Рассказ о моей маме по просьбе её учеников

Виктор Бровков
Моя мама Бровкова(Милюкова) Тамара Яковлевна была учительницей математики и физики в школе где я учился.. Но учительницей она стала не разу. После окончания Ташкентского мукомольного техникума в 1949 году, её направили на работу в Каракалпакию на должность Главного Государственного инспектора по надзору за зерновыми колхозами и совхозами. И это в 20 лет. Отец перевёлся за ней из Ташкентского ОАО в Нукусский ОАО. В 1950 году они поженились. Отец настоял на её увольнении с этой должности и увёз её в посёлок Муйнак, где он работал авиатехником в Муйнакской ОАЭ Нукусского ОАО.
Мама пошла работать в Муйнакскую среднюю школу старшей пионерской вожатой, и одновременно поступила на заочное отделение Физ-мата Ташкентского Педагогического Института. Так она попала в педагогику.
В 1985 году ей , Романовой АА и еще 8-ми учителям нашей школы было присвоено звание- Заслуженный учитель Узбекской ССР. Это то что я знаю.

Так получилось, что я в школе с ней почти не встречался, изредка забегая в учительскую попросить десять копеек на завтрак, да и дома встречи были в основном за столом и вечером. Она была ещё и ЗАВУЧЕМ и большую часть дня проводила в школе. Не забывая спросить, чем я занимался днём и дать задания, что на следующий день надо сделать по дому. На стене кухни всегда весело расписание дел и задания, как домашние, так и школьные. Особенно строго она спрашивала с нас с братом за не выученные школьные уроки, говоря-«Я требую знаний с учеников и с учителей, и представляете, как мне стыдно, когда я выслушиваю от Ваших учителей нарекания по вашему поведению и знаниям?!» Но физически она никогда нас не наказывала. Для этого был отец! Он тоже был не частым гостем в доме, постоянно находясь в командировках по своей работе. Но вот когда приезжал, то они с мамой собирали нас за столом и он внимательно выслушивал нас, проверял дневники и расписывался в них. (Мама никогда этого не делала, потому, что и так была в курсе всех наших дел) А потом спрашивал у мамы-«Всё они рассказали? Ничего не утаили?» Обычно она поддакивала-«Да, они рассказали всё!» Но иногда до него доходило через третьи руки, о некоторых наших проделках, о которых мы не рассказывали, а мама не знала. И вот тогда за воспитание принимался широкий отцовский ремень! Наказание было не столько больным, как обидным! Но мы молча терпели, стараясь не показывать слёзы, тем более что не заслуженным оно никогда не было. Мы любили и маму и папу!
И в школе и дома она была строгой воспитательницей и со мной, и со своими учениками. Она как-то недели две в восьмом классе замещала в нашем классе заболевшую учительницу биологии и химии, нашего классного руководителя Зою Харитоновну Лухманову. Вот тогда я на себе и почувствовал всю прелесть быть сыном учительницы! Спрашивала она с меня, по, моему гораздо строже и больше, чем с моих одноклассников. Даже ребята мне говорили-«Что это она на тебя наезжает? Она и дома такая-же?». Обычно я отмалчивался или говорил, «Что нет это не так она хорошая мама»
Биология мне нравилась. А вот химию я не понимал, да и не старался особенно понять- так тянул на троечку и думал, что мне и так достаточно. А тут у родной мамы, схватил сразу несколько двоек! За первую, она меня просто отругала дома и пристыдила, а когда я от неё получил ещё один неуд, она взялась за меня основательно, попутно проверяя ещё и знания по математике! «Ох! Как всё запущено!» схватившись за голову, простонала она. «А я то думала, что у тебя всё хорошо!» «Ты вроде собираешься в лётное училище поступать? Там такие знания как у тебя не пройдут. Садись- будем навёрстывать! И начала с пятого класса! Хоть я уже учился в восьмом. Повторять и математику, и физику, и химию. Как мне потом это пригодилось при поступлении в училище! Короче, когда на работу вышла Зоя Харитоновна, химию я уже знал на твёрдую четвёрку, а у неё стал получать пятёрки.
В школе она вела Драматический кружок, в котором занимались её ученики. А она вела только старшие классы. Но привлекла туда и меня, как постоянного аккомпаниатора на аккордеоне, ещё с пятого класса. Ребята и девчата были значительно старше меня, но относились ко мне как к равному и мне это было приятно сознавать, и я принимал самое деятельное участие в постановках и пьес и миниатюр. И даже иногда (Но это было уже позже) подсказывал, как лучше можно было сыграть ту или иную сцену, ну и сам в старших классах принимал участие в спектаклях. А ставили и драматические спектакли (В основном миниатюры) из классиков, и оперетты. Такие как «Свадьба в Малиновке», «Рождество на хуторе близ Диканьки» и подобные, но уже в миниатюре. Деятельное участие Драматический кружок принял и в постановке сюиты-«Наша Родина Советский Союз», посвящённой 50-й годовщине Великой Октябрьской революции.
Главными постановщиками и режиссёрами, были моя мама и Романова Алевтина Алексеевна, два ЗАВУЧА нашей школы. С этой сюитой мы в конкурсе на лучшую постановку к этой дате заняли первые места и в Республике, а затем и в Союзе.
Какой она была учительницей в школе? Я думаю всё же знают лучше её бывшие ученики. Одно я знаю точно. Учителя её уважали и часто бывали в нашем доме, и по школьным вопросам и просто по личным, и она никому не отказывала и всем всегда старалась помочь.
В 1982 году я уехал из Ташкента, и навещал родителей редко, в основном при ночёвках в Ташкенте при перелётах куда- нибудь. Сейчас я об этом сильно жалею. Но время ушло и его не вернуть назад. А очень хотелось бы вернуть. Всё- таки не долюбил я и маму и папу. А особенно маму, всё время боясь, что меня посчитают маменькиным сынком!
Я всё же думаю, что её любили! На её похороны в 2004 году, пришли почти все жители нашего  Авиагородка, и почти все свободные от полётов пилоты Ташкентского ОАО. А там летают почти все её бывшие ученики.
Царствие Небесное моим родителям, родственникам почившим, И Всем хорошим усопшим людям-Аминь!