Странная дружба

Раиса Лебедева
Интересные диалоги происходят у моих знакомых Кати и Лины. Обе православные. Часто разговор идет о духовном пути. Катя раньше приступила к Иисусовой молитве. Обе учатся в епархиальной школе. Опять же Катя рассказала Лине про школу. Ходят на православные лектории.
Но беседы познавательной не получается. Одна говорит о духовных познаниях, другая – о душевных.
Кате очень хочется увлечь Лину на подвижнический путь. Начинает с увлечением говорить о какой-нибудь добродетели, как прочитала у святых отцов, как открывает истину и ведет  Господь Своим путем молитвенника.
Лина начинает бросать реплики о Катиных грехах. Уличает Катю, что претендует она на святость. Интересно слушать их разговор. Беседой не назовешь, нет теплоты в таком разговоре.
Катя  заводит беседу о крестном пути. Это подвиг, это брани, -с увлечением говорит она.
Лина отвечает – это страдания.
Катя: да, и страдания тоже, но это путь воина, это борьба, брани.
Лина стоит на своем – это страдания.
Катя пошла потрудиться сиделкой. Она увидела в этом труде обретение человеколюбия. С увлечением рассказывает о своих впечатлениях. Как дивно Господь открывает познание.
Катя с простодушием делится своими впечатлениями:
 Женщина после двух инсультов, не говорит, ноги не ходят, руки не работают, но условие выводить на прогулки. Одеть негнущееся тело. Женщина возмущается по любому поводу, громко гудит. Привередничает - чаю налили то меньше, то больше. Кашку сварили не такой консистенции. А ей нужно протезы зубные помыть, постоянно текут слюни. Которые нужно вытирать, ее подмыть, опрелые пальцы ног обработать. И много Господу взывает Катя – избавить от брезгливости, укрепить терпение.
Катя первое время чувствовала брезгливость и все рассказывала Лине.  Лина не поддерживает Катю, что та, не зная сложности трудов сиделки, влезла в такую историю.
Лина отвечает, что брезгливость – это грех. И якание – это грех. Единственно в чем должно говорить Я, так это – «я грешен». Катя обескуражена ее оценкой дел.
Позднее Кате Господь помог избавиться от брезгливости, укрепил терпение. Женщина стала покладистее, уже не хотела, чтобы Катя от нее уходила.
Только родственную душу Катя не нашла…
Катя о бранях, об аскетизме православном.
Лина – о страданиях.
Катя – о человеколюбии.
Лина – о покаянии.
Катя пытается объяснить, что покаяние – это новоначальных.  Лина, не дослушав, со смешком  перебивает -  а потом что, святые?
Катя пытается продолжить разговор: «Потом самоконтроль, бдение, Страх Божий, внимание, брани».
Лина вновь перебивает – так что же, и каяться не нужно?
Катя удивляется таким ответам Лины : «Так ведь весь путь только и состоит в том, что каешься в чем оступился. Уловился бесами, и вновь каешься.
Святые отцы даже отмечают, что бесы специально нагоняют на человека чувство греховности, чтобы ввести человека в уныние.
Человек должен преодолеть чувство греховности и бороться ради праведности. Покаянием, да.
Со Страхом Божиим пребывать в бдении и бранях против искушений. В одной руке кирпич для строения стен духовного дома, а в другой – меч, чтобы отражать атаки»
Я с интересом наблюдаю за этой странной дружбой и убеждаюсь в очередной раз, что если человек  опытно еще не познал чего-то, то бесполезно говорить. Человек этого не поймет. Поэтому святые отцы сразу определяли степень восхождения своих учеников.
Что не познано еще опытно, то об этом и не говорят.
А еще думаю – для чего Господь свел их вместе. Что дает эта дружба?
Возможно, чтобы Кате не превозноситься, а Лине узнавать от Кати что-то новое из прочитанного ею из святоотеческих писаний и собственного осознания?
.