Дурия Рагимова - Народная артистка дасср

Али Албанви
Дурия Рагимова — Народная артистка ДАССР

Рагимова Дурия Гюльбабаевна (1929–2014) — выдающаяся лезгинская певица и театральная актриса, режиссер, публицист, переводчица, партийный лидер и общественный деятель. Заслуженная ДАССР (1965) и Народная артистка ДАССР (1977).

Дурия Рагимова родилась 25 марта 1929 года в селении Кемиль Кубинского района (ныне в Азербайджане). Её отец работал учителем, был партийным работником. Когда Дурия было три года, они всей семьей переехали в г. Куба. Там она пошла в детский сад, в группу, где воспитателем была её мама, Хатун. А когда пошла в школу, то первым учителем знаменитой лезгинки был её отец, Гюльбаба. Её отец очень любил песни, музыку. Он играл на таре, а дети пели под его аккомпанемент. Он и пробудил в сердце дочери желание стать артисткой. В школьные годы Дурия участвовала в районных и республиканских музыкальных фестивалях, где занимала первые места.

Судьба, однако, привела её в Кубинское педучилище. В то время преподавателями музыки там работали Эждер Герейханов и Фетулла Рагимханов, впоследствии ставшие известными композиторами. Они еще больше укрепили желание Дурия стать артисткой. В педучилище вместе с ней учился и Асеф Мехман, будущий талантливый поэт и композитор. Первые его песни исполнила Дурия Рагимова. Первую большую популярность она получил после победы на молодежных музыкальных фестивалях в г. Баку, её пригласили работать в дагестанскую филармонию. Выступала на сцене лезгинского театра, где актриса сыграла свои самые лучшие роли. Шикарный голос Д. Рагимовой предопределил им всенародную любовь и многолетнюю популярность многих лезгинских песен в ее исполнении, в частности произведений Асефа Мехмана «Чан диде», «ЧIулав вилер», «Лезги руш», «Ахвар» и т. д. Асеф Мехман, являвшийся близким другом семьи Рагимовой, специально для неё и под неё написал свою музыкальную комедию «Моя Седеф».

После окончания педучилища она работает учителем в детдоме. Позже становится директором Дома культуры Кубинского района. Однако это не принесло ей духовного удовлетворения. Её интересовало только актерское ремесло. В 1960 году она поступила в Кубинский государственный драматический театр им. А. Бакиханова и исполнила более 30 ролей. В 1962 году театр был закрыт, а Д. Рагимова по приглашению Министерства культуры Дагестана вместе с семьей переезжает в Дагестан и начинает работать сначала в радиокомитете, а потом в Лезгинском государственном театре им. Сулеймана Стальского в г. Дербент. В этом театре она проработала более четверти века, исполнила 50 ролей и часто выступала с сольными концертными программами перед зрителями. Каждый концерт, каждую роль Д. Рагимовой зрители приветствовали с восторгом. Первой исполненной ею ролью в Лезгинском театре был образ Лютфи в пьесе «Штраф 30 копеек» Ш. Киямова и М. Фархата в постановке режиссера Б. Айдаева.

Важное место в галерее созданных ею образов занимает образ Периханум. Основоположник Лезгинского театра, первый его драматург, актер и режиссер Идрис Шамхалов ещё в 1929 году поставил на сцене театра свою пьесу «Периханум», которая в течение нескольких десятков лет не выходила из театрального репертуара.

В 1973 году по поручению главного режиссера Б. Айдаева она была вновь поставлена на сцене театра. В этот раз главную роль в ней исполнила Д. Рагимова. Большой успех и одобрение имел образ Периханум в исполнении актрисы. Поэт и публицист Азиз Алем в газете «Коммунист», выходившей на лезгинском языке, писал: «Образ Периханум – это ключ в мир прошлых событий. Периханум Д. Рагимовой – цветок, не сломленный градом, не смешавшийся с грязью, сохранивший чистоту. Несмотря на все несчастья, эта хрупкая и красивая женщина сумела сохранить свою честь, быть сильной и смелой даже ценой жизни, ценой отрешения от своих детей. Это верная, преданная дочь – она даже не смотрит на влюбленного в нее купца Муслима; она жизнелюбива – стоя на коленях, умоляет брата поверить в ее невиновность; она не изменяет мужу – визир убивает её детей, кровью детей она пишет письмо Али-хану (не каждый на это способен), но сама седеет. Тяжело ступая, с растрепанными волосами, она одиноко идет по лесу, хватается за деревья, но не теряет духа. Как она меняется, когда, придя во двор к отцу вместе с Аличубаном в образе пастуха Мамеда, видит своего мужа и заставивших ее страдать Нине-кари и визира! Опираясь на посох, Дурия – Мамед – Периханум запела высоким и сильным голосом. Как и в других сценах, здесь талантливая актриса сумела психологически воспроизвести роль своей героини: во-первых, она вновь обрела родителей и мужа; во-вторых, она знает: настало время Нине-кари и визиру заплатить за свои злодеяния. Поэтому мы понимаем ее радость. Образ Периханум – большой успех Д. Рагимовой, и он надол¬го останется в сердцах зрителей». Говоря об образе Периханум Д. Рагимовой нельзя не упомянуть еще об одном: актриса исполняла эту роль свыше 800 раз.

В 1977 году в спектакле оперы известного композитора Зульфикара Гаджибекова «Ашуг Гариб» Д. Рагимовой поручили роль Шахсенем. Исполнять этот образ было нелегко. Здесь, кроме актерского таланта, требовались также способности оперной певицы, знание восточной музыки, особенностей мугама. Д. Рагимова обладала всеми этими качествами. Знания по восточной музыке, приобретенные в Кубе у выдающихся композиторов Эждера Герейханова, Фетуллаха Рагимханова и других мастеров, очень пригодились ей во время подготовки к спектаклю. Поэтому она смогла создать образ Шахсенем своеобразно и красиво. Её Шахсенем – умная и мудрая девушка. Она преданна своей любви и на этом пути преодолевала все препятствия, все барьеры. Её игре были присущи естественность и динамичность.

В годы работы Дурии Рагимовой в Лезгинском театре актриса участвовала во многих постановках Б. Айдаева. Период их совместной работы Д. Рагимова считала самыми счастливыми в своей жизни. Она исполнила роли Дилавер в спектакле «Казимагомед», Элизы – в «Скупом», Дильбер – в «Ашуге Саиде», Шафаг – в «В ночи лунного затмения», Марьям – в «Намусе», Шахсенем – в «Ашуге Гарибе» и десятки других ролей в постановках Б. Айдаева. Созданным ею образам были характерны лиризм, динамизм, простота и естественность. Актриса исполнила ряд ролей и в постановках талантливого режиссера М.-Г. Рамазанова, продолжившего традиции Б. Айдаева в театре. Среди них роль Гюльтекин в спектакле «Айдын», Реване – в «Легенде о любви», Реганы – в «Короле Лире» и другие. Далее мы отдельно поговорим о двух ролях Д. Рагимовой – Реганы и Гюльтекин. В 1980 году режиссер М.-Г. Рамазанов в спектакле трагедии В. Шекспира «Король Лир» поручил Дурие Рагимовой роль Реганы. Это была непростая роль. Актриса блестяще передала отрицательные черты своей героини – двуличие, жадность к богатству, ее жестокость к отцу. Особенно мастерски она сыграла сцену, где отвергнутый дочерью Гонерильей отец приходит к Регане. Зрители восторженно приветствовали этот спектакль и образ Реганы в исполнении Д. Рагимовой. После трагедии «Король Лир» М.-Г. Рамазанов поставил пьесу Джафара Джабарлы «Айдын». Роль главной героини Гюльтекин исполнила Д. Рагимова. Гюльтекин Дурии – чистосердечная женщина, ступившая на грязный путь только для того, чтобы помочь самому любимому человеку на земле – Айдыну. Эта честная женщина попадает под влияние Девлет-бека и становится несчастной. Последнюю сцену, где Гюльтекин выпивает яд и приходит к Айдыну, Дурия сыграла особенно впечатляюще. Роль эта тоже заняла важное место среди созданных Д. Рагимовой образов.

Сценический труд Дурия Рагимовой был высоко оценен. В 1965 году она была удостоена почетного звания заслуженной артистки Дагестана, в 1977 году – звания народной артистки Дагестана. В 1986 году Дурия Рагимова была награждена орденом Дружбы народов. Несколько раз её избирали депутатом городского и районного Советов народных депутатов города Дербент и Дербентского района. В 1989 году Дурия Рагимова ушла из Лезгинского театра, долгое время работала в Государственном Азербайджанском театре в г. Дербент. Актриса не могла бросить сцену. «Я не мыслю жизни без сцены», – говорила она.

Её творческий путь — это около 80-ти сыгранных ролей на сценах лезгинского и азербайджанского театров, это не сосчитать, сколько песен, которые вошли в «Золотой фонд» Азербайджанского государственного телерадиовещания и ГТРК «Дагестан». Это статьи, очерки, пьесы, постановки и многое другое, что оставалось за рамками видимого для всех пространства, где Дурия была, без преувеличения, Звездой Сцены.

Выдающаяся лезгинская актриса умерла 29 марта 2014 года в г. Дербент.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Рагимова Дурия Гюльбабаевна.


ЛИТЕРАТУРА


1. «Я не мыслю жизни без сцены» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/QTbuQ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.08.2020). — Яз. рус.