Островок истории на окраине мегаполиса

Наталья Наумова Дель Ветти
…Оживлённая Профсоюзная улица тянется из центра Москвы прямо к самой окраине. И, проезжая неподалёку от станции метро «Тёплый Стан», трудно себе представить, что немного в стороне от шумной магистрали находится загадочный мир старинной русской усадьбы. Словно остров в море времени хранит свои тайны старинное имение «Узкое».


Исторические судьбы

А началось всё с бояр Стрешневых, которые породнились с царским домом Романовых благодаря тому, что Евдокия Стрешнева стала женой Михаила Романова в 1626 году. С усадьбой была связана судьба дяди Петра I – боярина Тихона Стрешнева, который стал соратником царя-реформатора.

Небезынтересно, что Тихон Стрешнев намеревался даже основать в этих краях монастырь, чтобы провести в нём последние годы жизни. Замысел не был осуществлён, однако в 1698 году была построена церковь Казанской иконы Божией Матери – этот храм и стал главной достопримечательностью усадьбы.

Существует предание о том, что в 1812 году Наполеон с вершины звонницы этой церкви наблюдал за отступлением своих войск. Это легенда, но она вполне может оказаться и правдой.

В разные годы усадьба принадлежала дворянским родам Голицыных, Оболенских, Толстых, Нееловых.

В конце XIX века в усадьбе жили братья Евгений и Сергей Трубецкие, известные религиозные философы. Благодаря им «Узкое» стало настоящим интеллектуальным центром в Подмосковье. Здесь бывали многие мыслители, в том числе историк Василий Ключевский и философ Владимир Соловьев. После того, как он скончался в своём кабинете усадьбы, в «Узкое» стали часто приезжать его почитатели.

В советское время в усадьбе был организован санаторий при Академии наук. В закрытом храме располагалось хранилище ценных книг. В настоящее время там возобновлены богослужения.


Автографы столетий

…Со стороны Профсоюзной улицы начинается длинная аллея, которая проходит среди деревьев и приводит посетителей как раз к главной достопримечательности усадьбы – пятиглавому храму Казанской иконы Божией Матери.  Он построен в стиле нарышкинского барокко и своей формой напоминает Большой собор в Донском монастыре.

Главный дом усадьбы во многом сохранился в том виде, в каком существовал во 2-й половине XVIII века. Частично его декор принадлежит к эпохе конца XIX века и выполнен в стиле, сочетающем в себе черты барокко и классицизма. Ворота, ведущие в усадьбу, своей формой соответствуют стилю классицизма.

…А на аллею каждую осень падают листья каштанов, яблонь, тополей, словно листки календаря. Отсчёт времени продолжается, и, возможно, старинную усадьбу ждёт ещё немало примечательных страниц.