Мини-лекции 16. Изображение. Фотошоп

Владимир Сысолятин
   В предыдущей мини-лекции мы лишь слегка коснулись редактора по имени ФОТОШОП. Теперь познакомимся поближе. На рис1 окно программы, правда оно загорожено всякой-всячиной. Но окно точно такое же как и в предыдущей мини-лекции на рис2. Только здесь я подкрасил жёлтым границы обрезки. Конечно всё-всё мы не будем рассматривать, а лишь то, что нужно начинающему «чайнику»! Вдобавок то, что мною опробовано со всеми нюансами-заморочками!

   С установкой особых проблем не будет если Ваш компьютер (системный блок) будет соответствовать требованию установки программы. Но кроме чистой установки возникнет проблема с языком... Если Вам англицкий тоже, что и русский — проблем нет. Иначе нужно искать русификатор и не факт, что он для Вашей версии вообще существует?! Но есть утешительный приз, почти все учебники по Фотошопу будут морочить Вам голову чисто английской версией!

   Итак, нам с Вами нужно кроме открывшегося пустого окна, ещё и ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ рис1, слева. Правда она неполная, а только то о чём мы и будем говорить?! В большинстве, инструменты представляют собой некий набор. По умолчанию каждый набор представляет значок одного «дежурного» инструмента.

   Чтобы что-то сделать с документом или его частью, нужно сделать выделение. И в зависимости от того, что вы хотите выделить существуют свои инструменты выделения. Чаще всего выделяют картинку (а, она имеет вид прямоугольника) и применяют инструмент рис1а. Реже применяют круговое выделение. Но есть нюанс, круговое не значит круглое. Как сможете — в основном создать из эллипса окружность и наоборот. Открывается набор щелчком правой мышки по дежурной картинке и Вы увидите весь набор! Отключение выбора происходит через опцию ВЫБОР и значение ОТМЕНИТЬ ВЫБОР. При загромождении окна Вы можете вдруг почувствовать, что программа как бы зависла и перестала Вас слушаться? Зайдите в ВЫБОР нет ли там случайного выбора чего-нибудь?! И пока не отмените выбор, всё будет ЗАБЛОКИРОВАНО!

   Более сложное выделение производится инструментами: лассо, Полигональное лассо и магнитное лассо рис1d. Я в основном пользовался только полигональным (многоугольным) лассо. У каждого инструмента есть свои плюсы и минусы и их объединяет то, что Вам самим придётся обводить эту область выделения.

   Но есть ещё один инструмент, отличающийся от других, это «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» рис1е. Слева-направо: исходное (нейтральное) состояние, при наведение указателя и активации, активированное состояние (рабочее). В чём фишка этого «волшебства»? Если всем предыдущим инструментам было по барабану чего выделять, то здесь подход иной! Выделение происходит автоматически по сравнению цвета смежных областей. И жёсткость-мягкость этих сравнений регулируется в опции ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Чем более заданная Вами цифорка, тем резче работает инструмент и отбрасывает мало отличающиеся по цвету пикселы. Отчего какие-то части изображения могут просто «испариться»! Вот по этому с таким хитрым инструментом нужно работать осторожно и «по-человечески»!

   Следующая группа рис1b почти не требует разъяснения, ну почти?! Размытие,-разбавление изображения промежуточного цвета пикселами. При этом Вам предложат инструмент в виде кистей разных размеров и мягкости. Жёсткие кисти более резко выделяют области размытия мягкие менее заметно. Одним словом нужна практика! Внешне будет выглядеть как нерезкость изображения. Обратная задача резкость. Здесь все эти нежности телячьи, промежуточные пикселы убираются. Визуально выглядит как увеличение резкости, хотя с точки зрения фотографии, нет. Так-как число элементов в изображении не увеличивается?! И наконец экзотика, — ГРЯЗЬ! По-простому, устанавливаете кисть на нужный участок и тянете, ведёте кисть в сторону. За кистью потянется след, убывающий как по интенсивности, так и по ширине хвоста. Соответственно результат зависит от мягкости-жёсткости кисти! Нужна практика, как впрочем и во всём! Я пользовался этим при обработке неба и то очень редко.

   С текстом особо думаю проблем не будет?! Методом тыка всё освоите! Хотя из практики некоторые нюансы можно было бы и раскрыть?! Признаюсь вот с этими масками никогда не имел никаких дел?!

   С карандашами и кистями ещё проще. Задаётся размер и вперёд. Карандаш даёт резкий след, а кисть соответственно мягкий, особенно если она мягкая. Джентльменский типовой набор кистей (палитра) предопределяет некие узоры: веточки, листики, звёздочки и тд. Существуют как бесплатные, так и коммерческие наборы кистей. Аналогично шрифты и порой довольно экзотические! Здесь не нужно опасаться по сравнению с текстом на странице. Тест на изображении превращается в тоже само изображение, применяйте любой шрифт.

   Рис2а, инструменты ЛАСТИК, знакомый Вам с детства. Правда здесь он несколько необычный (необычные). ЛАСТИК — удаляет часть изображения до фона (если он есть?) или делает след прозрачным. След в виде круга с регулируемым диаметром. Ластиком, кстати можно рисовать! ФОНОВЫЙ ЛАСТИК — одним щелчком удаляет выделенное, но? Но если оно одноцветное? И много-много раз если изображение сложное! Я в таком случае выделенное закрашиваю карандашом одним цветом и только потом! Есть нюанс, нужно точку выбрать, точку прикосновения центра ластика с выделенным! Не всегда получается с первого раза?.. МАГИЧЕСКИЙ ЛАСТИК — одним щелчком удаляет фон вокруг изображения и даже без всякого выделения! Он сам выделяет и одновременно удаляет до нижнего фона (если он есть?) или делает прозрачным. Успех удаления зависит от этой чёртовой толерантности, точнее от её значения.

   Рис1h — группа инструментов для построения различных фигур с заливкой цветом. Один из них, ЛИНИЯ — для создания не только линии, но стрелок как односторонних, так и двухсторонних, тех, что Вы и видите на иллюстрации. Интересен Вам будет и набор (30шт.) ФИГУРЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. Одну из них Вы и видите на рис1h, это окружность. Некоторые свойства и управление инструментами находятся на ПАНЕЛИ СВОЙСТВ. Та в свою очередь под СТРОКОЙ МЕНЮ и СТРОКОЙ ЗАГОЛОВКА ОКНА программы. На панели появляется (для нашего случая) некий пульт управления типа на рис1h в красной окружности. С его помощью можно из линии сделать стрелки. Из фигуры многоугольника, звезду и много ещё чего?!

   Наряду с панелями существуют и другое так называемые (почему-то?) ПАЛИТРЫ! Их несколько. Но я Вас познакомлю только с двумя. С одной сейчас, а со второй Вы заочно уже познакомились, — это ПАЛИТРА СЛОЁВ. А теперь о ПАЛИТРЕ ИНФОРМАЦИИ рис2b. Во-первых она постоянно пасёт указатель (в виде крестика) и всё время отражаются значения координат указателя и значения цветов как в RGB системе, так и в CMYK (система цветов для печати). При выделении прямоугольных областей кроме всего прочего, показывает длину (ширину) и высоту области. При круговом выделении, аналогично ведь окружность и пр. всё равно заключены в прямоугольную область. И если длина и высота равны, значит внутри находится окружность, а не элипс! На рис1g есть инструмент ИЗМЕРЕНИЕ, естественно для измерения. Для примера я этим инструментом измерил диагональ второго фото рис2. Я для наглядности подкрасил траекторию жёлтым цветом, а на рис2b результат: угол равен 62,5°; длина диагонали равна 329,19 точек.; ширина и высота изображения соответственно равны 152 и 292 точки.

   Вот, наконец-то мы добрались и до пипетки рис1g и выборе нужного цвета в так называемом ОКНЕ ВЫБОРА ЦВЕТА рис1i! Как видите для пипетки существуют два режима: ПИПЕТКА и ОБРАЗЕЦ ЦВЕТА. Развернём палитру ИНФОРМАЦИЯ. При выборе инструмента пипетка появляется указатель мышки в виде той самой пипетки. если Вы начнёте его гонять по изображению то в палитре будут отображаться не только координаты указателя но и значения цветов в системах как RGB, так и в CMYK. При выборе инструмента ОБРАЗЕЦ ЦВЕТА, указатель примет вид пипетки со знаком выбора и знаком плюс. Что это значит? Вы ведёте по изображению пипетку. Всё происходит как и с обычной пипеткой. Вот Вы выбрали цвет и щёлкаете мышкой. На изображении в этом месте остаётся тот самый знак выбора и цифра 1. Аналогично со вторым выбором, тот же знак, а цифра уже 2. И так далее, но не более 4 проб. Если нужно избавиться и начать всё снова, то на панели свойств находится пимпочка ОЧИСТИТЬ! И всё, можно заново производить измерения. На палитре информация будут отображены все четыре пробы, но не БОЛЕЕ!..

   Рассмотрим наше окно ВЫБОРА ЦВЕТА. Где: цветастый, весь из себя квадрат — ЦВЕТОВОЕ ПОЛЕ. Справа ЦВЕТОВАЯ ШКАЛА. Правее шкалы квадрат — индикатор цветов. Внизу предыдущий цвет в верху, текущий цвет. Ниже значения RGB и CMYK И главное в самом низу окошечко с HTML-кодом в шестадцатеричной системе счисления. Конечно на рисунке слишком всё искажено, но это #00FF99. Обратите внимание на построение цветового поля и внизу надпись с флажком «Только Web Цвета».

   Что это означает? Дело в том, что Фотошоп-7 программа старая, времён старых браузеров. В те времена каждый браузер отображал страницы и в том числе цвета каждый по своим правилам. Поэтому только вот такие Web цвета всеми отображались правильно и как бы гарантировались. А все другие нет! И если снять флажок то поле видоизменится и вместо резкой границы между цветами будут плавные переходы. А выбранный случайно цвет может впоследствии отображаться неправильно! Но времена меняются и сечас такой проблемы как бы нет?!! Как же выбрать цвет? Грубо на цветовой шкале как Вы и видите на врезке, где выбран жёлтый цвет. И если по верхней части поля проехаться мышкой (справа-налево), то скачком цвета будут меняться с жёлтого до светло-жёлтого вот так: #FFFF00; #FFFF33; #FFFF66; #FFFF99; #FFFFCC. Такие Web-цвета ещё называли «безопасными»! В том смысле, что будут отображаться правильно, с гарантией!

   По какому же принципу строятся те самые «безопасные» WEB-цвета? Код любого такого цвета состоит из сочетаний пар одинаковых чисел шестнадцатеричной системы счисления. Примерно так: #XXYYZZ. Раз уж мы коснулись темы «безопасности», то? То все три компоненты «безопасных» цветов могут принимать только такие значения: 0, 51, 102, 153, 204 и 255. А в шестнадцатеричной записи: 00, 33, 66, 99, СС и FF. Получается, что этих «безопасных» всего лишь 216!

   И напоследок о так называемом окне SAVE FOR WEB! По-русски окно сохранение готового изображения с оптимизацией. Где можно задать формат сохранения и регулировать качество, при неизменном геометрическом размере, вес. В окне можно посмотреть: оригинал, оптимизированное изображение, всё вместе в двух секциях как на рис2. Или в четырёх с разными вариантами оптимизации. Регулировка качества Quality (Q) производится движком-регулятором. И как пример, фото моей мерзавки хвостатой... Левое изображение как бы оригинал с Q - 100%, а справа оно же с Q - 10%! Почувствуйте разницу?! И если оригинал по-фотошоповски тянул на 139 кб., то второй всего 3,39 кб.!

   Вот пожалуй и всё вкратце о Фотошопе. Некоторые виды работ в программе мы рассмотрим в других мини-лекциях.