«И о культуре…»
(немного о "культурных министрах"...)
Рубрику советских времен вынесла в заголовок, несмотря на то, что все герои «Моих курян» - люди культуры и образования. Вернее было бы, наверное, обозначить: «И еще о культуре…» Или – «Немного о руководителях курской культуры» Собралось за многие годы немало любопытных штрихов к портретам этих уважаемых людей… «Живого времени приметы…»
«Министры культуры» в нашей губернии случались колоритные. В середине 50-х областной культурой рулил Иван Алексеевич Тубольцев. Из аппаратных руководителей-хозяйственников, которым все равно что возглавлять: куда кинут, то и возглавят. Человек он был жизнерадостный, непосредственный. Так, встретив Клару Васильченко и Надежду Власову (ту, что руководила в годы «оттепели» картинной галереей), потрогал за женские прелести статную молодую директоршу, а потом обратил внимание на миниатюрную журналистку: «А это у нас кто?», – и тоже не обошел вниманием: познакомился, так сказать, тактильно – подержался за талию и попу.
Однажды Клара и «культурный министр» оказались в одном из первых рядов зала филармонии( она тогда находилась в музучилище) на концерте Рихтера. Иван Алексеевич откровенно скучал и все два отделения боролся со сном, но при последнем аккорде встрепенулся, и, когда Рихтер устало опустил руки на рояль, радостно шепнул Кларе: «Аж употел!..»
Курские работники культуры старшего поколения помнят многолюдные, пышные проводы директора кинотеатра Щепкина – Чиликиной. На поминках Иван Алексеевич произнес речь, в конце которой обнадежил собравшихся: «Работайте так же, как Чиликина. Всех так похороню!»
На Херсонском кладбище памятник Чиликиной обращает на себя внимание. Скульптура из белого мрамора в полный рост. Чиликина была дамой представительной. Работала она и впрямь замечательно, и след в курской культуре оставила. Сделала грандиозный ремонт в старинном здании кинотеатра имени Щепкина, там был замечательный буфет, знаменитый в городе оркестр с роскошными солистами и музыкантами, перед сеансами и после них были танцы…
Супруг Чиликиной возглавлял радиокомитет. До того был директором сельской школы, а после радио его «кинули» директорствовать в областной архив. Руководителем он был мягким, в семье тоже явно лидерствовала жена. Когда супруга звонила ему по телефону, он вставал и почтительно разговаривал с ней стоя. Их сын, Борис Чиликин – преподаватель худграфа, много лет проработал на факультете. Студенты его обожали. Он недавно ушел из жизни, но до последнего дня жил в родительском доме, в Театральном проезде , напротив Жд - Дома культуры железнодорожников.
***
Александра Силякова вспоминают с уважением. Говорят, он был авторитетен и авторитарен. Несмотря на то, что на культуру его «кинули» из сельского хозяйства, лидерские качества позволили ему быть сильным руководителем и в области, казалось бы, от него далекой. Советская школа лидерства все же серьезная. Сильной стороной Силякова была умение доверять профессионалам.
Его замом по культпросветработе был Петр Иванович Надеин, замом по искусству - Агнесса Вениаминовна Фролова, которой активно помогала старший инспектор по искусству Галина Александровна Азиатцева. Он доверял этим людям, умел слушать и слышать.
- А вот Галина Александровна со мной не согласна, - как-то на совещании.
- Да я вообще молчу, - удивилась Азиатцева.
- А я по лицу вижу.
Звукоинженер драмтеатра Владимир Климов (в театр он пришел сразу после школы) рассказывал мне о том, как выпускался спектакль Владимира Бортко (по пьеса Ю. Черных) "Присядем перед дорогой»: «Скользкая тема, мутная пьеса. О борьбе косного 1-го секретаря обкома с секретарём горкома". Но спектакль получился, как все работы Мастера, талантливей оригинала. (О, эта Золотая эпоха гениального режиссера!).
На худсовете после прогона культурный министр произнес искреннюю речь, признался: «Не подведите, товарищи. Я, если честно, в искусстве вашем специалист не большой. Мне партия сказала возглавить культуру, а я солдат партии».
Спектакль ему понравился. Худсовет работу принял, но первое лицо области усмотрел какую-то крамолу, и после премьеры спектакль отменили. Однако тут проявил твердость, по тем временам героическую, сам режиссер (фронтовик, мужик!) Бортко. Он поехал в Москву и спектакль отстоял. Но честность Силякова в театре тоже запомнили и оценили.
Актеры «Куколки» вспоминают, как на сельхозработах Силяков учил актеров косить. Косой он махал с большим вдохновением, почти с благоговейным чувством на лице. И тяпать тоже учил. Артисты нередко вспоминали, как забрал он тяпку у Гены Кузнецова и прошел за него весь закрепленный за ним ряд.
Ирина Куцевол, артистка кукольного театра, вспоминает забавную историю. Директор зовет Ирину в свой кабинет: к телефону ее требуют начальник областной культуры.
- Товарищ Икуцевол?
- Да, я.
- Вы что, женщина?
- Да, конечно.
- Этого не может быть! - изумляется начальник.
- Людмила Ивановна, подтвердите, что я женщина!
Ситуация разрешается через некоторое время. Приколист Матюша – артист Матвеев, талантливый актер и изобретательный человек, позвонил на мебельную фабрику (кому-то срочно надо было достать сервант или шкаф) и представился председателем профкома Икуцевол. Директор мебельного пожаловался областному начальству, что артисты «злоупотребляют положением».
Петр Иванович Надеин в областной культуре работал долго. Был замом Силякова, возглавлял кинофикацию, когда эти два ведомства разделили, а потом (когда соединили вновь) стал руководителем областной культуры. Человеком он был интеллигентным, знающим. Со своим мнением. В судьбах некоторых людей сыграл роль весьма позитивную. (Так, например, было с Сергеем Дмитриевичем Малютиным). Надеин избирался депутатом Областной думы «Если бы все руководители были такими, как он, жизнь стала бы другой», - со свойственной ей эмоциональностью сказала о Надеине Ирина Куцевол.
("Курян мои прекрасные черты")