Разбор пророчеств Валаамских старцев правда и мифы

Тамара Кочнева 10
Разбор «пророчеств» Валаамских старцев: правда и мифы.
[статья из серии по истории пророчеств].

    Письмо:
    «Вы смотрели видео «Предсказание старца Алексия Валаамского о будущем России» на «III-ем Риме». Он огласил пророчества Валаамских отцов только потому, что знает об их истинности. Съёмка велась ещё до распада СССР. Пророчество старцев об изменении границ и «меньшем объёме» Российского государства исполнилось. Исполнится пророчество и о грядущем Царе! Царь грядёт!
    Какие пророчества Валаамских старцев о судьбе России Вы знаете?»

    Ответ.
    Никаких, ибо таковых в природе не существует.
    Во-первых, на видео выступает не какой-то схимонах Алексий из Валаама, а схимитрополит Зарубежной Православной церкви Антоний (А.А. Чернов, 1903-1994), который к Валааму не имеет никакого отношения (почему его называют схимонахом Алексием Валаамским не понятно, вероятно, расчёт на глупых и задавленных смирением зрителей).

    [Историческая справка.
    Схимитрополит Антоний (Чернов, 1903-1994) – одна из «фигур умолчания» нашего времени. Канва его биографии до сих пор в интернете едва обозначена, в ней много «белых пятен». В детстве, будучи кадетом, А.А. Чернов ушёл за границу с Белой армией Врангеля. Жил в Болгарии, где стал духовным чадом и келейником архиепископа Феофана Полтавского (Быстрова) с 1926 по 1931 годы.
    В 40-е годы готовил заговор с целью убийства первого советского посла в Болгарии, который был раскрыт болгарской контрразведкой. Арестован.
    С занятием Красной армией Болгарии оказался на родине в лагере с 1947-го года, где познакомился с катакомбщиками.
    «К тому времени, – рассказывал он, – когда я попал в Катакомбную Церковь, моё представление о жизни в Советском Союзе было совершенный ноль – ведь я никогда на свободе в СССР не жил и не представлял себе, какова эта жизнь. В Катакомбной Церкви меня скрывали совершенно, я жил буквально в четырех стенах, под открытым небом не был, солнце на меня не светило. Внешнюю жизнь я узнавал постепенно, по рассказам других и во время переездов на новые места. Переезжать приходилось часто: при малейшем подозрении на опасность меня сразу же перебрасывали на большие расстояния, как правило, из одной республики в другую, за тысячи километров от прежнего укрытия. Меня очень берегли из-за моего духовного образования, так как таких людей Катакомбной Церкви постоянно не хватало и не хватает […]» (журнал «Посев», 1979, № 10).
    В тот период он примыкал к епархии катакомбного схиархиепископа Петра (Ладыгина), после кончины которого в 1956-ом в качестве духовного наставника возглавлял тайные общины истинно-православных христиан.
    Сложный жизненный путь А.А. Чернова увенчался принятием им ангельского чина. По одним данным, постриг его в мантию с именем Антоний совершил в Киеве иеромонах Пётр (Савицкий, из общины катакомбного схиепископа Черниговского Михаила (Костюк); по другим – иеромонах Герасим на Кавказе).
    Снова сидел, снова выходил, катакомбничал, опять сидел, и так до 1979 года, когда сумел, наконец, не только выйти, но и выехать из СССР. Жил сперва во Франции, где сменил за несколько лет все возможные православные юрисдикции, потом переселился в Великобританию, где, пожив сперва недолго у каких-то католиков, а затем у некоего англиканского пастора, обосновался, наконец, на острове Мэн при греческо-русской старостильнической церкви.
    Летом 1991-го Антоний (А.А. Чернов) приехал в Москву вместе с архиепископом Хризостомом и отцом Симоном, для поисков возможностей издания богословского наследия владыки Феофана Полтавского. Встречался с общественностью, принимал участие в съезде Союза Братств и других мероприятиях, везде представляясь схимонахом. Будучи же на самом деле митрополитом, тайно поставленным Хризостомом, основной целью своей имел устроение новой ветви катакомбной иерархии. Вместе с Хризостомом они и совершили 2-3 хиротонии старых сподвижников Антония по катакомбам. Пережив в Москве августовский путч, схимитрополит Антоний вдохновился произошедшими в России переменами.
    Ненадолго съездив в Англию и уладив дела, старец окончательно возвращается на Родину. В дальнейшем  он обосновался где-то в районе Кисловодска, устроив там тайный скит, откуда и руководил созданной им иерархией до своей смерти в 1994 году»].

    Данная видеосъемка была сделана в октябре 1991 года.
*    *    *
    Во-вторых, у ревнителей старины принято считать, что в период начала Советско-Финского конфликта (30.11.1939 – 12.03.1940) в декабре одному старцу Валаамовского монастыря [Валаам в то время принадлежал Финляндии] было три видения.
    Протоиерей Василий Швец в книге «Чудеса от Казанской иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ» пишет:
    «Одному старцу Валаамского монастыря было три видения во время службы в храме.
    Первое видение: Старец увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: «Я не оставлю Россию».
    Второе видение: Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: «Я не оставлю Россию».
    Третье видение: Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России.
    Она сказала: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним».
    Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».
    Старец, которому было видение, почил в Псково-Печерском монастыре, прожив около ста лет […]» (стр. 38, 1994).
    Имя старца которому было видение и когда он почил, протоиерей Василий Швец почему-то не указал. Также из текста книги не ясно, протоиерей сам лично общался со старцем, или же узнал об этом из «третьих» уст.
    Однако можно ли доверять информации, которую публиковал  протоиерей Василий Швец?
    Многие историки и священники утверждают, что – Нет!!!
*    *    *
    В качестве примера приведём статью ««Православные» мифы о Великой Отечественной войне», автор – историк Николай Каверин:
    «В связи с 60-летием Великой Победы русского народа в Великой Отечественной войне невозможно не отметить ряд публикуемых в церковных изданиях мифов, связанных с этой эпохой. Эта мифология, не подкрепленная никакими ссылками на церковные или архивные источники, кочует из книги в книгу. Автором большинства этих мифов является протоиерей Василий Швец. Наиболее полно его сочинения были представлены в книге «Россия перед вторым пришествием» (М., 1993, 1994 и т.д.) – своеобразной энциклопедии православного мифотворчества, составителем которой является Сергей Фомин. Вошли эти мифы также и в книгу иеромонаха Филадельфа (Моисеева) «Заступница Усердная» (М., 1992).
    Повествования прот. Василия Швеца (без ссылок на какие-либо источники!) могут представляться весьма благочестивыми, ибо связаны они с глубоко почитаемым верующим русским народом Казанским образом Божией Матери – Заступницей Усердной рода христианского. Однако необходимо предостеречь легковерного читателя не доверять слепо всему тому, что вышло из-под пера прот. Василия Швеца и затем вошло в различные сборники о войне.
    Не будем разбирать все описываемые о. Василием события, отметим лишь кратко то, что никак не может соответствовать исторической правде.
    Так, например, согласно прот. В. Швецу, по совету митрополита гор Ливанских Илии (Караме) (Антиохийский Патриархат), который сразу после начала Великой Отечественной войны горячо молился за спасение России от вражеского нашествия [2], И.В. Сталин во время блокады Ленинграда встретился с митрополитами Алексием (Симанским) и Сергием (Страгородским) (стр. 273). Однако никаких исторических сведений о подобной встрече не обнаруживается и, как мы увидим ниже, её и не могло быть. Да и вообще очень сомнительно, чтобы Сталин мог советоваться в 1941 году с архиереем Антиохийской Церкви, тогда как русских архиереев Сталин принял у себя лишь в 1943 году.
    Это сродни другому мифу, приведенному в книге «Россия перед вторым пришествием»:
    «Бесспорным фактом является приезд к блаженной Матроне в Царицыно в октябре 1941 г. И.В. Сталина» (стр. 271).
    Первая историческая встреча Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), радикально изменившая отношение советского государства к Церкви, произошла, как известно, 4 сентября 1943 года. Сталин тогда высоко отозвался о патриотической деятельности Православной Церкви, отметил и тот факт, что с фронта поступает немало писем с одобрением такой позиции духовенства и верующих, дал согласие на созыв Собора и избрание Патриарха, предложил открыть духовные академии и училища для обучения священнослужителей, разрешил издание ежемесячного церковного журнала (Журнал Московской Патриархии) и распорядился заняться проблемой освобождения архиереев и духовенства, находящихся в ссылках, лагерях и тюрьмах. Именно с сентября 1943 года стали повсеместно открываться тысячи храмов, закрытых ранее в годы безбожных пятилеток.
    Но вернёмся к сочинениям прот. Василия Швеца. Не представляются правдоподобными его сообщения о крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери вокруг блокадного Ленинграда, опять же по указанию митрополита гор Ливанских Илии, переданному им советскому правительству (стр. 273).
    Что представлял собой блокадный Ленинград?
    Непрерывные бомбежки и артобстрелы, голод и отсутствие воды, кромешная тьма и лютые морозы зимой – вот реальная ситуация в городе на Неве, связанном только «дорогой жизни» через Ладожское озеро с остальной, неоккупированной территорией страны.
    Во время блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года, митрополит Алексий (Симанский) постоянно пребывал в осажденном Ленинграде, так что ни о какой его встрече со Сталиным, как бы этого ни хотелось прот. Василию Швецу и составителю книги «Россия перед вторым пришествием», не могло быть и речи. Владыка Алексий постоянно совершал богослужения в кафедральном соборе, разделяя с вверенной его окормлению паствой героическое стояние в осажденном городе. Служил владыка один, без диакона, сам читал помянник о «всех от глада и язв скончавшихся» и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, обходя с чудотворной иконой собор, в котором в то время и жил.
    Несмотря на голод и бомбежки, обессиленные от голода люди шли в собор, где служил их любимый архипастырь осажденного города. Своим пастырским словом владыка Алексий в самое трудное время поддерживал и утешал своих пасомых надеждой на скорую победу, упованием на Покров Божией Матери и небесное предстательство покровителя Ленинграда – святого Александра Невского.
    При этих обстоятельствах ни условий, ни возможности, ни сил, ни духовенства для обнесения крестным ходом иконы Божией Матери вокруг окруженного фашистами города просто не было.
    Как вспоминал ленинградский благочинный протоиерей Николай Ломакин, который за все время блокады был в постоянном общении с митрополитом Алексием:
    «Владыка митрополит бесстрашно, часто пешком, посещал ленинградские храмы, совершал в них богослужения, беседовал с духовенством и мирянами, всюду внося бодрость, веру в победу, христианскую радость и молитвенное утешение в скорбях. Сам, иногда больной, Владыка в любое время дня принимал приходивших к нему мирян и духовенство. Со всеми ровный, приветливый – для каждого он находил ласку, умел ободрить малодушных и подкрепить слабых. Никто от нашего Владыки не уходил опечаленным, не окрыленным духовно. Очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь; лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молитвенно утешить и духовно ободрить пасомых в тяжкие дни блокады Ленинграда, Владыка Алексий нередко сам отпевал усопших от голодного истощения мирян, невзирая на лица и обставляя эти погребения особо торжественно» (Журнал Московской Патриархии, № 4, стр. 26-27, 1945).
    Только прорыв блокады в январе 1943 года позволил митрополиту Алексию в труднейших условиях предпринять путешествие для встречи и совещания с Патриаршим Местоблюстителем Сергием (Страгородским). После Архиерейского Собора 1943 года митрополит Алексий возвратился в свой страждущий город.
    11 ноября 1943 года ему была вручена правительственная медаль «За оборону Ленинграда».
    После выхода в свет книги «Россия перед вторым пришествием» постоянно повторяется благочестивая легенда об облёте в декабре 1941 года Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери (стр. 275).
    Напомним ещё раз, что до исторической встречи Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви в сентябре 1943 года ни о какой религиозной пропаганде, а тем более в войсках, не могло быть и речи. Нужно ясно представлять себе сложность и трагичность ситуации обороны Москвы в октябре-декабре 1941 года, чтобы понять, что за подобный «облет с иконой», когда немцы уже были на подступах к столице, летчика, посмевшего совершить подобное, ожидал бы беспощадный приговор военного трибунала.
    Прот. В. Швец пишет, что во время обороны Сталинграда Казанская икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и поэтому немцам не удалось разбить наши войска:
    «Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой...» (стр. 275).
    Описывая такую неправдоподобную идиллию (огромная часть русского священства в это время находилась в тюрьмах и лагерях), прот. В. Швец, вероятно, спутал Сталинградскую битву с Бородинской. Всё описанное протоиереем Василием просто не имело места, как бы это красиво и благочестиво ни читалось.
    По свидетельству участников Сталинградской битвы (отец пишущего эти строки воевал с первого до последнего дня в составе действующей Красной Армии и в звании офицера участвовал в Сталинградской битве), никакого молебна перед привезённой Казанской иконой перед началом битвы, да и самой иконы, не было. Фронтовики лишь свидетельствовали, что во всех сохранившихся православных храмах духовенство возносило молитвы о победе нашей армии. Ещё раз напомним, что Сталинградская битва происходила за семь месяцев до судьбоносной для Церкви встречи Сталина и трёх высших иерархов РПЦ в Кремле.
    Непосредственных участников битвы за Сталинград и свидетелей тех событий с каждым годом становится все меньше, а неудержимая фантазия церковных мифотворцев готова сочинять самые нелепые небылицы, представляя их как «предания» и истинные чудеса. И кочуют подобные «предания» и «чудеса» из одной книги в другую, искажая историю Русской Православной Церкви и умаляя подвиг русского воина на полях Великой Отечественной войны.
    Кто из православных может сомневаться, что по молитвам Заступницы Усердной рода христианского были одержаны победы и под Москвой, и под Сталинградом, и произошёл прорыв Ленинградской блокады. Помощь Божия и молитвы Пресвятой Богородицы, Которой молилась вся Россия, помогли сломить врага и привели к славной победе нашего народа в день святого Георгия Победоносца на Пасху 1945 года.
    Но когда читаешь в той же книге «Россия перед вторым пришествием» о битве за Кенигсберг такие слова:
    «Перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они (немцы) называют Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех (немцев) отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела... Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским» (стр. 276), – то поистине героический подвиг и мужество русского солдата превращаются в дешевые и глупо срежиссированные эпизоды из кинофильма «Падение Берлина»...
    И, наконец, отметим, что видный иерарх нашей Церкви митрополит Ленинградский Антоний (Мельников; †1986) крайне отрицательно относился к сочинениям прот. Василия Швеца».
*    *    *
    А вот суждение игумена Сергия (Рыбко), настоятеля храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, на сочинения протоиерея Василия Швеца:
    «Я считаю, что рассказы о. Василия о Великой Отечественной войне, обнародованные им в конце 80-х, не совсем правдоподобны. Я бы сказал даже, что нездоровые вещи пишет или рассказывает о. Василий. Конечно, может быть, он «зритель Божиих откровений» и ему одному это было открыто, но дело в том, что факты, о которых он говорит, исторически не подтверждены. Никто из современников о. Василия не подтверждает сведений, им приводимых, о молебнах и крестных ходах под Москвой и Сталинградом. Была совершенно другая эпоха, и, на мой взгляд, это было просто невозможно в то время.
    Если было бы возможно то, что описывает о. Василий, то «перестройка» и второе «крещение Руси» начались бы гораздо раньше, ещё при Сталине! Но в том-то и дело, что мы знаем: после исторической встречи 1943 года в Кремле были репрессии духовенства 1949 года, вновь сажали священников и вообще верующих людей. И поэтому рассказы о. Василия больше похожи на какие-то сказки, благочестивые апокрифы. Я знал одного священника, принявшего сан в семьдесят лет, который провёл всю войну в Москве. Это был благочестивый человек от юности своей, посещавший храм Божий. И когда ему при мне рассказали всю эту «историю» с Казанской иконой Божией Матери, с крёстным ходом, благодаря чему якобы было остановлено наступление фашистов под Москвой, он выслушал, помолчал и сказал: «Сильно сладко сказано... не жили вы тогда и не знаете». Так что и по его мнению этого быть не могло, он прямо высказал недоверие и неприятие по отношению к «фактам», приводимым о. Василием.
    Сейчас эти рассказы о. Василия про оборону Москвы и Сталинграда напечатаны во многих книгах, но «свидетелем» их был почему-то только он один. Других свидетелей нет! А для церковной истории этого мало. Факт должен быть подтвержден ещё кем-нибудь, кто видел то же самое. Ведь эти события «не в углу происходили» (Деян. 26,26).
    Здоровый скепсис в Церкви необходим. Иначе любой жулик будет нас просто обманывать, выдумывать какие-то «благочестивые» истории. Православная вера все-таки отличается рассуждением, и Святой Дух есть «Дух премудрости, Дух разума», как поёт Церковь в день Пятидесятницы.
    Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что любое учение, слово любого проповедника, учителя, духовника необходимо поверять святыми Отцами. Если сочинения о. Василия Швеца поверять св. Отцами, особенно учением свят. Игнатия Брянчанинова (вспомним его слово «О чудесах и знамениях»), то повествования о. Василия скорее подходят к лжечудесам, нежели к чудесам Божиим. То, что писал и говорил о. Василий, – просто благочестивые сказки, не имеющие никакого духовного смысла. Я считаю, что грех верить подобным вещам, никем и ничем не подтвержденным.
    Безусловно, Божия Матерь участвовала в судьбах нашей Родины, были Её явления во время Великой Отечественной войны, однако то, о чем повествует о. Василий, у меня вызывает очень большие сомнения».
*    *    *
    В-третьих, возможны ли современные «прорицания» Валаамских монахов на тему геополики?
    Сомневаюсь!!!
    Сегодня Валаам – это большой доходный бизнес-проект. Не знаю, думает ли кто из современных монахов в скитах на островах о душе и обладает ли кто-нибудь, не даром пророчества, а хотя бы даром духовного рассуждения (если, да, то такие с паломниками не встречаются). Большинство же монахов, особенно в самом монастыре, сегодня думают в первую очередь о деньгах…
    Если почитать впечатления паломников о посещении Валаама, то складывается ощущение, что Православная вера поставлена в монастыре на коммерческий поток. Как только сходишь с «Метеора», то сразу попадаешь на конвейер, быстрей-быстрей, скорей-скорей, бодрым шагом под лозунгом: «Нельзя останавливаться, сзади идут другие группы! Надо быстрей, у нас всё расписано по минутам!»
    Паломники пишут:
    – «Ехали в такую даль за отдохновением для души, однако трепета здесь не произошло. Какой трепет, о чём вы? Удивление и какая-то брезгливость, нарушение ритуала во всём...».
    – «Заздравные и заупокойные записки почему-то надо отдавать торговкам у входа в храмы, они-де их передадут кому надо, свечи нужно покупать у них же вместе с магнитиками, носками и всякой лабудой, но ставить и зажигать свечи в храме всё равно нельзя. Складывайте, говорят, свечи у входа у названия икон, их потом зажгут, или отнесут снова торговкам – я ничуть не удивлюсь».
    – «Зашла в монастырскую лавку – тяжёлые золотые кресты, золотые братковые цепи с палец толщиной, кольца, перстни, ну и золотые святые с соответствующей ценой… Настоящий ювелирный магазин, разве что без кассового аппарата. Такое ощущение, что библию в этих северных местах не читали:
    «…И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им:
    Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников»…».
    – «Вкратце о паломническом обеде, который входит в тур. Гид нам несколько раз подчёркивала, какие тут сытные обеды, что кормят много и вкусно. Я совсем не про то, чем кормят, мы не за этим сюда ехали, а о том, как. Я много раз за свою жизнь обедала в монастырских трапезных, знаю, как бывает и как должно, но этот обед, скорее, походил на испытание, которое надо пройти. Мы, приехавшие, очень, конечно, мешаем там. Во всяком случае, у меня создалось такое впечатление. Но терпят, деньги-то именно мы несём.
    Долгая очередь вверх по лестнице в трапезную, люди ждут, пока заново накроют. Конвейер. В зале три длиннющих стола с лавками по обе стороны. Даётся старт, народ занимает места. Про гигиену не думает никто, столы липкие, приборы засаленные, хотя были и одноразовые. Людской поток идёт, убирать некогда. Пролилось – высохнет, рассыпалось – смахни сам. Причём, на стол (отвечаю только за наш) всё кидали, чтоб быстрей.
    «Быстрее ешьте. Так, кто поел, быстро убирает за собой и выходит, слышите? Новая группа на подходе! Вон тот стол за собой не убрал! Чтоб такого больше не было! Ишь! Приехали, чтоб мусорить?» – тётенька-работница орала на доедающих очень по-советски, разве что метлой не погоняла.
    Короче, насладившись этой пионер-лагерной или просто лагерной атмосферой, мы сбежали. Запомнится эта монастырская трапеза надолго…»
    – «Вся поездка – щемящее чувство неловкости и стыда за людей, которые поставили веру на поток. Вся поездка складывалась так, словно ты корова на дойке – туда нельзя, сюда нельзя, хлыстиком сразу в магазин, в один, в другой, где доят, потом ведут под присмотром на причал, загоняют в теплоход и ждут следующее стадо. Всё для новой дойки уже готово!»
    13 августа на сайте Валаамского монастыря была опубликована новая реклама многодневных паломнических туров в монастырь: «Валаамская симфония» (8 дней, 7 ночей) и «Валаамская рапсодия» (4 дня, 3 ночи).
    В рекламе говорится:
    «Никогда за последние десятилетия не был архипелаг так тих и малолюден в летний период..., но люди, любящие русский Северный Афон, или напротив – мечтавшие познакомиться с ним поглубже, буквально засыпали Паломническую службу просьбами о возможности «пожить на Валааме хотя бы несколько дней»...
    Поэтому наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий (Жердев) благословил открытие многодневных туров:
    «Эти туры получили особую популярность у жителей больших городов, уставших от суеты и гонки современных мегаполисов. Программы их построены таким образом, что каждый день, проведённый на острове, включает обязательно и экскурсию-прогулку с индивидуальным гидом, и свободное время. А проживание организовано в уютном паломническом общежитии «Флотский домик», где число гостей не превышает 20 человек. Цена договорная, зависит от стоимости номеров и количества экскурсий».

    Поэтому там где коммерция и бизнес – проекты, там пророчеств быть не может. Монахам Валаама не до духовных практик, они ежедневно ждут паломников, вернее, их денежки.
*    *    *
ДТН.