Бабушкины байки 8

Рита Штейн
Ну, вот и подошли мы, наконец, к главной теме: школьное образование в Израиле. Главная ли? То место, которое она занимает в моём рассказе, она и занимает. Образование, прямо скажу, "ненавязчивое". Скорее - нервосберегающее. Но я имею в виду начальную школу. Дети приходят в первый класс 6-ти лет уже подготовленные садиком: умеют читать, писать и считать. А далее как бы углубляют эти знания до 7 класса.
 Однажды я спросила Лавика:
- Вы таблицу умножения уже выучили?
 Как всегда спокойно и уверенно он ответил:
- Зачем, бабушка? У нас же в смартфонах калькулятор...
Логика в этом есть, но помнится, у нас на задней обложке каждой тетрадки была напечатана таблица умножения, и хочешь - не хочешь, хоть раз в день левым глазом заглянешь в неё, и отложится в голове, что 7х7=49, а 9х8=72. Вроде нам это в жизни не повредило. Дети в Израиле более рациональны, чем мы. Да плюс ещё левантийская лень. Зачем делать то, что кажется тебе бесполезным или можно перепоручить другому?

И тут мне вспомнился случай, напрямую не связанный с темой. Лирическое отступление, так сказать. Дедушка и бабушка Гиля, пусть будет благословенна их память, всю жизнь прожили в маленьком городке под Тель-Авивом в прекрасном собственном доме с садом, в котором дед выращивал персики, манго, авокадо. Мы собирались там в праздники всей многочисленной семьёй - человек 40. Сидим, пожинаем дедушкины плоды, беседуем неспешно. И 90-летний дедушка жалуется, что уже трудно работать в саду. За столом не менее 20 мужчин - молодых, здоровых, сильных - сын, зятья, внуки.
Думаю, ну, сейчас наперебой будут предлагать:
- Нет проблем, приедем в шабат, всё сделаем.
Особенно жду предложения от Гиля, он человек добрый, порядочный, замечала, что всегда первым достаёт бумажник, если компании надо расплатиться где-то в кафе или фалафельной. Молчит.
 Лениво подаёт голос отец Гиля:
- Что за проблема, АБА, найми двух китайцев - гастарбайтеров, они всё сделают. Говорят, эта восточная привычка не перегружать себя, не браться за то, что не умеешь или что тебе не понадобится в будущем, очень хорошо усваивается чуть ли не на генетическом уровне. И очень помогает во взрослой жизни. Например, студентам. Из всего многообразия информации, сваливающейся на их головы в университетах, они отбирают только самое главное, не зацикливаясь на мелочах, не изучая дат и программ съездов партии. Оттого и становятся первоклассными профессионалами, теряя немного в широте кругозора.

Но я отвлеклась. Снова о главном. Лави пошёл в школу в Ашдоде. И ему там сильно не нравилось. Не чувствовал динамики, скучал на уроках. Дело в том. что читать на иврите он начал года в четыре, конечно, под руководством папы, по слогам. В 6 лет почему-то заинтересовался английским: считал до 10, выучил алфавит, мог назвать все цвета. Думаю, побудила его к этому карта мира, которую повесили на стене в детской. Она была большая, яркая, с галереей флагов всех государств. Но на английском. Лавик просил снимать её со стены и расстилать на полу, чтобы ему удобнее было по ней ползать и всё рассматривать. Однажды мы были с ним вдвоём в доме. Я, как всегда, копошилась на кухне.
Вдруг слышу:
 - Бабушка, бабушка, иди скорей сюда, я что-то нашёл.
 Прибегаю.
 - Посмотри, вот та страна, которая любит наш Израиль.
И в Тихоокеанском регионе показывает мне маленький островок, по складам читает: - Ми-ми-кро-не-зия. Микронезия!
Это было первое прочитанное им слово на английском. Сейчас он одинаково хорошо говорит на всех трёх языках, и даже без акцента. И даже не различишь, какой из них его "сфат-эм" - материнский. Но, может быть, причина ещё и в том, что с 2-х до 4-х лет он посещал детский садик в Америке, куда Гиль забрал нас всех в командировку. Первые два месяца рыдал, не переставая, не понимая, что от него хотят. А потом успокоился, но не заговорил. Заговорил только через 2 года. Детский мозг ведь как компьютер: собирает, собирает информацию, прессует её, а потом - клик мышкой - и выскочило нужное.
 Кстати, о Микронезии. Накануне в Новостях по ТВ прозвучало сообщение, что очередную резолюцию ООН против Израиля не поддержала Микронезия и ещё 5 таких же микрогосударств третьего мира. Но мы и этому рады. Эта информация, видимо, тоже задержалась в голове у Лави.

В Араде нашли так называемую Демократическую частную школу по американскому образцу. Пришли на первое общее с детьми собрание. Директор объясняет, что школа на самоуправлении, всё решает ученический комитет, большое внимание уделяется спорту, музыкальным занятиям, есть живой уголок, где можно покормить кроликов или понаблюдать за черепахами. Регулярно проводятся экскурсии по изучению родного края... ВСЁ ПРЕКРАСНО! НО ДАЛЬШЕ... Ученики выбирают предметы по своему усмотрению.Оценки не ставятся. Нет звонков и традиционных уроков. В любое время можно подойти к любому учителю и побеседовать с ним. На дом задания не задаются. Цель школы - развить творческое начало в детях и приучить их к самостоятельности. НУ, ПОНЯТНО – ТА ЖЕ НЕРВОСБЕРЕГАЮЩАЯ БОГАДЕЛЬНЯ. Единственно, что было ценного в этой школе - преподавание английского "натуральными" американками.

Однако настоящий вкус учёбы Лави почувствовал только в 8-ом классе, в нормальной средней школе. Когда он перечислил предметы, которые будет изучать (математика, физика, химия, биология, история, география английский, арабский, Тора), - мы забеспокоились, сумеет ли он наверстать пропущенное, догонит ли остальных. Догнал. И многих перегнал к концу года. Почти по всем предметам у него были почти сотки (100 это 5).
 Помятуя о просьбе учителей хвалить детей, если даже они этого не заслуживают, я шутя сказала:
- Ну, Лава, ты гаон (мудрец, гений на иврите).
 Лави грустно ответил:
- Какой гаон, бабушка, у меня по математике всего 80!

Лави едва дождался окончания летних каникул, чтобы снова вернуться к учёбе. Но этот год оказался неудачным: КОВид прервал занятия уже в марте, а онлайн как-то не получился. Что делать ребёнку, запертому в доме на 4 месяца? Книг они теперь не читают, бессмысленный телевизор Ната вообще отключила. Ну, и что осталось? - Ненавистный компьютер, который, оказывается не так уж плох? Конечно, много там дети вылавливают и лишнего, что можно было бы в таком возрасте и не знать. Например, Лави ещё лет в 7 объяснил мне, для чего детям делают обрезания, в том числе и медицинский аспект. В Болгарии мы покупали значки для коллекции, и я обратила внимание на голубое сердечко с какой-то надписью, которую без очков не смогла прочитать.
- Бабушка, нам это не надо покупать - там на английском написано "Я люблю геев". Ты знаешь, кто такие геи?

Лавик любит меня просвещать. Иногда устраивает мне экзамен, теперь-то по скайпу. - Бабушка, ты учила таблицу Менделеева?
- Да.
- Как будет золото?
- Золото? Э-Э... Аурум!
- А серебро?
- Серебро? так... Аргентум.
- Молодец! - хвалит Лави.
Вдохновлённая похвалой память подсказывает:
- Медь - купрум, железо - феррум, свинец - плюмбум.
- Маспик! Маспик! (Достаточно!) - смеётся Лави.
 И, правда, смешно: "ископаемая" бабушка ещё помнит, что она учила 70 лет назад.

На днях Лави просвещал меня по поводу Орфея и Эвридики.
- Где ты это прочитал? - спрашиваю.
- Бабушка, ну, мы же изучаем историю Греции.
Удивилась. Думала, евреи изучают только свою историю, ведь наша главная книга - Тора (Ветхий завет Библии), а это и есть истинная история народа. Кто сомневается, может взять экскурсию на могилу Рахели или пойти в Город Давида, или подняться на Массаду осмотреть Дворец Ирода. Значит, не так уж всё плохо в израильском образовании, хотя ругают его все, кому не лень. Каждый год требуют каких-то реформ. кардинальных изменений программ. И учениками многие недовольны: в одном варианте это разболтанные неуправляемые дети, в другом - раскрепощённые и творческие. В одном - это лентяи и бездельники, в другом - рационалисты. Конечно, не все доходят до Багрута - Аттестата зрелости. В России была шутка: Давай списывать троечнику, когда-нибудь он станет твоим начальником. Один мой внучатый племянник из местных поумнел только в Армии и досдал всё, что надо, и поступил в колледж, а сейчас успешный дизайнер. Другой уехал в Америку, миллионов не заработал, но себя обеспечивает. Ну, а тот, кто не смог получить образование тоже не пропадёт: заведёт фалафельную, или пиццерию, или паб... Какой же вывод из всего этого? Всё плохо в израильской системе образования. ВСЁ! Но почему же к нашим выдающимся хирургам мечтают попасть больные со всего мира? Почему наши овощи с неплодородных краснозёмов лежат на прилавках многих стран? Почему главный предмет нашего экспорта - Хайтек и нано-технологии? Почему юрист - одна из популярных у нас профессий? И главное - кому государство доверяет оружие, чтобы защищать нашу свободу и безопасность страны? - Тем же мальчишкам, "жертвам" несовершенного израильского образования. А вот это уже Феномен Израиля, который никто не может разгадать...