Cэмюэл Дэвис Смиренное сердце и благоволение Божие

Инквизитор Эйзенхорн 2
СМИРЕННОЕ СЕРДЦЕ И БЛАГОВОЛЕНИЕ БОЖИЕ
Сэмюэл Дэвис (1756)
http://www.the-highway.com/contrite_Davies.html

Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.
Ис.56.2

Поскольку мы состоим из животных тел и бессмертных душ и наделены телесными чувствами, а также разумными способностями, Бог, мудро приспособивший нашу религию к нашему образу жизни, требует как телесного, так и духовного поклонения, и повелевает нам не только использовать внутренние силы нашего разума в надлежащих делах преданности, но также выражать нашу внутреннюю преданность подходящими внешними действиями и сопровождать ее разумными внешними таинствами, которые Он назначил. Таким образом, это согласно Евангелию, но это было еще более примечательно под законом, который по сравнению с чистым и духовным поклонением в Евангелим представлял собой систему плотских таинств и требовал большой внешней пышности и величия, а также телесного служения. Таким образом, по Божию указанию в пустыне было возведено дорогостоящее и великолепное сооружение, названное скинией, потому что она была построена в виде шатра и перемещалась с места на место; и впоследствии Соломон построил величественный храм с огромной стоимостью, где должно было совершаться богослужение и где все мужчины Израиля должны были торжественно собираться для этой цели три раза в год.
Эти внешние элементы не были предназначены для того, чтобы исключить внутреннее поклонения Духу, но для его выражения и помощи ему. И эти обряды не должны были заменять нравственность, а должны были соблюдаться как помощь ей в их применении и как прообраз великого Мессии, ибо даже в эпоху Моисея Бог с величайшим уважением относился к святости сердца и доброй жизни, и даже тот, кто строжайше соблюдал церемонии, не мог быть принят Им без этого.
Но для деградирующего человечества естественно перевернуть порядок вещей, считать легкую и самую низкую часть религии ею целиком, успокоиться на внешнем уровне религии как достаточном, не обращая внимания на сердце, и полагаться на фарисейскую строгость в ритуальных обрядах как на оправдание или искупление за пренебрежение более важными вопросами закона, суда, милосердия и веры.
Это была печальная ошибка евреев во времена Исаии; и именно это Господь стремится исправить в первых стихах этой главы. Иудеи гордились тем, что у них есть дом Божий, и уповали на пустые слова, говоря : это храм Господа, храм Господа, храм Господа (Иер.7.4). Они заполнили его жертвенники дорогими жертвами; и в них они надеялись искупить грех и обрести Божью благосклонность.
Что касается их жертв, Бог дает им знать, что, хотя они не обращали внимания на свою мораль, но выбирали свои собственные пути, и их души наслаждались мерзостями, в то время как они преподносили их формальным образом, без огня Божественной любви, их жертвы были так далеки от Его признания, что вызывали у него ненависть. Он ненавидит их самые дорогие подношения как отвратительные и непристойные. Для Него в таком случае заколающий бык в жертву столь же далек от того, чтобы быть принятым, как если бы он несправедливо убил человека; приносящий в жертву ягненка - как если бы он свернул шею собаке и т.д. (Ис.56.3).
Чтобы развеять это суеверное доверие к храму, Господь сообщает народу, что он Ему не нужен; что, как бы он ни был высок и величествен, он не может вместить его; и что, посвящая Ему храм, люди не должны гордо думать, что они дали Ему что-то, на что Он не имел права изначально. «Так говорит Господь, Небеса - мой престол, где Я царствую", явленный в видимом величии и величии Бога; и хотя земля не украшена такими яркими проявлениями Моего непосредственного присутствия, хотя она не сияет во всей красе Моего царского дворца в небесных высях, тем не менее это небольшая провинция в Моей необъятной империи, подчиненная моей власти; это Моя подставка для ног. Итак, если небо - Мой престол, а земля - подножие Моих ног; если все творение - Мое Царство, где дом, который вы Мне построили? где ваш храм, который так величественен в вашх глазах? Он исчез, он превратился в ничто. Способен ли он вместить то бесконечное Существо, для которого вся земля - лишь скромная подножка, а обширные небеса - трон? Можете ли вы напрасно воображать, что Мое присутствие может быть ограничено для вас узкими рамками храма, когда небо и небо небес не могут вместить Меня? Где место Моего покоя? Можете ли вы предоставить Мне место для отдыха, как будто Я устал? Или Мое присутствие может быть ограничено одним местом, и Я неспособен действовать сверх установленных границ? Нет, только бесконечное пространство может сравниться с Моей сущностью и совершенствами; только бесконечное пространство - достаточная сфера для Моих действий.  Можете ли вы представить, что вы можете подкупить Меня и дать Мне то, на что Я не имел права раньше, всеми величественными зданиями, которые вы можете воздвигнуть ради Моего имени? Разве вся вселенная не Моя? Ибо все Я сотворил Своей рукой из ничего, и все эти вещи были или существуют благодаря поддержке Моей всесохраняющей руки, и какое право может быть более действительным и неотъемлемым, чем право, основанное на творении? Серебро и золото Мои, и Мой скот на тысяче холмов; и поэтому ты отдаешь Мне Мое, говорит Господь».
Это величественные выражения, которые достойны Бога. Таким образом, Ему надлежит возвыситься над всем творением и отстаивать Свою абсолютную свободу и независимость от вселенной. Если бы Он только обратил к нам светлую сторону Своего трона, которая ослепила бы нас нестерпимым великолепием; если бы Он только проявил свое величие без милости и снисходительности в таких словах, как эти, это поразило бы нас и повергло, как изгоев Его провидения, в крайнее уныние, ибо мы ниже Его внимания. Мы можем опасаться, что Он оставит нас с величественным пренебрежением, не обращая внимания на мелочи, которые смертные называют великими, или как склонны делать занятые представители нашего рода. В спешке за делами они склонны пренебрегать многим и в силу гордости и величия игнорируют или пренебрегают своим достоянием. Мы должны быть готовы в безнадежной тревоге сказать: «Неужели вся эта земля, которая нам кажется такой огромной, и разделена на тысячи могущественных царств, как мы их называем - это не более чем скромная подставка для ног Божиих? Что она едва достойна нести Его ноги? Что тогда я есть? Атом мира, пустяковая особь пустяковой расы. Могу ли я ожидать, что Он обратит внимание на такую незначительную вещь, как я? На Его голову возложены обширные дела неба и земли, и он занят заботами обширной вселенной, и сможет ли Он найти досуг, чтобы заняться мной и моими маленькими интересами? Будет ли король, размышляя о проблемах народов, интересоваться себя червем, ползающим у подножия Его трона? Если великолепный храм Соломона был недостоин обитания Бога, впустит ли Он меня в свое присутствие и даст ли мне аудиенцию? Как я могу этого ожидать? Надеяться на такую снисходительность кажется смелым и самонадеянным. И тогда я должен отчаяться в милостивом отношении моего Создателя ». пустяковая особь пустяковой расы. Могу ли я ожидать, что он обратит внимание на такую незначительную вещь, как я? На его голову возложены обширные дела неба и земли, и он занят заботами обширной вселенной, и сможет ли он найти досуг, чтобы заняться мной и моими маленькими интересами? Будет ли король, размышляя о проблемах народов, заинтересовать себя червем, ползающим у его подножия? Если великолепный храм Соломона был недостоин божественного жителя, впустит ли он меня в свое присутствие и даст ли мне аудиенцию? как я могу этого ожидать? Надеяться на такую снисходительность кажется смелым и самонадеянным. И тогда я должен отчаяться в милостивом отношении моего Создателя». 
Нет, унывающее творение! Каким бы ты ни был подлым и недостойным, человек, услышь голос Божественного снисхождения, а также величия: "на этого человека Я посмотрю, даже на бедного и сокрушенного духа, трепещущего перед Моим словом". Хотя Бог не обитает в храмах, построенных руками, хотя Он презирает князей и во всей их надменной славе и притворном величии, тем не менее есть люди, на которых остановится Его милостивый взор. Высокий и возвышенный, обитающий в вечности и пребывающий на высоком и святом месте, Он будет смотреть вниз сквозь все сияющие ряды ангелов - на кого? Не на гордых, надменных и самонадеянных, но на бедных и сокрушенных, трепещущих перед Его словом. На такого человека Он посмотрит с трона Своего величия, каким бы низким этот человек ни был. Этот человек - предмет, который может как бы отвлечь Его взор от всей славы небесного мира, чтобы Он мог взглянуть на смиренного, уничижающего себя червя. Такой человек никогда не может быть потерян или не замечен среди множества созданий, но глаза Господа найдут его в величайшей толпе, Его глаза милостиво устремятся на этого конкретного человека, хотя бы он был только один такой во всем кругу творения, или хотя бы он был изгнан в самый отдаленный уголок вселенной, как алмаз в куче мусора или на дне океана.
Слышите ли вы это, вы, бедные и сокрушенные духом, трепещущие перед словом Его? Вы, которые больше других склонны бояться, что Он проигнорирует вас, потому что вы, из всех остальных, наиболее глубоко осознаёте, насколько вы недостойны Его милостивого внимания! Бог великий, славный, ужасающий Бог, смотрит на вас сверху вниз глазами любви, и тем нежнее, чем ниже вы в своем почтении. Разве ваше сердце не ёкнет внутри вас при одном звуке об этом? Разве вы не потеряетесь в прекрасном удивлении и благодарности и не воскликнете: «Неужели это так? может ли это быть? это действительно возможно? это правда?" Да, у вас есть Его собственное слово, и не думаете, что это слишком хорошая новость, чтобы быть правдой, но верьте, и радуйтесь, и прославляйте Его имя; и не бойтесь того, что люди или бесы могут сделать с вами.
Это, братья мои, вызывает всеобщую озабоченность. Каждый из нас заинтересован в том, чтобы знать, благосклонно ли относится к нам Бог, от Которого полностью зависит само наше существо и все наше счастье. А как мы это узнаем? Ни одним другим способом, кроме как выяснить, есть ли у нас характер того счастливого человека, на которого Он смотрит снисходительно. Это не напыщенные и высокие характеры, они не созданы земными богатствами, ученостью, славой и властью: Но на этого человека Я посмотрю, говорит Господь, на бедного и сокрушенного духом и трепещущего пред словом Моим. Давайте рассмотрим значение каждой из этих характеристик.
I. Это бедняк, на которого снисходит взор величия Небес.
Это в основном не относится к бедным в этом мире; ибо, хотя очень часто бывает, что «бедняки мира сего избираются богатыми верой и наследниками Царства» (Иак.2.5); однако это не универсальное правило; для многих, увы бывает иначе! те, кто бедны в этом мире, не богаты перед Богом и не богаты добрыми делами, а потому будут вечно голодать в безнадежной нужде и нищете. Но «бедный» здесь означает таких, которые Христос более полно характеризует как нищих духом  (Мтф.5.3);  и это персонаж подразумевает следующие качества:
1. Бедный человек, на которого смотрит Иегова, глубоко осознает свою недостаточность и что ничто, кроме наслаждения Богом, не может сделать его счастливым.
Бедный человек чувствует себя не самодостаточным, а зависимым от Бога. Он осознает слабость и бедность своей природы и то, что он не был наделен достаточным запасом богатства в своем творении, чтобы поддерживать его в течение бесконечного периода времени, для которого он был создан, или даже в течение одного дня. Слабая виноградная лоза прилегает к стволу не сильнее, чем к своему Богу. Он не более чувствителен к недостаточности своего тела, чтобы существовать без воздуха или произведений земли, чем к своей душе, не способной жить без своего Бога и наслаждения Его любовью. Короче говоря, он низведен до надлежащего места в системе вселенной, низшего по сравнению с высшими существами ангельского чина, и особенно по сравнению с великим Родителем и опорой природы. Он чувствует себя таким, какой он есть на самом деле, бедным, бессильным, зависимым существом, которое не может ни жить, ни двигаться, ни существовать без Бога. Он понимает, что его "достаточность от Бога" (2 Кор.3.5 KJV), и что все источники его счастья в Нем.
Это чувство зависимости от Бога сопровождается ощущением, что никакие земные удовольствия не сделают его счастливым и не заполнят огромные способности его души, которые были созданы для наслаждения бесконечным благом. Он любит благословения этой жизни, но это сопровождается чувством их недостаточности и не исключает более сильного пристрастия к высшим удовольствиям религии. С одной стороны, он не отшельник и не кислый аскет; а с другой стороны, он не любит удовольствия больше, чем любит Бога.
Если он не наслаждается большой долей удобств этой жизни, он не трудится и даже не желает их, как своего высшего счастья: он уверен, что он никогда не сможет достичь этой цели в ее величайшем изобилии. Его душа страстно жаждет Бога, живого Бога. Он в высшей степени чувствует, что наслаждение Божьей любовью более необходимо для его счастья, чем обладание земными благословениями; более того, он понимает, что, если он несчастен из-за недостатка чего-либо, основная причина - отсутствие Бога. Если бы он был благословлен совершенным наслаждением от Бога, он мог бы сказать вместе с Аввакумом: "Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего" (Авв.3.17-18)
Если такой человек наслаждается изобилием земных благословений, он все равно сохраняет чувство потребности в наслаждении Богом. Недовольство и неудовлетворенность - обычная участь как богатых, так и бедных; они все еще жаждут чего-то неизвестного, чтобы это завершило их блаженство. Душа, созданная для осуществления Высшего Блага, тайно томится и мучается среди других наслаждений, не зная исцеления. Только наслаждение Богом может удовлетворить его безграничные желания; но увы! человек может не испытывать в нем удовольствия, не испытывает жажды к нему; он все еще плачет: «Еще больше удовольствий мира»; как человек в жгучей лихорадке, который требует холодной воды, которая только разожжет его болезнь и вызовет более болезненное возвращение жажды. Но нищие духом знают, где их лекарство. Они не спрашивают с неуверенностью: кто покажет нам путь? - но их прошения сосредоточены на этом как на величайшей составляющей их счастья: Господи, возведи на нас свет лица Твоего; и это вселяет в их сердца больше радости, чем изобилие хлеба и вина  (Пс.4. 6-7 KJV). Таковы были слова псалмопевца : "нет никого на земле, чего я желаю, кроме Тебя. Моя плоть и мое сердце изнемогают; но Бог - сила моего сердца и моя доля навеки" (Пс.123.25-26 KJV). И как это отношение распространяется на все земные вещи, так и на все созданные удовольствия вообще, даже на удовольствия небесного мира; бедный человек понимает, что он не мог бы быть счастлив даже там без наслаждения от Бога. Он говорит: "Кто у меня на небесах, кроме тебя? Только созерцание лица Твое в праведности и пробуждение в подобии Твоем может удовлетворить меня" (Пс.17.15 KJV).
2. Эта духовная бедность подразумевает глубокое смирение и самоуничижение.
Бедный человек, на которого снисходит взор Бог небес, скуп в собственных опасениях; он считает себя не очень важным существом. Он не высоко ценит свои собственные хорошие качества, но мал в своих глазах. Он не склонен отдавать предпочтение другим, но готов уступить им место. Он обладает великой проницательностью, чтобы видеть их хорошие качества, и похвальной слепотой по отношению к их недостаткам; но он не спешит распознавать собственные достоинства и не щадит своих слабостей. Вместо того чтобы быть ослепленным великолепием своих дарований или приобретений, он склонен игнорировать их с благородным пренебрежением и осознает слабости и недостатки своей натуры. Что же до его добрых качеств, то они кажутся ему ничтожными, чересчур малыми: когда он думает, насколько они отстают от того, чем должны быть, они как бы исчезают и превращаются в ничто. Каким холодом кажется ему его любовь в своем величайшем рвении! Как слаба его вера в ее величайшем доверии! Как поверхностно его раскаяние во всей его глубине! Как гордится его нижайшее смирение! А что касается совершенных им добрых дел, увы! как их мало, как плохо они совершаются, как не исполняют его обязанности! После того, как он сделал все, он считает себя недостойным слугой. После того, как он все сделает, он более склонен принять мнение мытаря, чем фарисея: да помилует Бог меня грешника! В своих высших достижениях он не склонен восхищаться собой; он настолько далек от этого, что для него гораздо естественнее впасть в противоположную крайность и считать себя наименьшим, да, менее, чем наименьшим из всех других святых на земле: и если он будет возражать при любом предпочтении, то отведет себе самое низкое место в списке христиан. Этот характер был замечательно показан святым Павлом, который, вероятно, добился большего продвижения в святости, чем любой другой святой, который когда-либо был принят на небо из этого грешного мира.
Нищий духом также смиренно осознает свою греховность. Его память быстро вспоминает его прошлые грехи, и он очень зорок, чтобы обнаружить оставшиеся пороки своего сердца и недостатки в своих лучших обязанностях. Он не изобретателен, чтобы извинить их, но беспристрастно смотрит на свои грехи во всех их уродствах и обострениях. Он искренне сомневается, есть ли на земле настолько испорченный святой; и хотя он может быть убежден, что Господь начал в нем дело благодати, и, следовательно, что он находится в лучшем состоянии, чем те, которые находятся под господствующей властью греха, все же он действительно сомневается в существовании в мире более развращенного человека, чем такого, каким он видит себя. Он склонен считать себя худшим из грешников и больше других обязанным благодати, чем кто-либо из сынов человеческих. Он хорошо знаком с собой; но он видит только других, и поэтому считает себя намного хуже других; поэтому он ненавидит себя за все свои мерзости (Иез.36.31). . Ему нравится самоуничижение; его смирение не является принудительным; он не думает, что для него хорошо опускаться так низко. Он явно видит себя подлым, отвратительным, чрезвычайно грешным существом и поэтому уверен, что это не самоуничижение, а самая разумная вещь в мире, когда он думает о себе низко, смиряется и унижает себя. Для того, кто считает себя очень важным существом, неестественно наклоняться; но это легко и  не кажется самоотречением для бедного убогого существа, которое смотрит на себя и чувствует себя таковым.
Наконец, нищий духом глубоко осознает свое достоинство. Он видит, что сам по себе он не заслуживает никакой милости от Бога за все добро, которое он когда-либо делал, но что Бог, в конце концов, может справедливо отвергнуть его. Он не гордится своим добрым сердцем или хорошей жизнью, но падает в прах перед Богом и полагается только на Его свободную благодать, что побуждает меня заметить:
3. Тот, кто беден духом, осознает свою нужду во влиянии Божественной благодати, чтобы она освятила его и обогатила благодатью Духа.
Он чувствует недостаток святости; это обязательно проистекает из его ощущения своей испорченности и несовершенства всех его достоинств. Святость - единственное, что ему нужно, чего он желает и жаждет превыше всего; и он глубоко чувствует, что не может создать ее в собственном сердце своими силами; он чувствует, что без Христа он ничего не может сделать и что именно Бог должен работать в нем, чтобы он смог хотеть и делать. Следовательно, подобно бедному человеку, который не может существовать за счет своего скота, он полностью зависит от благодати Божьей, которая совершает в нем все свои дела и дает ему возможность совершать свое спасение со страхом и трепетом.
4. Он глубоко осознает абсолютную необходимость праведности Христа для его оправдания. Он не считает себя богатым на добрые дела, чтобы он подкупить своего Судию и добиться оправдания, но, как бедный преступник, которому нечем купить  помилование и нечего защищать, он отдает себя на милость суда и полностью полагается на свободную благодать Бога через Иисуса Христа. Он утверждает только Его праведность и полагается только на нее. Богатые презирают тех, кто им обязан; но бедняки, которые не могут существовать сами по себе, с радостью примут это.
5. И, наконец, нищий духом настойчив у престола благодати. Он питается благодатью; он живет милостями небес; и, поскольку их нельзя получить без прошения, он часто возносит мольбв к Отцу о всех Его милостях для него. Он участвует в таинствах Бога, как Вартимей у дороги, чтобы просить милостыню у проходящих по ней. Молитва - естественное выражение духовной бедности: бедняк,говорит Соломон, умоляет (Прит. 18.23); тогда как те, кто богат своим самомнением, могут жить без молитвы или довольствоваться формальным, небрежным ее исполнением.
Таков обычный характер того нищего, которого величие небес удостоило взгляда Своей любви. Иногда он действительно плохо разбирается в этих вещах; но тогда ему становится не по себе, и он трудится, чтобы снова обрести это, а иногда действительно благословляется этим.
И разве в этом собрании нет таких бедных мужчин или женщин? Я надеюсь, что есть. Где вы, бедняги? встаньте и примите благословения вашего Искупителя: Блаженны нищие духом и т. д. Тот, Кто имеет свой престол на высоте небес и для кого эта необъятная земля всего лишь подножка, смотрит на вас взором любви.
Эта духовная бедность - большее богатство, чем все сокровища вселенной. Итак, не стыдитесь признаться в бедности, если вы такие. Пусть Бог таким образом разорит всех нас; пусть Он лишит нас всего нашего воображаемого величия и богатства и превратит нас в бедных нищих у Своих дверей!
Но пора рассмотреть другую черту характера подлинно счастливого человека, на которого милостиво взирает Господь небес;  то есть
II. Сокрушение духа. Я посмотрю на этого человека сокрушенного духа.
Слово "сокрушенный" означает того, кого сильно избили или ушибли, или нагрузили тяжелой ношей. И это относится к скорбящему кающемуся, сердце которого разбито и изранено грехом. Грех - это невыносимое бремя, которое сокрушает и ушибает его, и он чувствует, что ему тяжело и больно. Его каменное сердце, которое нельзя было впечатлить, ибо оно скорее отбивало удар, уносится; и теперь у него сердце из плоти, которое легко ударить и ранить. Его сердце не всегда жесткое и бессмысленное, легкое и пустое; но у него есть нежные ощущения; он легко восприимчив к печали за грех, смиряется от чувства своего несовершенства и действительно страдает и огорчается, потому что он не может служить своему Богу лучше, но каждый день грешит против Него. Эта характеристика может также относиться к бедной встревоженной душе, сломленной жестокими опасениями за свое состояние. Дерзкие могут рискнуть своим вечным уделом при неопределенности, и потакать приятным надеждам, не исследуя с тревогой их основы; но кающийся дух тонко осознает важность дела и не может получить облегчения без каких-либо веских доказательств безопасности. Подобные шокирующие предположения часто пугают его и пронзают самое сердце. «Что, если я в итоге обманут? Что, если в конце концов я буду изгнан от того Бога, в Котором заключено все мое счастье? » и т. д. Это предположения, полные невыносимого ужаса, когда они кажутся едва возможными, как и многие другое, когда кажется, что для них есть причина. Такая привычная набожная ревность - хороший признак; и, к вашему приятному удивлению, сомневающиеся христиане, я могу сказать вам, что  Божие величие, которого вы боитесь, ибо думает, что Он игнорирует вас, на самом деле смотрит на вас с жалостью. Поднимите на Него глаза с удивлением и радостной уверенностью. Вы не такие заброшенные, как вы думаете. Величие Небес считает, что в Его праве смотреть вниз на вас сквозь все славные чины ангелов и сквозь миры, вниз, даже на вас в глубине вашего отвращения к себе. Позвольте же,
III. Рассмотреть оставшуюся черту характера счастливого человека, на которого будет взирать Господь: он - трепещущий от Моего слова.
Эта характеристика подразумевает нежное чувство величия Слова и того, о чем оно говорит, и сердце, которое легко впечатляется этим как самой важной реальностью. Ярким примером этого был добросердечный Иосия (2 Пар.24.19-27). Тому, кто трепещет перед Божественным словом, угрозы, исходящие от него, кажутся не пустыми ужасами или громкими словами, а величайшей реальностью. Такой человек не может устоять под ними, но дрожал бы, упал и умер бы, если бы не получил облегчения от счастливого обещания избавления. Тот, кто трепещет перед словом Божьим, не будет глупым слушателем или читателем его. Оно проникает в него и пронзает его сердце, как острый обоюдоострый меч; оно несет в себе силу, и он чувствует, что это слово Бога, а не человека, даже когда оно произносится немощными смертными. Таким образом, он не только трепещет от страха и ужаса, но пребывает во власти слова;  и это побуждает меня заметить далее, что он трепещет от сыновнего почитания величия Бога, говорящего в Своем слове. Он считает его голосом, который изрек все сущее, и чья слава такова, что глубокая серьезность должна овладеть теми, кому позволено слышать Его слова.
Насколько это противоположно настроению множества людей, которые относятся к слову Божьему не лучше, чем (говорю это с ужасом) к слову ребенка или глупца! У них свой путь, пусть говорит, что хочет. Они упорствуют в грехе, игнорируя Божии угрозы. Они сидят под Его словом такие же беспечные и глупые, как будто это какая-то старая, скучная, пустяковая история. Оно редко производит впечатление на их каменные сердца. Это храбрые, неустрашимые люди мира, ожесточенные и без страха перед будущим. Но какие это несчастные создания! Бог небес не благоволит смотреть на них милостиво, в то время как он устремляет взоры на человека, который «раскаивается и трепещет перед словом Его».
А где этот счастливый человек? Где в этом собрании, где сокрушенный дух? Где человек, трепещущий при слове? Вы все готовы схватиться за эти слова, но не будьте высокомерны, с одной стороны, и  слишком робки, с другой. Спросите, является ли это вашей преобладающей чертой. Если это так, то добивайтесь этого качества и радуйтесь этому, хотя оно у вас не в совершенстве. Но если оно у вас не преобладает, не считайте его своим достоянием. Хотя вас временами огорчает чувство греха и опасности, и это слово вселяет ужас в ваши сердца, тем не менее, если вы, как правило, не обладаете нежным и кающимся духом, вы не должны претендовать на этот характер.
Но пусть те из вас, которые бедны и сокрушены духом и трепещут перед словом Господа, глубоко проникнутся смыслом выражения, что Господь взирает на вас. Он не смотрит на вас , как неосторожный зритель, не относится к вам, не заботясь, что с вами будет, но Он смотрит на вас, как Отец и Благодетель: Его взгляд является действенным для вашего блага.
Он смотрит на вас с одобрением. Он доволен этим зрелищем. Ему нравится видеть, как вы трудитесь. Он смотрит на вас как на предметы Своей вечной любви, искупленные Кровью Его Сына, и он очень доволен вами ради Его праведности. Следовательно, его взгляд на бедного и трепещущего противопоставляется его ненависти к нечестивым и их жертвам. И действительно Тот, Кого вы так жестоко обидели, Чьего гнева вы боитесь больше всего - Он примирился с вами и радуется вам? Какая же это причина радости, хвалы и удивления!
И снова он смотрит на вас, чтобы обратить на вас особое внимание. Он видит все, что вы делаете по отношению к Нему. Он видит и жалеет вас в вашем честном, хотя и немощном конфликте с внутренним грехом. Он наблюдает за всеми вашими верными, хотя и слабыми усилиями служить ему. Его глаза пронзают самые сердца, и малейшее движение не может ускользнуть от Его внимания. Это действительно могло бы заставить вас дрожать, если бы Он посмотрел на вас глазами судьи, ибо о, как много мерзостей он должен увидеть в вас! Но ободритесь, Он смотрит на вас глазами друга и с той любовью, которая покрывает множество грехов. Он смотрит на вас взором сострадания во всех ваших бедах. Он смотрит на вас, чтобы убедиться, что вы не будете раздавлены. Давид, который прошел через столько невзгод и бед, как и любой из вас, мог сказать по счастливому опыту: "глаза Господа обращены на праведников, и уши Его открыты для их вопля" (Пс.34.15 KJV).
Наконец, он смотрит на вас, чтобы заботиться о вас, как мы заботимся о больных и слабых. Он смотрит на вас, чтобы обеспечить вас: и Он даст вам благодать и славу, и "ничто доброе не будет удержано от вас" (Пс.84.11 KJV).И разве вы не в безопасности и не счастливы под таким взором Отца и Друга? Пусть немного смиренного мужества оживит вас среди ваших многочисленных разочарований, и вы доверитесь той заботе, которой вы считаете себя недостойным.
Здесь, возможно, будет не лишним заметить, что вам должно доставить немалое удовольствие, что те самые люди, которые, по оценке людей, с наибольшей вероятностью будут упущены из виду, являются теми, на кого Бог смотрит милостиво. Сами люди склонны восклицать: «Могу ли я поверить, что Бог небес милостиво относится ко мне; но увы! Я чувствую себя бедным недостойным существом; я трепещущий, с разбитым сердцем человек, не обращающий внимания на столь великое величие!". Но действительно ли вы таковы? Тогда я могу превратить ваше возражение в ободрение. Вы тот самый человек, на которого смотрит Бог. Его глаза обращены к земле в поисках таких, как вы; и он найдет вас среди бесчисленного множества людей. Будь вы окружены толпами королей и знати, Его взгляд прошел бы мимо них всех, чтобы устремиться на вас. Что это за великолепная уловка, если можно так выразиться - обратить внимание на измученного и превратить уныние человека в основу его храбрости,  сделать его чертой тех, кто возлюблен небом, из-за того,   на что они сами смотрят как на признаки  пренебрежения к ним! "Увы!" - говорит бедняк, - даже если бы я был предметом Божьего внимания, Он не стал бы долго жить  в таком бедном и разбитом сердце». Но вы можете рассудить прямо противоположным образом: таким образом Он делает вас нищими духом, осознающими вашу греховность и несовершенство, потому что Он милостиво относится к вам. Он не допустит, чтобы вы превозносились своей воображаемой добротой, как и весь остальной мир, потому что Он любит вас больше, чем любит других. Какой бы необъяснимой ни казалась эта процедура, на то есть очень веские причины. Бедные - единственные люди, которые наслаждаются Богом и дорожат Его любовью; только они способны на райское счастье, заключающееся в совершенстве святости.
В заключение давайте рассмотрим совершенство и снисходительность Бога, как они явлены в этих вещах. Подумайте, нищие духом, Кто есть Тот, Кто склоняется, чтобы взглянуть на таких мелких существ, как вы. Это Тот, Чей престол находится на высшем небе, окруженный мириадами ангелов и архангелов; это Он, подножие ног Которого земля, и Он поддерживает все живое на ней; именно Он превознесен над благословениями и славой всех небесных армий и не может без снисхождения созерцать то, что творится на небесах: это Он смотрит свысока на таких бедных червей, как вы. И что это за милость!
Это Он смотрит конкретно на вас, Тот, кто заботится обо всех мирах, которые он создал. Он управляет всеми делами вселенной; Он заботится о каждом человеке в своей огромной семье; он заботится обо всех своих созданиях, и тем не менее Он может любить вас. Он обращает на вас особое внимание, как если бы вы были Его единственными созданиями. Какое это совершенство! какая бесконечная мощь мысли! какая безграничная сила! и какая снисходительность! Только подумайте, как малы вы во вселенной среди всех существ. Вы сравнимы не столько с бесконечным множеством существ в окружении природы, сколько с песчинкой среди всех песков на морском берегу или пылинкой для огромного земного шара. И все же он, Который заботится обо всей вселенной, обращает особое внимание на вас - вы, которые ничто по сравнению с вашими собратьями; и если бы вы были уничтожены, это вряд ли оставило бы пробел в творении. Подумайте об этом и удивитесь снисхождению Бога; подумайте об этом и признайте свою низость; вы ничто, не только по сравнению с Богом, но вы ничто в системе творения.
Я добавлю лишь одно естественное размышление: если это такое счастье - иметь великого Бога как нашего Покровителя, то что же значит не иметь Его расположения, быть проигнорированным им? Мне кажется, всеобщий ужас и трепет может охватить это собрание при одном предположении об этом. И есть ли во вселенной существо в таком ужасном состоянии? Мне кажется, все творения должны его пожалеть. Где найти столь несчастное существо? Мы должны спуститься в ад, чтобы найти его; Нет, увы! таких много на земле! нет, я должен обратиться конкретно к вам, таких, вероятно, много в этом собрании: среди вас таковы все, которые не бедны и не раскаиваются духом, и не трепещут перед словом Господа. И разве ты не из этого жалкого числа, о человек, которого презрел Бог, создавший тебя! Не удостоившийся одного  взгляда любви Автора всего счастья! Он действительно смотрит на тебя, но глазами негодования, ожидая отмщения; и можешь ли ты быть легкомысленным в таком случае? Не хочешь ли ты потрудиться над тем, чтобы стать нищим и сокрушенным сердцем, чтобы стать предметом Его милостивого внимания?

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn