Абхазы и Абазины это не Черкесы! - III

Азамат Джанымбей
(продолжение, начало здесь - http://proza.ru/2020/08/19/1599)

Начнём с того, что для понимания современной ситуации с ОБЪЕКТИВНЫМИ мотивами поведения и жизненных ориентиров современных  абхазов в Абхазии следует учитывать наиболее значимые реальные события и изменения, которые произошли на её исторической территории с периода Русско-Кавказской войны 1763-1864 годов и до наших дней.

В связи с этим следует подчеркнуть,  что Абхазы единственный народ Южного Кавказа, который будучи составной частью более широкого этнического образования под общим именем «Абаза», единый с Адыгами по своему общему (научно и ходом истории подтвержденному) происхождению,  в лице горных обществ и почти всего военно-аристократического  сословия, включая наиболее почитаемых народом абхазских князей, принимал самое активное участие в вооруженной борьбе против колонизации Западного Кавказа вплоть до конца 19 века.

Это имело для Абхазов (даже при всех хитростях и политических манёврах некоторых владетельных князей, вставших на сторону колонизаторов), как и для всех других участников сопротивления колонизации, трагические последствия. В ходе войны и политики изгнания «немирных черкесов» Западный Кавказ был «очищен» от местного аборигенного населения - в большинстве своём люди  или погибли в ходе военных действий и лишений, связанных с болезнями и войной, или были фактически принуждены к выселению в Турцию. 

При этом следует учитывать, что погиб или был изгнан цвет нации. Оставшаяся часть народа состояла в массе своей из крестьян и остатков сословно-родовой аристократии.

Но в Абхазии и они дополнительно подвергались репрессиям как «виновное население». Случилось это после Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов, когда большая часть абхазского населения, мечтавшая о восстановлении независимости, выступила на стороне турок, поскольку в их рядах были изгнанные ранее из страны абхазы-махаджиры.  Практика наказаний за объявленную «виновность» была отменена только в 1907 году. За это время остатки населения ещё более сократились в ходе очередной волны вынужденного «махаджирства» - переселения в Турцию.   

Всё это имело для Абхазов самые негативные последствия, как в вопросах демографии, так и национальной культуры, экономики, образования и науки в целом. Особо следует отметить изменения произошедшие в религиозной сфере. В первую очередь это касается Ислама.

Ислам у народов Западного Кавказа получил распространение, в основном, как основа идеологии сопротивления русской, поддержанной православной церковью, имперской колонизации. На территории Абхазии он был фактически полностью вытеснен.

При этом, что принципиально важно подчеркнуть для будущего анализа событий, он остался основной религией у изгнанных за пределы исторической родины абхазов, являющихся (пока?) и сегодня составной частью в основе своей единой черкесской зарубежной диаспоры, а также у Адыгов и Абазин на Северном Кавказе.

После окончательного поглощения Абхазии Российской империей поддержку со стороны царских властей получило только Христианство. Но и управление этой сферой, несмотря на древние корни Христианства в Абхазии, было передано более «благонадежной» Грузинской Церкви. С огромными трудностями сохранилась древняя, по сути, монотеистическая народная вера Абхазов, упрощенно называемая иногда язычеством.

Далее мы не будем подробно касаться сравнительно недавних, но из-за этого не менее важных для Абхазии и абхазов, событий, связанных с периодом насильственного «огрузинивания» Абхазии, сталинских репрессий, Второй мировой войны, а так же Отечественной войны абхазского народа 1992-1993 годов. Сегодня о них многое уже известно, а последствия последней войны до сих пор имеют для страны и народа определяющее значение во всех сферах жизни.   

Вот на этом остановимся подробнее, поскольку именно в нынешней суверенной Абхазии и  вокруг неё, что называется в режиме «здесь и сейчас», сконцентрированы многие вопросы, имеющие принципиальное значение, как для самих Абхазов, так и всех народов Черкесского мира.  И здесь вновь встаёт принципиально важный вопрос – Абхазы часть Черкесского мира и поэтому они, как и адыги, Черкесы?
Или...- вопрос открытый.

Да, лицо сегодняшней Абхазии представляют её многонациональные граждане. Однако, безусловно,  при этом главную роль играют, в первую очередь, сами современные Абхазы. Кто они?  Если ответить совсем просто и коротко, то наследники славных предков, победители в последней войне. А если смотреть в корень современным взглядом?

Вопрос будет рассмотрен нами не в историческом, а тем более культурологическом ключе. Благо, имеющаяся в публичном доступе информация позволяет провести краткий СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, то есть обществоведческий анализ. Именно из него есть возможность делать максимально объективные, научно обоснованные выводы о настоящем и возможном будущем народа. 

Итак, по официальным статистическим данным, приводимым интернет изданием Спутник – Абхазия от 11 июля 2020 года: "Общая численность населения Абхазии на 1 января 2020 года составляла 245 424 человека. Чуть больше 51% населения страны (по данным на 1 января 2020 года) составляют абхазы, 17,7% - грузины, 17,06%. – армяне. На четвертой позиции русские, численность которых составляла на 2019 год 9,15%, замыкают пятерку мингрелы – их 1,33 %.

(От себя добавим - при этом надо иметь в виду, что данные не учитывают того, сколько Абхазов проживает в стране фактически, ведь часть из них, имея гражданство и прописку, проживают за её пределами)

Численность занятого населения в 2019 году в Абхазии составляла 42 тысячи 188 человек, что на 89 человек меньше, чем в 2015 году, и на 639 человек меньше, чем годом ранее. Большая часть трудящихся граждан работает в сфере "управления" – около 18 тысяч человек, на втором месте по пулярности сфера услуг, в которой работает более 9.500 тысяч граждан и на третьем – "курорт и туризм" – почти 3 тысячи человек к концу прошлого года. Торговлей занимались в 2019 году 2.301 тыс. человек, а в области промышленности работало 2.041 житель страны".

Суммируя численность работающих в производственном секторе - область промышленности (2 тыс. 41 чел.), сфера услуг (9 тыс.500. чел.), курорты и туризм (3 тыс. чел.), торговля (2 тыс.301 чел.) - получаем 16 тыс.842 человека.

Оставшиеся из 42.188 тыс. человек занятого населения 7.346 тыс. человек, это, вероятно, представители сферы образования, науки и культуры, также силовых структур, и, возможно, какой-то процент самозанятых.

При этом управленцев почти 18 тысяч!

С учетом традиционных сфер трудовой деятельности у этнических групп населения, составляющих граждан страны, нетрудно понять, кто из них, скорее всего, чем в основном занят.

Заметим, что тенденция к уменьшению числа занятых даже по сравнению с 2018 годом, поскольку данные касаются 2019 года, в связи со спадом даже в мировой экономике в 2020 году, вряд ли остановится, скорее даже наоборот.

Эти данные дают возможность представить себе социальный портрет современного абхаза, его социально-психологические особенности, которые с научной точки зрения ОБЪЕКТИВНО определяются, в первую очередь, потребностями, связанными с профессиональной деятельностью.

Кем были предки современных Абхазов, создавшие материальную и духовную культуру народа, его известное в истории имя? В подавляющей своей массе крестьяне, ремесленники и воины. Кто они сегодня, что они смогут?

Есть ли будущее у общества с такой социальной, экономической, а тем более демографической структурой? У общества в целом, скорее всего, да, есть. Не уточняем какое. А у самих Абхазов?

(продолжение - "Абхазы и Абазины это не Черкесы? IV -  http://proza.ru/2020/08/24/986)