Осло

Нада Калина
В Осло мы добирались на автобусе. Аня купила билеты в интернет-сайте автовокзала и записала коды билетов.  При посадке в автобус Карлстад-Осло мы просто показали эти коды, и нас пропустили. Вот до чего дошел прогресс!! Автобус – новье, как говорится, «муха не сидела». Внутри чувствуешь себя как в кабине космической ракеты: слегка тонированные стекла чистоты невероятной – у меня дома окна такими бывают только в день помывки. Сидения изготовлены из прочного современного материала, и никаких чехлов и занавесок из ситчика. Под каждым окном висит  блок полиэтиленовых пакетов для мусора. В конце автобуса биотуалет – тут как бы ничего особенного, но в наших автобусах водители довольно кисло пускают пассажиров в это помещение, а тут водитель – больше похожий на посла Швеции - прошелся по автобусу и каждому, а нам, к примеру, еще и на английском языке рассказал про особенности пользования автобусным туалетом. Правда, в этот день было немного желающих попутешествовать в Осло. Но несмотря на немногочисленность пассажиров наша «космическая ракета» полетела  в Норвегию, и через 3 часа мы  уже были в центре норвежской столицы.

Только мы выбрались из каменных оков вокзального помещения и увидели небо Осло, нас встретила белая чайка, бесстрашно устроившаяся на перилах уличного перехода. Накрапывал дождь. Вера достала беретку, я открыла зонт, и мы начали прогулку по умытому и не просохшему городу. Сразу обратили внимание на архитектуру, весьма отличную от  европейской. Даже высотные дома - от 4-х до 7-и этажей – не такие, как мы видели в Европе – они более монументальные  до громоздкости. Есть дома постарше, другие – современные. Но впечатление грандиозное!
 
Сначала мы идем через большой сквер с фонтанами и лепными фигурками голых детей, сидящих на краю бассейна. Осло вообще поразило нас обилием обнаженных скульптурных тел. В хмурый холодный день смотреть на них зябко. Дальше - следующий парк, на обочине которого пристроился старый нежилой деревянный дом – скорее всего памятник архитектуры. Потом мы выходим к национальному театру вполне классического вида с типичными фигурками на концах крыши, с колоннами у входа, скульптурной группой на торцовой части фасада под треугольником крыши. Перед театром два памятника - справа памятник писателю и режиссеру, лауреату нобелевской премии Бьёрнстьерне Мартиниусу Бьёрнсону, слева – Генрику Ибсену. Афиша подсказывает нам, что сейчас дают в театре – конечно, «Пер Гюнт», «Три сестры» Чехова – неожиданно, остальное на норвежском языке осталось непонятым.
Перед некоторыми магазинами все еще по-летнему расставлены лотки с товаром, вешалки с одеждой, среди сувениров – доспехи викингов, а рядом громадные мультяшные викинги с огромными носами напоминают о том, что мы на скандинавской земле.

Гуляя дальше, мы дошли до королевского дворца (Норвегия, как и Швеция, монархия), на вид очень похожего на административное здание – уж не знаю, как там внутри. Перед входом архитектурный арочный выступ с лепниной, над ним колонны уходят вверх и заканчиваются треугольной крышей.  Дворцовое здание стоит на краю огромной почти пустой площади, усыпанной красно-кирпичной крошкой. Перед дворцом установлена позеленевшая от времени конная фигура одного из королей, слава богу, одетого. Королевская охрана в этот день была представлена двумя гвардейцами, стоящими перед будками, один из которых при ближайшем рассмотрении оказался девушкой с пучком белесых волос. На головах охранника и охранницы – черные шапки с перьями, свисающими чуть ли не на глаза, униформа тоже черного цвета с белым  лампасами и эполетами. Вместе с нами к королевскому дворцу подошла группка маленьких норвежцев детсадовского возраста с двумя воспитательницами. Детки, среди которых мы рассмотрели двоих чернокожих, пришли посмотреть, как живет король.

Дальше по плану мы пошли в Национальную картинную галерею. В начале один из залов был посвящен русским иконам, в самом центре висела икона со святителем Николаем.  Приятно было узнавать работы всемирно известных мастеров. Лукас Краних представлен в музее несколькими работами; на одной из его картин изображен известный библейский сюжет с грешницей, но написан он в совершенном иной стилистике, совсем не так как, к примеру, у Поленова на картине «Христос и грешница». Здесь нет разъяренной толпы – участники спора просто собрались вокруг Христа, а всем известная фраза про камень написана наверху картины на немецком языке: «Wer ohne S;nde ist, der solle den ersten Stein werfen“). Кстати, этой картины я не знала. В других залах мы нашли Пикассо (три картины), Ренуара, Сезанна, Каро, Клода Моне, Эдварда Мунка с его известной картиной «Крик», Тициана (одна картина, похожая на «Данаю»), Ван Дейка. 

Здесь есть один зальчик, я бы даже сказала – комнатка оформлена в таинственно-скандинавском стиле. В полутьме (почти в темноте) можно ориентироваться по маленьким огонькам, которые при рассмотрении оказываются подсвеченными картинками с изображением сказочных троллей или других героев, в стенных нишах висят картины или устроены композиции таинственно-колдовской тематики. Что тут скажешь – нестандартный подход.

В зале № 6 устроена маленькая художественная студия – посредине стоит скульптура обнаженной женщины с ребенком, а по стенкам стоят  стулья для желающих зарисовать натуру в камне. На стенках висят рисунки в карандаше, а рядом стол с принадлежностями для художников-любителей. Одна любительница уже сидела и примеривалась к скульптуре. Села рисовать и наша Аня, она у нас – художник-дизайнер. Мы оглядели повешенные на стены рисунки и обнаружили, что они сделаны далеко не художниками и даже не людьми, мало-мальски держащими карандаш в руке. За Аню мы не волновались. Пока мы осмотрели еще несколько залов, Анюта дорисовала скульптуру и прикрепила свой рисунок к остальным. Я сделала снимок на память, ведь теперь Анина работа висит в Национальной картинной галерее в Осло. Звучит? - А-а-а-а!

Конечно, в музее наличествовали картины норвежских художников, но, кроме Мунка, мы никого не запомнили.  Устроители музейной экспозиции не стали их выделять, что делает им честь – все экспонаты вывешены в 25 залах и разделены на 4 периода: от античности до борокко, романтизм, от импрессионизма до Мунка, от модернизма до 50-х годов.  Коротко и обозримо! Мы получили полное впечатление о музее где-то за 1,5 часа. При выходе мы обошли сувенирный отдел, отметили, что многие сувениры отражают суть музея: к примеру, предлагались блокноты, книжки-раскраски, чашки-бокалы с изображением какой-то известной картины музея. К ценам мы привыкли еще в Швеции, а норвежская крона еще чуть дороже шведской, поэтому любая сувенирная штучка казалась ювелирным изделием. Однако, я купила сувенир, напоминающий о столице Норвегии, именно в музее: игру «Мемо» с изображением картин Старых мастеров. Играть можно и взрослым, и детям, наслаждаться искусством эпохи возрождения и вспоминать Осло - это же на всю жизнь!

Когда мы вышли из музея,  дождь уже кончился, на небе играло солнышко, успевшее подсушить тротуар, так что гулять мы пошли, вдохновленные установившейся прекрасной погодой.

Из музея Аня повела нас к фьорду, Осло находится на самой северной оконечности Осло-фьорда. Тут мы осмотрели северные водные просторы. В Осло вообще много воды, как, наверное, во всей Скандинавии: город расположен на 40 озерах, на его территории 343 озера и 2 реки.

Прямо перед выходом на побережьем на постаменте скульптурная группа их четырех обнаженных фигур. Это не памятник, а городская скульптура, по всей вероятности, символизирующее желание погрузиться в воды Осло-фьорда, хотя пляжа здесь нет. На побережье много корабликов и катерков разных мастей. Отсюда устраивают водные прогулки к фьордам продолжительностью от 2-х часов до 3-х дней. К сожалению, мы не укладывались даже в два часа, поскольку нам надо было еще пообедать и вовремя вернуться на вокзал к нашему автобусу. Мы пообедали в открытом итальянском ресторанчике с видом на залив. Подогреваемые инфракрасными фонарями сверху, мы даже несколько распахнули куртки. Вообще было чертовски приятно в октябре сидеть в открытом ресторанном заведении, поглядывая на открытое море сквозь скопление мачт и неспешно пожевывая пиццу «Дьяволо».

Солнце здесь бушевало, несмотря на глубокий октябрь, серебристой рябью блестела водная поверхность фьорда. Кругом по берегу белели корабли, катера и лодки всех мастей. Чем-то эта картина напоминала Монако. Во всех крупных городах Европы просматривается нечто общее. А столицы на воде, даже находящиеся в различных климатических зонах, тоже чем-то похожи друг на друга.

Дальше мы гуляли по парку скульптур на побережье. Мы с трудом узнали «Белоснежку и семь гномов» в черном камне  - самую реалистичную из всех скульптур,  другие вовсе ничего не изображали и не значили, или, быть может, имели такой глубокий философский смысл, что нам, простым смертным, его было не понять. Все скульптуры разбросаны на большой территории, покрытой густой изумрудно-зеленой травой, которая в сочетании с ярким небом давало эффект «голубого и зеленого» («Все стало вокруг голубым и зеленым…»), в общем, создавало романтическое настроение.

Потом мы прошлись по жилым кварталам среди водных каналов, рассматривая здания необычных форм, расцветок и материалов. К примеру, черное высотное здание с выступающими огромными балконами-комнатами или полукруглое, похожее на половину Колизея строение из стекла и бетона, с объединенными балконами на всех этажах. Перед домами мы всегда находили что-то интересное – огромного каменного зубастого тролля-головастика, фигуру металлического человека, ступнями приклеенного к стене дома,  стилизованную елку из металлических проволочных шаров белого цвета. Что ни дом, то что-то новенькое. В одном проеме между домами, в водном канале торчит скульптура человека на ходулях, будто измеряющего глубину воды в этом месте.

Вообще, скульптурам надо было уделить особое внимание – здесь их очень много. Изготовлены они из разных материалов и в очень разной манере. Кроме памятников совершенно определенным людям, известным и почитаемым в Норвегии, много городских скульптур или просто ничего не значащих загогулин и инсталляций. На берегу Осло-фьорда мы встретили пару огромных якорей, с ними сфотографировались. Была здесь и девушка-одиночка, наверное, ожидающая моряка из дальнего плавания, в другом месте на прохожей части дороги пара – мужчина и женщина за столом, отмечающие побывку прибывшего моряка. Чуть дальше от воды, в арке между домами выставлена модерновая инсталляция – техно-лось, изготовленный их деталей мотоцикла и каких-то других технических приспособлений.  Надо сказать: в этом что-то есть, было бы скучно и холодно, если бы ни эти веселые вставки в городскую архитектуру.

Потом Анюта вспомнила, что где-то недалеко находится большой магазин детских игрушек. Мне очень надо было туда попасть, ведь я еще не купила то, что просила моя внучка – комбинезон для зайчика Бенни. Увидев отдел кукольной одежды внутри  магазина, я охнула, поняв, что отсюда мне никуда не деться – здесь комбинезон точно есть. Так оно и было. Выбрав яркий комбинезончик, я посмотрела на цену и охнула второй раз. Потом мне пришлось какое-то время пофилософствовать и поспорить с самой собой, в результате подарок был куплен! Соня будет довольна.