Карлстад

Нада Калина
Ура! Прилетели! Момент касания колес самолета о землю всегда несколько тревожно-трепетный и одновременно радостный. Стокгольм мы увидели еще сверху в огнях и дождливой сырости. Когда Даниэль вез нас на своем автомобиле из стокгольмского аэропорта «Арланда»  в Карлстад, был такой густой туман, что казалось невероятным, что можно найти дорогу. Иногда туман рассеивался и мы видели, что едем лесной или проселочной дорогой, вся дорога освещалась огнями дорожных фонарей, иногда виднелись строения предместий столицы, но в целом, представления о Швеции в этот вечер мы не получили.

И сразу на следующий день на нас буквально обрушился шквал первых впечатлений, так что мы чуть не захлебнулись в эмоциях.

Итак, вот ты какая Швеция! Маленькая и уютная, убранная и приглаженная, простая и удобная для жизни в целом и в бытовых мелочах.

Как нам повезло с погодой! Все-таки уже середина октября, даже Покров с первым снегом позади (у нас была снежная крошка с жутким ветром). В Вермланде первый мороз случился 12  октября. А теперь «стоят погоды». Солнце, 10 градусов тепла, сухо и безветренно. Наши фотоаппараты на стреме – готовы словить счастливые мгновенья для увековечивания впечатлений.

Вермланд – административная единица Швеции, что-то наподобие района или губернии, называемая здесь леном – находится в средней Швеции. Всего в стране 21 лен, в которые входят более 200 коммун. Карлстад – главный город Вермланда. Так что по значимости Карлстад сравним скорее с Калугой – областным городом. Только размеры шведского лена, а соответственно и его столицы значительно меньше наших российских областей и областных городов. Но раз уж я взялась сравнивать Карлстад с Козельском – пусть так и будет.

Примечание из справочных источников: Карлстад расположен между Стокгольмом и Осло, в муниципалитете Карлстад. История Карлстада прослеживается до времен викингов на островке Tingvalla недалеко от города. Карлстад получил статус города в 1584 и был назван в честь короля Карла IX (‘город Карла’). Прекрасная архитектура, музеи, исторические места в городе и его округе говорят о том, что город играл важную роль на протяжении всей его истории. Карлстадский университет, более чем с 10 000 студентов, является одним из самых современных университетов в Швеции.

Вот так. Карлстад – город с четырехсотлетней историей! Посмотрим-посмотрим, как он выдержит конкуренцию с Козельском, которому почти 870 лет. 
Первый день в Карлстаде выпал на воскресенье. Аня и Даниэль вывели нас на прогулку по своим любимым местам. Сначала мы шли по городу в направлении Аниной работы.

Недалеко от дома нашего шведского друга находится бывший завод, производивший что-то промышленно-важное («где ковали что-то железное»), теперь уже не имеет значение, что. Сегодня – это клуб, на котором черным по красно-кирпичному написано «Фабрика удовольствий», рядом в этом же здании – бар «Театральный». Наши «серьезные» дети не были там ни разу.
 
Вспоминая домашнюю заготовку о городе (87 тыс. жителей), мы заметили, что Карлстад действительно маленький городок, низкий, в основном двух- и трехэтажный, Аня и Даниэль живут в трехэтажном доме.   В центре есть здания и повыше и в архитектурном плане поинтересней, все-таки Карлстад  еще и маленькая местная столица. В отличие от Европы здесь нет скученности, дома разбросаны по улице, а не жмутся друг к другу. Очень много растительности, летом, видимо, город очень зеленый, а сейчас утопает в осеннем разноцветье. Вдоль улиц кроме деревьев высажены кустарники – подстриженные и самые неожиданные по выбору сорта – ох, несильна я в ботанике, а здесь необычное для северной страны количество разных видов  кустарников и растений.  Еще не отцвели осенние сорта цветов.  Поражает способность шведских ландшафтных дизайнеров рассаживать все ботаническое обилие не просто клумбами или квадратами, а при всей упорядоченности и регулярности сложными букетами и уголками. Один из парков Аня назвала ботаническим садом, и мы поняли, почему: здесь столько деревьев, кустов и других растений, названий которых мы никогда  не знали, а некоторые никогда и не видели. Сфотографировались у куста «рябины» с белыми ягодами – настоящим альбиносом.

Поклонились памятнику Карлу IX – основателю города. В городе были и другие памятники – довольно странные  - из листа металла вырезанная фигура человека, стоящего на столе рядом со стаканом – что бы это значило? Разбросанные по каменным кубикам огромные пуговицы, листья и цветки, или вовсе какая-то непонятная загогулина. Когда мы подошли ближе к центру, издалека увидели здание кафедрального собора, белого в основании с темной башней и шпилем, на башне часы с черным циферблатом и белыми цифрами. Это достопримечательность Карлстада. Дальше центральная площадь со зданием Суда и статуей, символизирующей примирение Норвегии и Швеции, в виде женщины со сломанным мечом в руке. Примирением считался момент, когда Норвегия вышла из-под власти Швеции и стала самостоятельным государством. Вокруг площади, как полагается,  магазины, кафе, целый ряд летних кафешек под тентом.

Потом  выходим к реке Кларэльвен, сегодня в ней купается безоблачное голубое небо. Здесь на берегу в современном трехэтажном здании работает Аня. Окна выходят на реку и ее живописные берега. Есть все-таки особый шарм в маленьких городах, здесь можно пользоваться услугами городского сервиса и наслаждаться первобытной природой одновременно. Любуемся речным мотивом и все кругом фотографируем, слава богу, солнечный день позволяет.

Снова выходим на улицу. Пешеходные дорожки выложены плиткой, как у нас. Проезжая часть дороги неширокая. Мы идем по улице Королевы – Дроттнинггатан. Впереди скромное двухэтажное здание из красного кирпича. О, это театр! Однако, в нашем Козельске театра нет никакого! Театр – это святое. Карлстад получает лишнее очко.
Автовокзал, железнодорожный вокзал – похоже, мы прошли через весь город.  Наконец, мы выходим к озеру, влекущему сверкающей гладью и множеством причалов для маленьких лодок и катерков. Вдоль озера широкая дорога, по обочине которой шведские богачи настроили себе белые коттеджи. Это место напоминает Гамбург – там тоже на побережье озера внутри города стоят белые виллы миллионеров – скромное очарование буржуазии! Коттеджи двухэтажные с различными балконами – маленькими пузатенькими или узкими длинными, с резной балюстрадой или тонкой кружевной решеткой, разного цвета ставнями или жалюзи на окнах. Вокруг никаких заборов! Не то, что у российских нуворишей.

По дороге нам встречаются  жители Карлстада – в одиночку или парами, они гуляют с детьми или собаками или бегают от инфаркта. Вот на лавочке сидит шведка с книгой, не столько читает, сколько принимает солнечные ванны, подставив лицо ярким лучам задержавшегося в октябре солнца. Встречные прохожие одеты очень демократично, никакой вычурности ни в цвете, ни в крое костюма, и женщины, и мужчины в основном в кроссовках или кедах, или ботиках на низком каблуке. Лишь я выбиваюсь из общей массы людей краснотой своей китайской куртки, которую я выбрала для поездки исключительно потому, что в ней удобно передвигаться. В последние годы я стала отдавать предпочтение ярким цветам, наверное, потому что не молодею, и навалившееся «металлическое неудобство» в теле просит компенсации. Ну, вот надела красную куртку назло «железной карге»!

Как чудесно смотрится озеро в этот солнечный осенний денек! Давно мы не видели столько воды в черте города. Легкое дуновение бриза с озера освежает и придает воскресенью дополнительное приятство. Мы подходим к зданию значительных размеров с башенками и остроконечными крышами-колпачками, похожему на замок. Прямо по курсу парк Мариебергскуген. Чуть проходим и попадаем в зоопарк. Он называется «Lillskogen».  Вроде, ничего особенного зоопарк из себя не представляет, никаких экзотических животных здесь нет – ни слонов, ни бегемотов, ни жирафов. В уютных домиках, окрашенных по-шведски в бордовый цвет, живут кролики, козы, свинки – да просто свиньи, овцы, коровы и одна рыжая лошадь.  Но маленькие жители Карлстада имеют возможность прийти сюда с родителями и посмотреть на живых животных, которых знают лишь по картинкам. Они тянут свои пухленькие ручки к пушистым мордочкам и влажным звериным носикам, и непонятно, какая сторона получает больше удовольствия от соприкосновения. Деткам из наших городов и городков для такого развлечения нужно ехать в деревню. А здесь в чудесном месте – в лесу построен чудо-поселок для братьев наших меньших, очень просторные загоны – площадь не экономится, везде порядок и чистота, а у свиней – настоящая грязь, где они могут поваляться с поросячьим наслаждением. Пожалуй, стоит упомянуть, что в Карлстадском зоопарке живут свинки-пекари – они небольшие, черные и волосатые, но милые и беззащитные.

Мы обошли все вольеры, побывали в птичьем домике, где обнаружили разноцветных попугаев, и вышли с другой стороны в лес. Дорога не уводила вглубь чащи, а шла по окраине, так что мы увидели спортивные площадки рядом для любителей потренировать тело легкими упражнениями и играми. Время от времени нам встречались развешанные на стволах деревьев листки бумаги, на которых написаны вопросы очередной воскресной викторины. Аня объяснила нам, что желающие могут не только ответить на них, но и в каком-то определенном месте получить приз за правильные ответы – вот такое здесь придумано развлечение. Для интереса мы прочитали несколько вопросов, отвечал в основном Даниэль, потому что вопросы по тематике частенько были чисто шведские, страноведческие. В лесу мы гуляли не одни – нам встречались пожилые седовласые пенсионеры, много занимающихся спортом, молодые мамаши с колясками,  собачники, гуляющие прекрасным воскресным днем по парку. Практически все в кроссовках.

Лес закончился, но наша четверка по-прежнему шагала вперед. Наша цель - Фогельторн – «Птичья вышка». Теперь начались поля, кое-где проявлялась болотная сырость. Для удобства посетителей на болотистой территории построены длинные деревянные мостки-переходы. Вышка была деревянная снаружи, с металлической винтовой лестницей внутри. Мы взобрались на смотровую площадку – не очень высоко, поэтому высоту одолела и я со своей непослушной ногой. Сверху спускалась пара с большой лохматой собакой,  которая упиралась и не хотела ступать на решетчатую лестницу, в просветы которой было видно основание-днище птичьей вышки. Сверху нам открылась пока еще зеленая ширь предместья и побережье озера с городскими постройками, Даниэль выделил район своего дома коричневым зданием, похожим на башню.

Дальше по мосткам мы зашагали в сторону современного стеклянного здания, оказавшегося музеем природы. Стены здания изготовлены из стекла – так гениально северный народ прибавляет себе солнца и тепла! Экспозиция музея небольшая и незамысловатая, но впечатляет наглядностью – что облегчает восприятие экспонатов детьми, и информативностью – это уже для любознательных взрослых. Я сфотографировалась у огромного гриба-подберезовика, облокотившись на него локтем. Вот молодой папаша с сыном-ползунком, он опустил малыша на пол, а сам сел у окна, малыш тут же пополз к окну. Здесь же мы отобедали, взяв огромные шведские бутерброды и кофе. Сидели в открытом кафе при музее, греясь на солнышке!

Снова вошли в город, но шли другой дорогой – в этот раз мимо фабрики кофе. Вот тебе и маленький городок – так неожиданно приятно иметь под боком такое ароматное производство.  Для сравнения  - в Козельске несколько заводов, включая, механический, стекольный, кирпичный, деревообрабатывающий. В Карлстаде, кроме кофейного завода несколько предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, центр телекоммуникационной компании – явно не производство, но тоже неплохо. 1:1.
Еще одна особенность бросилась в глаза. За наш первый день в Карлстаде мы встретили  по меньшей мере пять больных горожан в инвалидных колясках, конечно, в сопровождении; все они наслаждались солнечным днем и дышали осеним воздухом… Наверное, это нормально, но в нашем городе областного значения с населением, в 4 раза превышающим население шведского городка, 5 инвалидов в инвалидных колясках я видела за последние 10 лет. Что уж говорить об инвалидах в Козельске… К сожалению, это не значит, что у нас нет инвалидов…