Украденное Рождество Караваджо

Алина Алексеева-Маркезин
   Караваджо.«Рождество со святыми Франциском и Лаврентием»(268 на 197 см).1600
 Украдена из часовни Сан-Лоренцо в Палермо в 1969 г(Сейчас в часовне находится копия)

   «Рождество со святыми Франциском и Лаврентием» было написано Караваджо, по разным предположениям, в 1600 или 1609 году. Это огромная картина, площадью более пяти квадратных метров (268 на 197 см). Святых и Марию на картине художник наделил обликом итальянских бедняков его времени.

    Сюжет несколько напоминает поклонение пастухов новорожденному Иисусу, только вместо пастухов к Иосифу и Марии пришли святые Франциск, Лаврентий и еще один мужчина (крайний справа, за Франциском Ассизским). Некоторые исследователи полагают, что это блаженный Лев Ассизский, спутник и исповедник Франциска в последние годы жизни. Над лежащим младенцем Иисусом нарисован летящий ангел, символизирующий божественную славу.

       Картина находилась над алтарем часовни Святого Лаврентия (Oratorio di San Lorenzo) в историческом центре Палермо. Ночью с 17 на18 октября 1969 года неизвестные преступники проникли туда и похитили холст, вырезав его из рамы. Специалисты утверждают, что картина была извлечена «с хирургической точностью», явно квалифицированными людьми.

     Также были похищены некоторые другие предметы из часовни: элементы ограды хоров из позолоченного резного дерева и скамейки, инкрустированные ценными породами дерева и перламутром. С тех пор картина так и не была найдена. Она занимает второе место в списке самых известных похищенных произведений искусства по версии ФБР. Стоимость картины, по оценке экспертов, составляет не менее 20 миллионов долларов. С 2016 года в часовне святого Лаврентия на месте картины висит ее высокоточная цифровая копия.

     Слухи сразу же приписали кражу картины сицилийской мафии. С тех пор новая информация о ней обычно поступала от мафиози, согласившихся сотрудничать с властями. Информация эта была противоречивой, но чаще всего безрадостной.

      Винченцо Ла Пиана (Vincenzo La Piana) племянник известного торговца наркотиками Джерландо Альберти (Gerlando Alberti) рассказал, что картину не смогли продать, и она была закопана в сундуке вместе с пятью килограммами кокаина и несколькими миллионами долларов где-то в сельской местности под Палермо. Правда, в указанном им месте сундук найден не был. Сам Альберти был арестован в 1980 году, получил пожизненный срок и умер в 2012, но о картине ничего не сказал.

     В 1980 году британский историк и журналист Питер Уотсон сообщил, что в селении Лавьяно в провинции Салерно с ним встретился человек, предложивший купить украденную картину. Но в следующий раз они договорились встретиться 23 ноября 1980 года, в день, когда в Салерно случилось разрушительное землетрясение. Встреча не состоялась, а больше этот человек на связь не выходил.

      Наконец, недавно о картине заговорил Гаэтано Градо.По заявлению Градо, когда 20 октября 1969 года об исчезновении картины сообщили в прессе, коза ностра поручила ему заняться этим делом. Менее чем за неделю он нашел четверых грабителей (ранее все источники говорили о двух) — сицилийских головорезов, которые сейчас уже идентифицированы, и у них взяты показания.

 Картина была доставлена сначала Стефано Бонтаде, а затем Гаэтано Бадаламенти — членам так называемого триумвирата сицилийской мафии. В октябре 1969 года коза ностра приступила к поискам покупателя и обсуждению возможной цены; посредник и покупатель нашлись в Швейцарии.

    Градо в деталях описал встречу со швейцарским покупателем, лицо которого опознал на фотографии, — личность этого человека установлена, но он давно умер. Таким образом, полотно Караваджо было продано через полгода после кражи, оно покинуло Сицилию и было переправлено в Швейцарию по обычным каналам, которыми пользовалась мафия.

     Газета La Repubblica сообщила, что картина была вывезена за границу, но развила старую гипотезу о том, что холст разрезали на семь или восемь частей (семь фигур и голову быка?). Это предположение не ново. По мнению многих, преступникам выгоднее было продать семь-восемь маленьких Караваджо, чем одно монументальное полотно.
   
    Все возможно, ведь Градо не знает, как сложилась судьба произведения после завершения переговоров о его продаже весной 1970 года. Недавние признания свидетеля проливают свет лишь на первые шесть месяцев истории, растянувшейся на 48 лет. В любом случае международное расследование, которое начнется в ближайшее время, будет долгим и трудоемким.

     Глава комиссии по борьбе с мафией Рози Бинди говорит, что новые данные позволяют возобновить расследование и вселяют надежду на возвращение шедевра в Палермо. Правда, не все разделяют такой оптимизм. Руководитель организации Amici dei Musei Sicilian Бернардо Торторичи ди Раффадали, в ведении которого находится часовня святого Лаврентия, обращает внимание на сложность задачи по снятию картины. Он уверен, что эта операция не была проведена случайными преступниками, которым потом удалось сбыть свою добычу Бадаламенти, а сделана по заказу какого-то частного коллекционера.