Заклинание

Галина Айзенштадт
  Десять лет назад, к очередным выборам президента Беларуси, появилась песенка "Саня, который остается с нами".
  Принадлежала она минской группе "Рокер-Ёкер", которую сразу же обвинили в том, что ею она выказала поддержку действующему главе государства Александру Лукашенко.
  Артисты клялись-божились, что это не так, что песня посвящена их другу Сане, который собрался уезжать из страны, а его уговаривают остаться.
  "Саня, останься с нами, Саня!"- повторяется просьба, и, наконец, Саня "остается с нами, всё будет окей!".
  Самое интересное здесь в том, что обращение к Сане было принято как нечто само собой разумеющееся  теми, кто имел в виду Лукашенко, и никого не смутила такая фамильярность в обращении к президенту как главному должностному лицу страны.
  И самого Лукашенко - тоже. Многие годы своего правления он приучал народ к тому, что он - плоть от плоти его, свой до мозга костей, и неудивительно, что к нему обращаются так, по-свойски.
  Долгое время, с легкой руки селян, его называли батькой, это "звание" прижилось к нему, но постепенно оно как-то стало выходить из обихода, до событий лета нынешнего года, когда его вновь пустили в оборот по идеологическим соображениям.
  Объяснить это можно тем, что, как минимум, за последние десять лет Лукашенко в своем сознании всё больше стал определять и чувствовать себя как "государство - это я". Как человек, которому эта страна принадлежит лично, и никому больше, и всё в ней должно происходить только по его указанию и разрешению.
  В Беларуси проблемы с приростом населения? Лукашенко одним махом "разрешил" её, обратившись к женщинам:"Главное - рожайте побольше детей! Ну вам же просто:двое детей - это ваши, третий - это мой".
  В переводе на понятный язык, вероятно следовало понимать, что государство окажет помощь семьям, решивших иметь третьего ребенка.
  Сорок две женщины написали ему видеоответ. "Я не инкубатор, мое тело - мое дело. Я сама решаю, скольких детей мне родить и воспитать".
  "Я - беларуска. Я - личность. Я - голос. Я -будущее.
  Я не  украшение, не приложение и не вещь.
  Я не просто чья-то жена, спутница или дочь. Я сама выбираю свое призвание:спасать жизни или строить дома, воспитывать детей или пилотировать самолет. Это мое решение".
  Впрочем, этот протест вряд ли впечатлил Лукашенко, поскольку роль женщины в обществе была определена им самим в Конституции, которую приняли по его распоряжению в 1996 году. Она, как не однажды заявлял Лукашенко, не "под женщину", и женщина никогда не станет президентом.
  Но -вот парадокс!- в 2020 году ему пришлось соперничать на выборах с женщиной. И что из этого вышло, теперь видит весь мир.
  А соперница Лукашенко Тихановская вдруг неожиданно оказалась в Вильнюсе. Оказывается, не без участия Лукашенко, о чем он сам же и рассказал:"Тихановской пришлось помогать с выездом за границу, не без участия меня. Она нормальная женщина, любит своих детей. Но ее кинули на пепелище, и она сегодня топчется на этих головешках. Её опутали, окутали МИД, спецслужбы Литвы. Она уже начала делать заявления...". 
  Лукашенко недоумевает:сделал "доброе дело" для женщины, которую, как стало известно, белорусские спецслужбы поставили  перед выбором(отъезд из страны или жизнь детей), а теперь она, "неблагодарная", заговорила.
  "Неблагодарных" становится всё больше. Вдруг отказались работать многие сотрудники официального телевидения, протестуя против насилия над мирными демонстрантами.
  "Выскочили на улицу и начали митинговать,- рассказывал Лукашенко, выступая перед рабочими агрокомбината "Держинский" под Минском-, которые выросли на телевизоре, и в основном те, которых я на руках носил".
  По словам Лукашенко, "эти, которые бегали, назад попросились. Я говорю:ладно, возьмите тех, кто сегодня попросится, кто завтра -нет".
  Высказался он и по ситуации в Национальном драмтеатре имени Янки Купалы после увольнения его директора Павла Латушко за то, что оказался не на стороне Лукашенко.
  Коллектив в знак протеста решил уволиться. Новый сезон театр не откроет.
  "У них лозунг был "Свобода! Рынок!". Я им сейчас предоставлю - и уже предоставил - полную свободу. Есть коллектив, заявляйте в Америку, езжайте туда и ставьте спектакль... Съездите в Россию, поставьте спектакль... Сколько заработаете, столько и получите".
  "В Минске еще где-то кому-то не нравится. Но это не должно вас волновать,- успокоил работников агрокомбината Лукашенко,- это моя проблема, которую я должен решать, и мы ее решаем".
  Накануне он встретился с руководителями силовых структур. "И я увидел, что ребята свою страну никому не собираются отдавать".
  "Я - Президент страны. Не дай Бог, страна взорвется. и рухнет,- вам не будет работы. И вы с меня спросите. И плевать бы я хотел на все эти должности, но я сижу и думаю:а что будет с вами, когда они придут и начнут все это делить. Вас заберут с потрохами. И вы меня будете проклинать всегда:"Мы тебя избрали, почему ты нас не защитил?"
  Вот что меня больше всего беспокоит. Тех же омоновцев, госслужащих, журналистов каждый день травят.
  Не хочу называть фамилию, но одному заместителю руководителя прислали СМС:к вечеру не сдашься, дочку заберем.
  Это будет вытравлено каленым железом. И вы можете меня осуждать или не осуждать, но пока я Президент, я буду проводить жесткую политику на стабилизацию обстановки внутри страны".
  "Батька вперед, с тобою народ!" - такой клич теперь бросают те, кто добровольно или принудительно участвует в акциях на стороне Лукашенко.
  На портале ТУТ.БУ был опубликован видеоролик, как происходит репетиция такого действия.
  Группа мужчин и женщин едут в автобусе, и "репетитор" зачитывает кричалки, которые все дружно повторяют.
  "Только вместе и только вперед!", "Пока мы едины, мы непобедимы!", "Наша Родина - Беларусь"...
  Лукашенковцы, как их прозвали, приезжают группами в Минск и здесь митингуют.
  Большинство среди них - женщины, в основном пожилого, реже среднего возраста.
  Те, кто боится перемен в жизни, и рады тому, что есть.
  А в привычной жизни разве можно обойтись без привычного президента? Без Батьки, который сам все за них решает?
  "Саня, останься с нами, Саня! Сами никак мы, никак мы сами!"
  "Саня", как и герой песни, обещал остаться.
  Останется ли?