабельный (судовой) туалет. В российских словарях и энциклопедиях оно стало мелькать фактически с того самого момента, как сами они стали издаваться в нашей стране. Так, в 4-томнике энциклопедии Брокгауза и Ефрона от 1905-1907 годов встречается описание гальюна. Слово это пришло на флот, как, кстати, и многие другие флотские термины, из Голландии. Представляет оно собой нидерландское «galjoen», которое в буквальном переводе означает «нос корабля».

В этом контексте значение слова не стоит путать с другой трактовкой, которой соответствует рыба Dichistius capensis или чёрный лещ – национальный символ ЮАР. Его название тоже звучит как galjoen, но только в данном контексте его следует читать как галеон. Кстати, и само «корабельное» понятие «galjoen» зачастую соотносится именно с галеоном – испанским парусником 16-17 веков.
 
Что же о «гальюне» говорят нидерландские словари?

В частности, отмечается, что речь идёт об особой площадке на носу корабля, где располагались туалеты для экипажа.

Добавляется, что гальюнами называли туалеты на Фризских (Ваттовых) островах вплоть до XIX столетия. Фризские острова – группа островов в Северном море, которую отделяют от него так называемые ватты – мелководные морские зоны у побережья Нидерландов, Дании и Германии.

На парусных судах отхожие места располагались по бортам корабля в носовой части – там, где размещался княвдигет. Что ещё за «зверь»? Княвдигет – верхняя часть водореза, «венчать» которую могла резная фигура. На носу шведского корабля XVII века «Васа» («Ваза») эта часть украшена резными фигурами по внешней стороне бортов.

Любой корабельный юнга прекрасно знал, что местом расположения отхожих мест является именно носовая часть корабля. Именно туда и надо бежать в случае позывов организма...

Штормовыми гальюнами могли быть несколько сидений, которые являли собой, по сути, деревянные ящики. Через эти «ящики» содержимое попадало в деревянный бак и в конечном итоге отправлялось в открытое море.

При этом существовала система штрафов и иных наказаний для капитанов и владельцев кораблей, которые содержимое гальюнного бака по тем или иным причинам сливали вблизи портов, нарушая «санитарную зону». Но дело в том, что гальюнный бак был не на каждом судне. Имелись и случаи прямого забортного "вывода" гальюна.

Чтобы при походе на гальюн матрос не оказался смыт за борт, существовали различные приспособления, включая особую сетку. Другой вариант – деревянные ручки на бортах, за которые можно было держаться. Что называется, на таком гальюне не засидишься, если речь не идёт о штиле.

Таким образом, само слово «гальюн» первоначально никакого отношения к «уборной» в нынешнем понимании этого слова не имело. Обозначало оно площадку в носовой части корабля: как военного, так и торгового.

 На более древних судах, включая галеры, с туалетом было, как принято говорить с некоторых пор, не всё так однозначно. К примеру, рабы, которые были усажены за вёсла для гребли, могли отправлять естественные надобности непосредственно на месте в случае, если "смена" невозможна. В конечном итоге всё промывалось забортной водой. Однако, по понятным, причинам полностью удалить продукты жизнедеятельности не всегда представлялось возможным в короткий срок, что приводило к возникновению дополнительных рисков по вспышкам инфекций.

Я впервые оказался на подводной лодке еще в годы студенчества, во время военно-морской практики после 5 курса.  В нашем институте была военно-морская кафедра,  поэтому я и попал служил на флот.  Мне, студенту в форме матроса, врач подводной лодки, к которой я был приписан, объяснил, где я могу удовлетворить свои физиологические потребности. Сказал, что внутри подводной лодки есть два гальюна, но во время коротких выходов ими не пользуются, чтобы внутри не воняло.  И сходить в туалет можно только после всплытия субмарины в надводное положение в ограждении боевой рубки.  Он показал мне тот самый надводный гальюн, напоминающий те первые, что были на голландских парусных судах в носу.  Такое же отверстие, и твое дерьмо падает куда-то вниз, чтобы потом быть смыто забортной водой при погружении.  До примитивности просто.  Мне не раз приходилось справлять свои физиологические потребности во время шторма. Смыть за борт меня не могло, но вот мочило изрядно, особенно на лодках 613 проекта, где наружный гальюн в самом низу ограждения боевой рубки.

А вот гальюн внутри лодки напоминает туалет в хорошей квартире, только вот всевозможных труб вокруг немало, и нет смывного бачка (см. фото на заставке).  Да и пользоваться таким унитазом надо уметь, чтобы твое же дерьмо не полетело в лицо, если нарушишь инструкцию.  Так что грамота любому матросу была дана не зря.

А на надводных кораблях что военных, что гражданских, гальюн напоминает гражданский  туалет, причем очень комфортабельный, а не типа «сортир», как говаривал герой Анатолий Папанова в фильме «Бриллиантовая рука».

На этом короткую  прогулку по местам, которые имеют флотские термины, я закончу.  Кому-то это будет полезным, а для кого-то просто интересно.