79. Главное условие спасения

Вячеслав Абрамов
Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу становится ясным многое. То, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в духовные смыслы стихов, «зашифрованные» в образах этого мира.

Послание 79.

"Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.
Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас."

Простое и чувственное восприятие псалма показывает, как псалмопевец умоляет Бога о благоволении к народу, и говорит о том, что в первую очередь нужно искать, когда святилище разрушено. Он видит Бога как Пастыря Израиля, водящего Иосифа.

Иосиф (Йосеф) – от слова «осеф», означающего «собирать». В Ветхом Завете через образ Иосифа описывается духовное свойство, которое собирает другие свойства в поисках цели жизни – то, чему он должен следовать, чему отдаться, к чему прийти.
Именно после того, как его братья (в духовном понимании – его прежние внутренние свойства) предали и продали его в рабство, низвели до полной ничтожности, он начинает понимать: все свойства-братья – против него, так проявляется их настоящая суть, так развивается человеческий эгоизм.
Но его миссия – соединить их, чтобы ощутить всё, что есть внутри него, но ещё не проявилось, – и из этого постичь Творца! Иосифу даётся познать: только аннулировав в себе себя, он может соединиться с ними, И из такого состояния он соединяется со всеми предыдущими свойствами (братьями), уже аннулируя себя.

Другими словами, братья – это его прежние свойства, которые он должен собрать в себе. Они существуют в нём в эгоистическом виде. Когда они его «продают в рабство», он меняет своё отношение к ним – к тому, как он должен их собирать.
У него формируется правильное отношение к своей миссии: он должен подняться выше себя. Если раньше он считал, что все должны эгоистически соединиться в нём, то сейчас понимает, что необходима только лишь отмена себя. Тогда он приобретает то, к чему стремится и на что способен, на что годен и что ему не хватает. Только в таком духовном состоянии он может правильно продвигаться к главной цели – к постижению и достижению высших духовных свойств, – свойств Бога.

Таким образом, Иосиф – это точка нашего соединения, и Господь пасёт – то есть ведёт и вскармливает это соединяющее свойство.

И псалмопевец просит Всевышнего «воздвигни силу Твою, и приди спасти нас»
«пред Ефремом и Вениамином и Манассиею». Вероятно, эти три колена упоминаются на том основании, что именно они формировали эскорт, который в пустыне следовал за скинией, и перед ними находился ковчег силы Божьей, рассеивавший врагов. Здесь они символизируют собой Израиль, когда-то ощущавший силу Божию.

"Боже! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасёмся!
Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?"

Если только лицо Его обратится к ним и воссияет светом Его – это будет означать спасение! Когда отец улыбается, провинившийся ребёнок знает, что уже прощён.

Но псалмопевец тревожится, что гневен Бог не потому, что народ без покаяния хочет отвратить этот гнев, а сами их молитвы стали неугодны Ему.
Ведь, если Бог гневается на молитвы Своего народа, то можно быть уверенным, что они просят не на доброе (см. Иак 4:3). Их цель неверна, они молятся, но не пребывают духом в молитве, они не возносят к небу руки, а воздевают их с претензиями и сомнением. И становятся очевидными доказательства Божьего недовольства, ибо они слишком долго испытывали Творца, навлекая на себя скорбь и позор.

Между тем, разве может Совершенный Бог гневаться, быть недовольным? Он – Бог сил, Он только добивается исполнения Его замысла, через испытания прививает народу терпение и постоянство в молитве, чтобы следовал Его воле, а не своим похотям.

Псалмопевец свято верит: для спасения нужно продолжать молиться, даже ощущая своими чувствами «недовольство» Бога.

"Ты напитал их хлебом слёзным, и напоил их слезами в большой мере,
положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
Боже сил! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасемся!"

 «Слёзы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» – было в псалме 41:4.
Строки говорят о критическом отчуждении между Израилем и Господом.

«Ты сделал нас распрей для соседей наших, и враги наши насмехаются над нами про себя» – такой даётся перевод еврейского текста.
Они ощущают на себе жестокие шутки врагов. Они являются поводом для раздора и пререкания их соседей, потому что стали лёгкой и доступной добычей, все их грабили и разоряли, и каждый, кто желал, мог их завоевать.

Они осознали и каются, что отошли от Бога и своего долга, и встали на греховные пути. Пришло понимание того, что именно это побудило Творца сокрыть от них Своё лицо и отдать их в руки врагов. И понимание того, что остаётся только ревностно молить Бога об обращающей благодати, о восстановлении и спасении.

Это молитва об обращении всего народа. Псалмопевец уверен, что нет другого спасения, кроме того, что исходит от Божьего благоволения, и не обрести такого благоволения, если не обратиться к Нему, отходя от мира и желаний плоти, и тогда Его лицо воссияет над нами: «Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой» (Прит. 1:23).

"Из Египта перенёс Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил её;
очистил для неё место, и утвердил корни её, и она наполнила землю.
Горы покрылись тенью её, и ветви её, как кедры Божии;
она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки."

«до реки Перат (Евфрат) – побеги свои» – это видим в еврейском переводе.

Бог перенёс Израиль из Египта, как виноградную лозу. Следует обратить внимание, что все заслуги в распространении лозы принадлежат Творцу, и что лоза возвеличилась тенью и ветвями – но ни слова не сказано о плодах, ибо ветвистый виноград – лишь дикий виноград.

"Для чего разрушил Ты ограды её, так что обрывают её все, проходящие по пути?
Лесной вепрь подрывает её, и полевой зверь объедает её.
Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;"

Разве может Бог покинуть и отказаться от того, что Он сам посадил? Конечно, нет! Но явно и то, что Он изменил Своё отношение к лозе – разрушил ограды её.
Вепрь и другие дикие звери стали опустошать её – Египет, Ассирия и Вавилон, потом Персия, Греция и Рим.
Что касается вепря, то на знамёнах римской армии, которая опустошила Израиль столетия спустя, был изображен именно вепрь. Не дух ли здесь пророчествует через псалмопевца о судьбах неверного служения и отвержения от Творца?

В образе виноградной лозы часто представляется Церковь, а её ветви – верующие в Господа. Бог утвердил её корни духовной силой, поэтому никому не удавалось её вырвать. Ветви разрослись, но стали бесплодны и лишились духовной защиты.

"охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе."

«И побег её, что посадила десница Твоя, и поросль, укреплённую Тобой!» –  можно уточнить в переводе Теилим.
Слово, которое мы читаем как «отрасль», на иврите означает «поросль», а так же «сын» – то, что Своим свойством «Бог силы» Всевышний сделал сильным. Эта поросль должна была выйти из ствола – Израиля, и до того времени, когда выйдет, Израиль и дом Давида будут сохранены и поддержаны, ведь это и есть истинная, укоренённая Господом виноградная лоза (Ин 15:1; Ис 11:1).

"Он пожжен огнём, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут."

«Сожжена огнем, обрезана она – от окрика Твоего сгинут они!» – так говорит еврейский текст.
И уже понятно, что это Израиль пожжён огнем, обсечён; и погибает не из-за ярости диких зверей и вепря, а от прещения (покарания) от лица Бога.
Именно этого духовные лидеры народа боялись больше всего и считали причиной всех бедствий Израиля. Поэтому кончаются жалобы, а возносится молитва, обращённая к силе милости Творца:

"Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твоё."

В молитве вначале испрашивается благословение «мужу десницы Твоей», «сыну человеческому, которого Ты укрепил Себе». Речь идёт о царе, который должен идти впереди народа.
Если рука Бога управляет царём, то Бог будет водителем, Пастырем Израиля, и народ последует за Ним.
И добавляется особая духовная часть: «оживи нас», оживи угасший дух, «и мы будем призывать имя Твоё». Пасомые не смогут правильно призывать имя Божье, пока Он не оживит их дух, что означает ощущение Его присутствия – присутствия силы Его и Духа.

Эти строки вполне можно расценить и как пророчество о Мессии, Сыне Давидовом, защитнике и Спасителе Церкви.
Он воистину явится мужем десницы Божьей благодаря данной Ему силе, Его Бог превознесёт одесную (по правую руку).
Он станет Сыном человеческим, которого Творец укрепил для исполнения Своего замысла, программы исправления и продвижения интересов Своего Царства среди людей.
Ныне мы всем, что имеем, обязаны лишь благодати и силе, которая даётся в Иисусе Христе; вся помощь свыше покоится в руках Того, кто через великую жертву стал духовно могуществен и имеет власть спасать приходящих к Нему, быть нашим прибежищем в земной юдоли.

"Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лицо Твоё, и спасемся!"

Послание завершается уже третий раз повторяющимся прошением с утверждающим вдохновением, устремлением к вознесению и спасению.
Одна улыбка Всевышнего – и Израиль будет спасён. Богом приготовлена милость, точнее – милость Его всегда готова. Но чтобы получить милость, нужно быть готовым к правильному её получению и использованию. И псалмопевец молится, чтобы Господь приготовил уверовавших для Своей милости, и повторяет «восстанови нас!», и это повторение не напрасно. Исправление души для принятия Духа – это основное, что вершит с нами Господь, и главное условие спасения.