5. Что есть истина?

Лариса Болотова
               
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр. 15) «Аристотель понимал истину как совпадение знания с предметом познания».

                Каким образом можно проверить, что это совпадение верное? 

«И. Кант утверждал, что истина – это свойство субъекта. «Вещь в себе» принципиально не может объективным образом входить в нас, «не может быть познана»,- писал он».

                То есть истина зависит от уровня сознания человека. А так как уровень сознания людей различный, то и истина будет у них разная по уровню. «Вещь в себе» человек не способен познать, так обладает ограниченными внешними чувствами. Но он способен познать «вещь в себе», если использует свой внутренний мир, а именно разум.  Для этого ему вначале надо развить его.

 «У Гегеля же истина перестаёт быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более и более высокие, и так до безконечности».

                Получается, что абсолютная истина не достижима. 

«… диалектический материализм даёт своё решение проблемы…

Истина – это адекватное отражение предмета (адекватное совпадение форм сознания с предметом, адекватное воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности)».

                Здесь мы разделяем самого человека и окружающий мир. То есть формы сознания это образы в нашем мозгу, а формы окружающего мира – это объекты. А если нет никакого разделения в действительности, а всё существует в единстве, и в нашем сознании?

«Истина – есть единство объективного и субъективного, то есть она объективна в источнике по своему внешнему материальному содержанию, но субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию в идеальной форме;

Истина – это соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности. Для того чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. Объективность истины заключается в том, что содержание знания совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. Но в то же время истина субъективна по форме выражения, зависит от особенностей тех людей которые формируют данную теорию знаний».

                То есть, пока мы находимся в вещественном мире, у каждого человека своя истина, так как человек не может познать объективную действительность из-за ограниченности восприятия своих внешних органов чувств. 

«В процессе познания различают обыденные и научные истины. Их тожество состоит в том, что они объективны, составляют моменты единого процесса познания, взаимно превращаются друг в  друга.

 Различие их заключается в том, что обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания. Она является важным фактором в психической саморегуляции и повседневной деятельности индивида.

 Научная истина невозможна без  обыденной истины. Она содержит её в себе в снятом виде. Научная истина имеет глубокое влияние на практическую деятельность человека и сама возможна как результат длительного теоретического исследования.

Относительная истина – это такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью и является неполным, а в дальнейшем подвергается уточнению, развитию, углублению.

Истина конкретна, всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определёнными условиями, в которых находится объект».

                Получается при расширении сознания (оно охватывает большую часть миров), изменяется и сама истина. То есть то, что истинно для одной системы, может быть неистинно для системы, в которую входит первая система. Так есть геометрия Пифагора, а есть геометрия Лобачевского. Есть классическая механика, а есть квантовая физика.   

Из Тайной Доктрины об истине:

(стр.43 т.1) «… из многих истин, устно переданных человечеству в самом начале, через посвящение во время Мистерий и личную передачу и сохранённых и увековеченных в Adyta храмов, они избирали одну или несколько из таких великих истин – действительностей, видимых только глазу истинного мудреца и ясновидца, и открывали их массам.  Таким образом, каждый народ получил, в свою очередь, несколько указанных истин, под обликом его местного или особого символизма, которые развились с течением времени, в более или менее философские культы – Пантеоны в мистическом переодевании. Потому Конфуций, очень древний законодатель в исторической хронологии, хотя и очень современный мудрец в мировой истории, явлен д-ром Легге, конечно, как передатчик, но не создатель. Как он сам говорит: «Я только передаю, я не могу создавать новых вещей. Я верю в Древних и потому я люблю их».

                Истина не открывается,  истина познаётся.