Авраам и хадж в исламе

Мак Овецкий
Автор этого текста Шмуэль Троп

История праотца Авраама известна всем. Первый в мире монотеист, Авраам покинул отчий дом и, повинуясь велению свыше, отправился в Землю обетованную. Его жена, Сарра, была бесплодна, и от Авраама забеременела ее служанка Агарь, и родила сына Ишмаэля. Впоследствии Сарра добилась изгнания Агари и Ишмаэля. Господь, открывшийся Аврааму, поведал ему, что он станет отцом большого народа и Сарра родит ему сына Ицхака. После этого Господь повелел Аврааму принести Ицхака в жертву – это жертвоприношение было предотвращено в последний момент благодаря Божественному вмешательству.
Иудеям и христианам Авраам знаком, как один из главных библейских персонажей. Но его история упоминается и в других источниках. Например, Авраам упоминается в 245-ти аятах Корана, а в книге "Рассказы о пророках" ("Кисас аль-анбия"), посвященной пророкам доисламского периода, он предстает, как основатель монотеизма, праотец и предтеча пророка Мухаммеда.
В Коране Авраам (Ибрагим) именуется "Халиль Алла" ("Друг Аллаха"), это источник арабского названия Хеврона – Эль-Халиль. Кроме того, его называют "Ханиф" – так же, как пророка Мухаммеда. Этот эпитет отличает их, приверженцев монотеизма, от идолопоклонников.
И Библия, и Коран описывают жизнь Авраама: в них рассказывается, как он отправился в чужую страну, заключил союз с Богом, уже в преклонном возрасте дождался рождения Ицхака, а затем попытался принести сына в жертву – при этом в Коране не говорится, о каком именно сыне  - Ицхаке или Ишмаэле – идет речь. Исламские комментаторы до сих пор не пришли к единому мнению по этому поводу.
Кроме того, в Коране приводятся и другие истории из жизни Авраама, которые полностью отсутствуют в библейской традиции.  Многие из них являются частью текста, имеющего важнейшее значение для ислама: он касается хаджа, традиционного паломничества в Мекку. Город, где родился пророк Мухаммед и где на него снизошли первые откровения, ежегодно посещают миллионы мусульман. Порядок действий по время паломничества – по-арабски он называется "манасик" – был установлен самим пророком.
В соответствии с ним, паломники семь раз совершают обход священного камня Каабы – "Дома Аллаха", считающегося главной святыней ислама. Именно в ее сторону обращаются все мусульмане во время молитвы. Во время семикратного обхода Каабы паломники повторяют путь пророка Мухаммеда, который и сам совершил паломничество в Мекку в 630 году, незадолго до своей смерти.
Но в это же время мусульмане следуют и по пути Авраама. Несмотря на то, что рассказы о роли Авраама в истории хаджа относятся к периоду, предшествовавшему возникновению ислама, Коран включил его в корпус новой религии. В Коране говорится, что Авраам и Измаил (Ишмаэль) построили Каабу и сами освятили ее. Об этом повествует 2-я сура, 125-й аят:
"Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для праведников и безопасным местом. Сделайте же место Авраама местом моления. Мы повелели Аврааму и Измаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц".
Упомянутое выше "место Авраама" находится в мечети Аль-Харам в Мекке, расположенной возле Каабы. Камнем в ней отмечена определенная точка – здесь, в соответствии с распорядком хаджа, должны принести молитву все паломники. По традиции принято считать, что на этом камне сохранился отпечаток ноги Авраама.
Существует несколько версий, объясняющих появление этого отпечатка. В соответствии с одной из них, Авраам стоял на сохранившемся до наших дней камне во время строительства Каабы; в соответствии с другой, стоя на нем, он призвал человечество к исполнению заповеди паломничества; в соответствии с третьей, Авраам сам молился на этом камне. Некоторые комментаторы, как, например, историк Мекки Аль-Азраки, считают, что Авраам и Измаил не только построили Каабу, но и составили ритуал хаджа, который неукоснительно соблюдается до сих пор.
История Агари и Измаила, один из самых грустных библейских сюжетов, также тесно связан с хаджем. Как пишет известный исламский историк Ат-Табари (839-923), после того как Сарра изгнала Агарь и Измаила, архангел Гавриил велел Аврааму привести их туда, где впоследствии была построена Кааба. Тогда на этом месте находился ничем не примечательный холм.
После того, как Авраам оставил там женщину с младенцем, Измаил захотел пить, но нигде в округе воды не было. Пришедшей в отчаяние Агари почудилось журчание возле холма Ас-Сафа, но никакого источника там не оказалось. После этого она как будто услышала журчание возле холма Аль-Марва, но воды не нашлось и там. Так женщина металась между холмами, расположенными на расстоянии нескольких сотен метров от будущей Каабы. Когда же она вернулась к Измаилу, она увидела, что мальчик сидит в воде, появившейся чудесным образом из подземного источника.
Эта история, существующая в различных версиях, объясняет происхождение ритуала "сай", совершаемого во время хаджа. Паломники семь раз перебегают от холма Ас-Сафа к холму Аль-Марва и обратно, а затем пьют воду из источника Замзам. В наши дни ритуал "сай" осуществляется в закрытом пространстве, где стрелками обозначено направление бега.
Тесная привязка хаджа к истории Авраама подчеркивает неразрывную, испокон века существующую связь между исламом и другими древними монотеистическими религиями. Это одна из причин, по которой хадж является столь знаменательным событием для его участников. Дети мусульман во все мире растут на рассказах о паломничестве, "впитывают его географию и пейзажи, воспринимают его как свою личную историю" – так пишет Зиауддин Сардар в своей книге "Мекка: Священный город". В ходе хаджа география связанных с ним рассказов действительно обретает плоть и кровь.