Истерический характер и истерика

Гадаев Алексей Вениаминович
Иногда мы встречаем людей, которые
- кричат,
- замахиваются,
- хлопают дверью,
- что-то разбивают и
- швыряют всё равно куда предметы

Истерия - во многом непонятное до сих пор нарушение поведения, которому свойственны:
1. чрезмерная самовнушаемость;

2. парадоксальная внешняя внушаемость,
- т.е. сочетание повышенной внушаемости и негативизма.

3. повышенная потребность
- в одобрении,
- поощрении,
- признании;

4. способность продуцировать
- психологические,
- неврологические,
- вегетативные и
- соматические симптомы ("Истерия -великая симулянтка");

5. нозофильность,т.е.
- желание при определенных обстоятельствах быть больным и
- нежелание выздоравливать;

6. демонстративность поведения с явным налётом
- нарочитости,
- искусственности,
- игры на публику;

7. манипулятивные тенденции, то есть
- склонность эксплуатировать чувства окружающих;

8. некритичность человека к проявлениям истерии,
- тенденция включать их в структуру своего Я,
- отсутствие реакции страдания;

9. незрелость личности;

* Истерия формально относится к искусственному расстройству[В.А.Жмуров,с.214).

* Исступление - это крайняя степень возбуждения с потерей самообладания, которая чаще всего возникает при фрустрации (это расстройство планов, крушение замыслов, надежд) и появляется как состояние бессильного гнева(Е.П.Ильин,с.179)
***
Истерика – нервный припадок, выражающийся в неожиданных переходах от смеха к слезам и т.п.
Если человек содрогается от слез и рыданий, капризничает и даже у него бывает отнята возможность говорить и двигаться, то это особенность истерического характера данного человека.
З. Фрейд считал, что существует две формы истерии – с одной стороны, конверсивная истерия со спазмами, элементами «театральности» или с потерей болевой чувствительности, параличами, с ощущением «комка» в горле; с другой стороны – истерия страха, при которой страх более или менее прочно связываются с тем или иным внешним объектом (фобии).
Существует тип невроза с очевидными фобическими симптомами – истерия страха.
Истерия – один из видов неврозов, для которого характерны многообразные нарушения психики, двигательной сферы, чувствительности и функций внутренних органов.
Истерические неврозы чаще возникают у лиц демонстративных, отличающихся сильной внушаемостью, самовнушаемостью.
Истерия – это умственный конфликт, сопровождаемый мощным эмоциональным зарядом, проявляется на физическом уровне
Особенности межличностной коммуникации страдающих истерией:
а) негативные реакции на все возможные предложения в соответствии с реальными условиями и возможностями;
б) внушаемость, быстрое формирование зависимых связей;
в) гиперконформность, стремление представить себя в лучшем свете;
г) героическая поза сопротивления;
д) лживость, притворство;
е) стремление привлечь к себе внимание значимого «другого»;
ж) манипулятивность по отношению к близким, значимым лицам;
и) черствость, эгоизм при демонстрации альтруистических черт, склонности к самопожертвованию;
к) требовательность к другим в сочетании с зависимостью;
л) тенденция к социальной нетрудоспособности.
Профилактика истерических расстройств через танцевальную терапию, психодраму, терапия пением, рисованием, скульптурой, артистической терапией.
***
П. Б. Ганнушкин  в своей работе "Особенности эмоциональной сферы при психопатиях" писал:
<..> Главными особенностями психики истеричных являются:
1) Стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих;
2)Отсутствие объективной правды как по отношению к другим, так и к самому себе (искажение реальных соотношений).
<..>Боясь быть опереженными кем-нибудь в задуманном ими эффекте, истеричные обычно зависимы и ревнивы. <..> Своих ошибок истерики не сознают никогда; если что происходит не так, как бы нужно было, то всегда не по их вине. <..> По отношению к тем, кто возбудил их неудовлетворение, они злопамятны и мстительны».
***
Карл Ясперс: « …истерическая личность обязательно преувеличивает своё значение в собственных глазах и глазах окружающих, а также стремиться вместить в себя больше переживаний, нежели это позволительно с точки зрения её потенциала. Вместо настоящего неподдельного переживания и соответствующего ему естественного экспрессивного проявления занимает вымученное лицедейство, то есть такое переживание, которое навязывается человеком самому себе. При этом последнее не «вымучивается» осознанно; оно отражает способность настоящего истерика жить внутри своей драмы, быть всецело поглощенным именно данным успехом производить впечатление человека, чьи переживания абсолютно искренни. <..> Во внешней действительности её привлекает всё, что может стать источником сильных стимулов: скандалы, сплетни, выдающиеся люди, любые сильно действующие, безмерные, крайние явления в искусстве и философии. <..> Чтобы повысить меру своей значимости в реальной жизни и изыскать новые способы воздействия, они прибегают ко лжи… у них развивается вера в собственную ложь. <..> в одних случаях лживость сказанного совершенно не осознается: «Я и не знал, что лгу». В других случаях имеет место параллельное знание: «Я лгал, но не мог поступить иначе». <..> Личность утрачивает способность к поддержанию хоть сколько-нибудь длительных и глубоких эмоциональных связей, становится абсолютно ненадёжной в общении (К. Ясперс. Общая психопатология, с.487-496).
***
Термин «массовая истерия» описывает «заразный» эффект истерической реакции при большом скоплении людей. Массовую истерию можно наблюдать на рок-концертах, футбольных матчах, на религиозных собраниях.
***
Автор: Н.И. Козлов
Истерики взрослых людей
Спокойствие и холодная вода прекращает истерики лучше всего.
Тех, кто тревожится и истерит, нужно занять делом. Тогда они будут меньше мешать и быстрее успокоятся.
Что делать, если вас захватывают неуправляемые переживания
Истерика - демонстративное поведение, выражающее активный протест, собственные страдания и невозможность адекватных реакций. Истерическим также называют громкое, беспокойное поведение, заводящее окружающих на такие же эмоции.
Обычно за истерикой стоит необоснованное желание, на котором человек настаивает скандальным образом, нарушая формат: кричит, привлекает всеобщее внимание, бьет посуду. Дети падают на пол, стучат руками и ногами, разрушают все вокруг. Тихая истерика - закатывание глаз, демонстрация полной беспомощности, безудержный стон или рыдания.
Истерики - чаще женское поведение, и, похоже, это только результат воспитания: девочкам чаще разрешают плач и капризы. Если мужчина разрешает себе впасть в истерику, это не совсем мужчина, в нем проскальзывают инфантильные черты. Чаще устраиваются людьми с истероидными чертами характера, но воспитанные люди, хотя бы и с истероидными чертами, истерики не устраивают.
И, заметим, умные мужчины не связываются с женщинами, которые разрешают себе истерики вместо того, чтобы вопрос решать по-умному, обсуждая.
Человек в истерике ведет себя так, словно он потерял рассудок, впал в беспамятство и не может собой никак управлять. Это - не совсем правда. Истерика - особое искусство, мастера истерики действительно умеют вводить себя в это состояние, когда действия совершаются практически бесконтрольно, но - но на самом деле в любой истерике сознательный контроль присутствует всегда.
Как рассказывает женщина: "Я в дикой истерике, летаю как фурия по кухне и бью посуду. Открываю очередной шкаф, но вижу - на полочке стоит моя любимая хрустальная вазочка... Нет, беру и хлопаю об пол другую: зачем же мне любимую бить!"
Истерики чаще устраиваются тогда, когда есть зрители и есть выгода. Именно поэтому, в какой бы жуткой истерике ни был человек, когда исчезает выгода, меняется публика и ситуация становится с истерикой несовместима - как только это человек заметит, его истерика прекращается практически на раз.
Как реагировать на истерику?
Истерика - типовая манипуляция. Тот, кто устраивает истерику, рассчитывает на то, что к ней не останутся равнодушными. А именно, то ли окружающим станет жалко так горько плачущего, то ли не захочется слышать такой резкий крик, то ли будет неудобно быть участником такого дикого спектакля перед окружающими. Впрочем, если вы это понимаете, вы можете на все это не вестись. Плачущего вам не жалко - это он сам себе устроил, резкий крик вам для здоровья не вреден и вас скорее только бодрит, а дикий спектакль устроили не вы, вам стыдиться нечего.
Не нужно подкреплять привычку некоторых женщин решать свои проблемы публичными истериками.
Что делать конкретно?
Не устраивайте истерику в ответ на истерику - бесполезно, резкие эмоции в ответ только будоражат того, кто начинает истерику. Предложение успокоиться обычно не помогает. Лучше действует:

Полное равнодушное спокойствие. Когда у истерики нет сочувствующих, включенных в спектакль зрителей, она быстрее проходит. Если можно подождать - просто ждите. Очень долго орать - у истерика здоровья не хватит, успокоится.
Пока истерика не раскрутилась - спокойное повторение вопроса "Что ты хочешь?", предложение сформулировать задачи истерики.
Очень хорошо занять каким-нибудь делом. Это отвлекает истерика от переживаний и успокаивает всех.
Резкое физическое воздействие: пощечина или ведро воды. Приводит в чувство.
Если истерики вам регулярно устраивает ваша подруга, лучшее средство против ее истерик - с нею расстаться. Если вы человек разумный, зачем вам дикое существо? Что-то более приличное - не найдете?
Истерики пора прекращать.
Детские истерики
Детские истерики имеют свои особенности. А особенно важно, что родители их могут предупреждать.
Как прекращать собственные истерики?
Свою собственную истерику прекратить (при желании) не сложно. Лучше всего действует обливание холодной водой: или попросите кого-то вас облить, или сами залезьте под холодную воду, можно в одежде, можно раздеться: тональность ваших криков изменится, истерика прекратиться. Далее растереться полотенцем, одеться в свежую одежду и обязательно пойти на улицу гулять. На улице гулять не менее получаса, лучше час. Во время прогулки энергично жуйте жвачку (жвачка и страдание - две вещи несовместные) и занимайтесь рассматриванием людей. Еще лучше - копируйте походки. Все, скоро вернетесь в полностью нормальное состояние. Главное - было бы желание!
***
Мишель Борба предлагает ПЯТЬ ШАГОВ К ПРЕКРАЩЕНИЮ ИСТЕРИК

Можно воспользоваться этими пятью шагами как руководством для прекращения истерик у ребенка.

* Шаг 1.
Предугадывайте истерику, чтобы предотвратить ее.

Самая большая ошибка взрослого —это ждать, пока поведение ребенка полностью выйдет из-под контроля.

Самое верное — предугадать состояние ребёнка прежде, чем произойдет вспышка.

Следите за характерными для вашего ребенка предвестниками раздражения, такими как
- напряжение,
- беспокойство,
- хныканье,

и при их появлении немедленно отвлекайте его:
- "Посмотри на того маленького мальчика",
- "Хочешь вылезти из коляски и повезти ее вместе со мной?"

Иногда помогает обращать внимание на признаки ухудшения настроения ребенка: "Похоже, ты устал. Давай пройдемся".

Малыши еще не обладают способностью контролировать свои эмоции, поэтому поначалу вам необходимо их регулировать.

Если вы видите, что ребенок расстраивается, значит, пора применить метод успокоения, чтобы помочь ему сдержаться

Уединитесь с ним и
- поговорите успокаивающе,
- погладьте ему спинку,
- нежно обнимите или
- тихонько напойте песенку, помогающую расслабиться.

Иногда вспышку можно остановить, выразив словами то, что ребенок чувствует: "Да, ждать трудно.Особенно, если ты хочешь сию же минуту вернуться домой".

У ребенка может не хватать слов, чтобы выразить свое огорчение, поэтому он может успокоиться, услышав это от вас.

Как только вы выясните, какое средство лучше, учитывая темперамент ребенка, используйте его.

Поведение ребенка может превратиться в торнадо за рекордно короткое время.

*Шаг 2.
Введите политику абсолютной нетерпимости к истерикам

Как только ребенок начнет истерику, откажитесь общаться с ним до тех пор, пока он не успокоится.

Он должен знать, что такое поведение терпеть не будут.

Не уговаривайте ребенка,
- не кричите на него,
- не шлепайте и
- не пытайтесь урезонить —
ни одно из этих средств, как правило, не срабатывает.

Кроме того, он за своими воплями вас не услышит.

Если нужно, возьмите беруши или наденьте наушники, но ни в коем случае не отвечайте.

Даже не смотрите на него.

Так же необходимо осторожно
- сдерживать поистине неуправляемого ребенка, чтобы
- уберечь от страданий и его, и других;
- как только состояние ребенка вернется к более безопасной точке,
- принимайтесь за дело.

* Шаг 3.
Изолируйте ребенка при истерике

Лучшее средство при постоянно повторяющихся истериках
— временно изолировать ребенка.

Начинайте борьбу со вспышкой, как только она возникла.

Спокойно отведите ребенка в какое-нибудь изолированное или специально отведенное для этого место.

В помещении не должно быть :
- телевизора,
- игрушек,
- других детей.

Ребенок должен знать, что
- он не заслуживает того, чтобы играть с другими детьми или
- пользоваться чьим-либо вниманием,когда
- он ведет себя неприемлемо.

Длительность временной изоляции может быть различной для разных детей, однако
- ребенок должен находиться
- в "злом месте" или
- "на успокоительном стуле"
до тех пор, пока
- он будет оставаться спокойным минуты две

Если он опять начинает
- кричать и
- молотить руками и ногами,
его следует вновь вернуть в место временной изоляции

! Самое сложное в этом тяжком испытании -это необходимость самому оставаться спокойным.

Вспышки раздражения ужасны, поэтому
- ваше спокойствие поможет ребенку вернуться в нормальное состояние.

!Будьте внимательны:
не позволяйте ребёнку использовать истерики, для того
-чтобы увильнуть от каких-либо обязанностей
(например, от работы по дому или выполнения заданий на дом).

Ребенок должен знать, что
- как только он вернется в нормальное состояние то,
- он должен закончить начатое дело.

* Шаг 4.
Всегда и везде следуйте политике неприятия истерик.

Выбрав способ поведения во время вспышек, очень важно
- придерживаться его каждый раз, когда
- ребенок впадает в это состояние,
- чтобы он знало том,
что ваша реакция неизменна.

В том случае, если это произошло в общественном месте,
- уведите ребенка:
- найдите уединенное место,
- отведите его в машину,
- побудьте с ним там,
- пока не успокоится или
- оставьте одного.

Да, к сожалению это неприятно и неудобно.

Да, вы будете чувствовать на себе разные взгляды, но
-вы не можете терпеть непристойное поведение.

Если ребенок прибегает к вспышкам раздражения и с другими людьми, например
- вашими родителями,
- учителями,
- родственниками,
- приходящими нянями или сиделками,

= согласуйте с ними план,чтобы они знали
как вести себя в таких ситуациях.

Для подавления неуправляемого поведения у ребенка,для него жизненно важна последовательность.

Вы можете отвести специальное место для временной изоляции ребёнка и особо подчеркните то, что взрослые не должны обращать никакого внимания на ребенка до тех пор, пока он не вернется в нормальное состояние*.

Ребенку должно быть позволено,
- общаться с другими только тогда,
- когда он ведет себя надлежащим образом.

Беседуйте с другими людьми, занимающимися вашим ребенком, чтобы оценить достижения в перевоспитании.

* Шаг 5.
Научите ребенка приемлемым способам выражения неудовлетворения.

Важно, чтобы ребенок понимал то,
- что расстраиваться можно, но
- нельзя выражать это состояние нецивилизованным образом.

Поэтому, когда вы оба успокоитесь, поговорите с ребёнком о приемлемых способах выражения неудовлетворенности.

Очень часто дети прибегают к плохому поведению только потому,
- что они не знают приемлемых способов выражения своего состояния.

Помогите:.

- Расскажите ребенку о том,
- как правильно понимать свои чувства и то,
- как можно выражать эти чувства словами.

Научите его нескольким словам,
- которые соответствуют описывающим им чувства,
например ,такими
- как злой,
- потерявший голову,
- печальный,
- сердитый,
- уставший или
- расстроенный, и

поощряйте ребенка тогда, когда
- он использует слова и предложения определяющих его состояние:
- "Я потерял голову",
- "Я действительно зол" и т.д.

Хвалите ребенка и тогда, когда он говорит вам о своем огорчении тнапрмер:
- "Ты попросил помочь, когуда был расстроен. Ты хорошо поступил".

Можно также разыграть ситуации в ролях, чтобы
- помочь ребенку научиться сообщать о своем настроении соответствующим образом:
например,Вы говорите фразу:
- "Вместо того чтобы отнимать игру, ты бы лучше сказал брату, что теперь твоя очередь поиграть."

Затем предлагаете ребёнку:
- А теперь попробуй сказать это сам".

Несмотря на то, что сами истерики никогда не бывают приятными то,
- их можно использовать для усвоения важных уроков — а именно ,
- научиться рассказывать о своих потребностях и
- справляться со своими огорчениями.

Считается одним из лучших средств чтобы избавиться от истерик -
это просто не обращать на них внимания.

Беррн Бразелтон, известный педиатр и автор книг, делится очень важным наблюдением:
- чем больше вы прилагаете усилий, чтобы успокоить вспышку раздражения, тем дольше это продолжается.

Поэтому не обращайте внимания на вопящего ребенка и старайтесь
- заниматься своими делами, чтобы
- не усугублять это неблаговидное поведение.

ОЗНАКОМЬТЕСЬ и ПРИМЕНИТЕ :
ПЛАН ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

* Сначала побеседуйте с другими родителями о вспышках раздражения.
* Это поможет вам понять, что истерики — гораздо более распространенное явление, чем вы думали.

Узнайте:

* Как часто подобные вспышки случаются у других детей?
* Как реагируют их родители?
* Что помогает в таких случаях?

Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка.

Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

* 1. Обратитесь к шагу 1 и
- определите, что успокаивает ребенка.

- Понаблюдайте за ребенком несколько дней.

- Запишите то, что обычно происходит с ребёнком непосредственно перед вспышкой истерики.

Выяснив то, что провоцирует вспышки раздражения,
- немедленно примите меры и устраните причины.

Таким образом истерики можно предупредить или свести к минимуму.

* 2. Как вы реагируете на вспышки раздражения?

> Если возможно, поговорите с другими взрослыми, видевшими эти истерики.
> Что в вашей реакции неэффективно?
> Подумайте, есть ли в вашем окружении такие взрослые, с которыми
ребенок никогда не ведет себя подобным образом.
Постарайтесь понять, почему он не устраивает истерик при них.

* 3. Перечитайте оставшиеся четыре шага.

Согласитесь с тем, что в большинстве случаев шаги под номерами :1, 2 и 4 обязательны для применения пошаговой методики для прекращения истерик.
.
Если этих шагов окажется недостаточно, про именяйте временную изоляцию, следуя шагу 3.

* 4. Если ребенок закатывает истерики и с другими ухаживающими за ним взрослыми,
- обратитесь к шагу 4,
- организуйте встречу с этими людьми и
- вместе разработайте план изменений.

!!! Помните о том, что вы добьетесь большего успеха в том случае, когда будете все вместе работать последовательно.

* 5. Просмотрите приемлемые альтернативы истерикам, указанные в шаге 5, и
- выберите одну, которая
- поможет ребенку адекватно справляться со своим огорчением.

Тренируйтесь вместе с ребенком до тех пор, пока
- он не научится самостоятельно использовать этот подход, а потом
- поддерживайте его старания.

* 6. Если неприемлемое поведение у ребёнка продолжается
- (особенно у детей школьного возраста) или
- ребенок успокаивается с заметными усилиями,
- обратитесь за помощью к специалисту.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ИЗМЕНЕНИЮ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Подумайте о том, как вы будете использовать
- пять шагов и
- план поэтапного изменения проблемного поведения
для того, чтобы помочь своему ребенку?

Запишите и то, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, для того, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЭТАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Исправление поведения ребёнка — это
- тяжелая,
- кропотливая работа, которая
- должна проводиться последовательно и
- основываться на закреплении результатов через родительское поощрение.

Движение ребенка к изменениям в исправлении и улучшении своего поведения, может быть медленным, но взрослому следует обязательно отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути.

Потребуется не менее трёх недель (соответствует 21 дню), чтобы у ребёнка появились первые результаты в улучшении поведения, поэтому не спешите прекращать свои усилия и продолжайте
помогать ему .

Помните, что если не сработает один подход, то сработает тот.. другой,который поможет.

Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка.

Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка[1,145-151].

Литература:
1. Борба М. "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". М.:Вильямс, 2005.
2. Е.П.Ильин. Эмоции и чувства. СПб.:Питер, 2008.
3. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии.Элиста, ЗАОр НПП "Джангар", 2010.