Пугающая и манящая речка моего детства

Андрей Клыгин
 Наш леспромхозный посёлок, в котором прошли мои детство и юность, находился на берегу слияния двух рек - Ельшма и Толшма и именно на них проходили все наши летние дни. На Толшме мы ловили рыбу на удочки, а вот по Ельшме мы бродили с обычными вилками и кололи рыбок для кошек, рыбки эти назывались - параша и лежень, это уже потом я узнал, как они назывались на самом деле - подкаменщик и речной голец. Но рассказ мой пойдёт о другой речке - Шорошма!
 На Шорошму мы не ходили, иногда только доходили до того места, где она впадает в Ельшму, дальше нас что-то останавливало, какой-то страх и хотя я бывал на этой речке, но только с отцом, без взрослых было страшно, все уже слышали , что там видели медведей и какой-то холодок пробегал по спине, только некоторые рыбаки и мой отец в том числе, ходили туда половить редкую рыбу - хариус.

 Когда я, после двадцатилетнего перерыва, впервые приехал в отпуск на свою малую родину, леспромхоза уже не было, да и посёлка, по существу, тоже и мне бузумно захотелось побывать на Шорошме и поймать хариуса.  Я стал расспрашивать  оставшихся местных, сохранилась ли старая дорога на Шорошму.

  И вот я стою, в том месте, где Шорошма впадает в Ельшму и сразу, как в детстве, по спине пробежал холодок, дорога вдоль Шорошмы заросла и была еле видна, я шёл по этой дороге со страхом, по левой стороне болото наводило ужас, по правой высокие ели. По рассказам местных, эта дорога местами должна соприкасаться с речкой, но как долго мне ещё идти, у меня ещё с детства развиты фобии - боязнь заблудиться и встреча с медведем, это то , что мне пришлось испытать в детстве. И сейчас идя по этой почти нивидимой дороге я думал, " а если сейчас выйдет медведь, что мне делать, бежать", все утверждают, что бежать ни в коем случае нельзя, но мне кажется, что так утверждают те, кто не встречался с медведем.
 Медведь, стоя на задних лапах, показался у дороги, впереди меня метрах в пятидесяти, я встал как вкопанный, " ну вот и всё и зачем я попёрся на эту Шорошму", но медведь не шевелился, я стал щурить свои подслеповатые  глаза, чтобы лучше рассмотреть его странную позу и у меня отлегло от сердца, это оказалось старое, трухлявое, сломанное дерево, я облегчённо вздохнул и решил что пора сворачивать к реке. Я свернул с дороги и через каждые десять шагов оглядывался, чтобы не потерять из виду дорогу, думая пройти так какое то расстояние и если не услышу журчание реки , то вернусь обратно и в это время прямо из под ног вылетела птица, от испуга меня развернуло несколько раз и я потерял из вида то место , откуда я пришёл, я крутился вертелся, но так и не понял куда идти, "всё, трендец, заблудился, где дорога, где река - не понятно", конечно я запаниковал, теперь побрёл наугад, на удачу, тут главное дорогу случайно не перейти, через какое то время я всё-же вышел на дорогу и по ней вернулся назад, где Шорошма впадает в Ельшму и побрёл прямо по самой Шорошме, но она в этих местах сильно завалена сломанными деревьми и далеко я не ушёл, но нескольких хариусов поймал, но размер меня не устраивал, хотелось таких, каких я ловил в детстве с отцом, но на первый раз довольствуюсь и этим.

 За бутылку водки я уговорил местного мужика, чтобы он довёл меня до того места где дорога пересекается с речкой.
 Всю дорогу мужик хвастался, что он знает эти места как свои пять пальцев, вот первое болото, дальше будет второе, а ещё через несколько километров есть и третье и что ему иногда приходилось и ночевать в лесу. Вот с таким мужиком не страшно и по тайге бродить.
- Ну пора сворачивать, - сказал он
- Может дальше пойдём, здесь ещё речки не слышно, - ответил я.
- Да она здесь рядом, дорога же идёт вдоль реки!
 Ну ладно, хозяин - барин и мы свернули, не знаю что случилось, но речка нам не попадалась.
- Ничего не пойму, прямо, мистика какая - то, ведь она же здесь должна быть, - удивлялся мужик. Мы продолжали идти , речки всё не было, мужик остановился, оглядывая деревья.
- Ты не помнишь, нам это сваленое дерево не попадалось?
- Да откуда я знаю, ты же у нас местный знаток, который знает тут всё, как свои пять пальцев.
 Мы ещё походили-походили, но к речке так и не вышли.
- Ладно, пойдём обратно на дорогу, в другом месте зайдём!
 И мы пошли выходить к дороге, дорога тоже долго не попадалась, но вот наконец мы вышли... к Шорошме.
- Ничего не понимаю, - удивлялся мужик.
 Но мы вышли к Шорошме в том месте, куда я сам доходил с устья Шорошмы, так что проходили в пустую, зря только пузырь водки потратил. Мужик долго меня уговаривал, чтобы я никому не рассказывал, что нам пришлось поплутать, а то весь авторитет у него будет "подмочен".
 
 Спустя год я все-же решился сам пройти по дороге, до того места где будет видна речка. Я шёл не оглядываясь по сторонам, было страшно, мне казалось, что стоит мне только посмотреть в сторону, как я тут же увижу медведя и поэтому я постоянно курил, надеясь на то , что запах сигарет отпугнёт медведя. Через некоторое время я не только услышал журчание реки , но и увидел её, она протекала внизу и почему-то подумалось, что это именно то место, где я был с отцом в детстве. Место оказалось удачным для рыбалки, с первым же забросом клюнул крупный хариус, затем ещё и ещё! Я облюбовал это место и ходил туда каждый день и каждый раз возвращался с уловом. Все местные уже думали , что я обошёл Шорошму вдоль и поперёк, а я рыбачил, практически, на одном месте.
 Но не стоит думать, что эти походы мне давались легко, каждый раз подходя к устью Шорошмы я смотрел на её бурлящий поток и она меня пугала и манила, я взвешивал все факты - идти или остаться рыбачить здесь  - на Ельшме. Шорошма по прежнему меня пугает, но ещё больше манит и каждый мой поход сопровождается страхом. Даже на самой речке, когда посмотришь на эти сваленные деревья, которые, как шлагбаумы перекрывают речку на сотни метров, становится жутко и невольно задумываешься, а кто же их так наломал и если снежный человек существует, то он живёт на Шорошме. Сразу вспоминается песня Владимира Высоцкого.
                В заколдованных болотах там кикиморы живут
                Защекочут до икоты и на дно уволокут
                Будь ты пеший, будь ты конный, заграбастают
                А уж лешие так по лесу и шастают
                Страшно, аж жуть.
 Такое ощущение, что он писал про Шорошму. Кто не бывал на Шорошме, тому не понять.
 Расскажу о нескольких случаев страха, происшедших за несколько лет, на Шорошме.
 Случай первый. Я нашёл удачное место, где стая хариусов находилась под кустами ивняка, под тем берегом на песочке и было интересно их ловить, можно было не смотреть на поплавок, они выплывали из под берега и жадно хватали наживку, я уже поймал несколько приличных экземпляров и был готов выловить и остальных, но неожиданно по ивняку кто-то стал пробиратся, кусты нагибались и этот кто-то медленно продвигался к берегу, только ветки трещали, было ясно что это не человек, человек обошёл бы этот ивняк, но я не стал дожидаться - кто там появится. Я не складывая удочку, обрывая оснастку, рванул вверх на дорогу и выбравшись на дорогу быстрым шагом стал удаляться, время от времени оглядываясь назад.
 Случай второй. Я забросил удочку в небольшом бочаге, ширина речки в этом месте была не больше трёх метров, мне показалось, что была осторожная поклёвка, но неожиданно возле поплавка что-то всплыло, я сначала подумал, что со дна поднялась коряга, но эта "коряга" оказалась с глазами, у меня "душа в пятки", я замер, глаза некоторое время смотрели на меня, потом голова приподнялась и нырнула в мою сторону, последнее, что я увидел был огромный хвост, я с испугу закричал " А-а, крокодил" и надо сказать, испугался я основательно, только потом я узнал, что это был большой бобр, но я не удивился бы, если на Шорошме, вдруг, оказались бы крокодилы.
 Случай третий. У хозяйки, у которой я квартировал, был молодой щенок и она предупредила, что если я пойду на Шорошму, чтобы его не брал с собой, а то молодой, заблудится, пропадёт. Щенок как будьто всё понял и выскочил на улицу и я никак не мог его схватить и закрыть дома, время уходило, пришлось брать его с собой. Но чтобы выйти на дорогу на Шорошму, надо перебродить Ельшму, я в броднях перебрёл, а щенок боясь воды так и остался на том берегу, стал беспрерывно тявкать, наверное, по собачьи меня проклиная, что я его не перенёс, я с того берега крикнул ему чтобы возвращался домой, и пока я шёл по дороге всё время слышал его лай. Я нашёл хорошое место для ловли, где можно было даже присесть, но через какое то время, краем уха слышу как сзади раздвинулись кусты и мне в ухо кто-то горячо дышит, я в ужасе "кто? медведь? кабан?" и испугом медленно-медленно поворачиваю голову, "тьфу ты! Щенок"! Получилось как в том анекдоте, " оборачиваюсь, Шарик! А всё серется и серется"!
 Случай четвёртый. Мой друг узнав, что я летом езжу на рыбалку на хариуса попросился со мной, я сразу уловил выгоду, я то езжу на рейсовых автобусах, а ехать надо больше двухсот километров, что едем на его машине, на том и договорились. И вот мы уже идём по дороге на Шорошму, за нами увязалась местная собака, которая сразу убежала в лес и постоянно был слышен её лай в разных местах. Друг постоянно меня спрашивал"долго ещё?", было видно , что вид дикой природы его немного напугал, я его понимаю, он и меня пугает, хотя я уже более-менее привык. Когда мы спустились к реке и договорились, я иду вверх, а он вниз, потом тут встречаемся. У меня улов был приличный и я стал возвращаться, но друга на месте не оказалось, я решил спустиься вниз, когда я его встретил,  вид у него был испуганный. - Ты птицу видел? - спросил он
- Какую птицу?
- Большую, с огромными крыльями, крылья задевали листья деревьев с обоих берегов.
- Ну ты сейчас какого-то птиродактиля описал!
- А это он и был, - испуганно ответил он, а надо сказать, что друг мой был не из пугливых. В это время собака где-то в далеке взвизгнула и замолкла. - Что это с ней?
- Да скорее всего от медведя шлепка получила, - ответил я, - ну ладно, пора отсюда выбираться, ты тут постой, а я пойду поищу дорогу.
- Я тут один не останусь, - испуганно сказал друг,- пошли вместе!
- А если дорогу не найдём, заблудимся.
- Тогда пошли по реке.
- Это очень долго, давай я схожу, поищу дорогу, - но он так и не остался один и пришлось нам идти по реке. И меня до сих пор интересует, что же за птицу он увидел, которая его так напугала?
 Случай пятый. Как то уже к окончании рыбалки у меня было такое ощущение , что на меня кто-то смотрит, наблюдает , я повертел головой и своим не важнецким зрением никого не увидел, собрал удочку и вышел на дорогу. Уже выйдя на Ельшму, сел перекурить в беседке на Васюткиной поляне, со стороны Шорошмы вышел местный мужик-ягодник, он присел рядом и спросил. - На Шорошме был? - Я утвердительно кивнул, - медведя то видел?
- Где?
 И он рассказал, что только что встречался с медведем, как раз в том месте, откуда я пришёл.
- Я его уже не в первый раз там вижу!
- Ну и как вы разошлись?
- Мы смотрели друг на друга, потом я ведром по дереву стукнул, он развернулся и убежал!
 А я подумал, может и хорошо, что у меня плохое зрение, я не знаю как бы я себя повёл , если бы его увидел.
Случай шестой. Я стоял у устья Шорошмы и решал "идти или не идти"и спустился к реке попить воды. В это время со стороны посёлка по дороге промчались несколько одинаковых собак и умчались в сторону Шорошмы. "Как хорошо, значит сейчас придут местные грибники или ягодники, вот с ними и пойду, веселее будет", но никто не пришёл и только тут я подумал, а почему собаки так быстро промчались прыжковым бегом и почему все они одного цвета - серого. Господи, это же волки! Мимо меня промчалась стая волков. В этот раз я на Шорошму не пошёл.
 Я уже много лет подряд приезжаю на Шорошму и за это время приходилось встречаться со многими безобидными зверьками - выдра, норка, заяц, белка, но один раз встретил страшное животное, скорее всего это был очень старый крупный волк, меня он не видел, он спустился к реке, пасть у него была оскалена, пытался попить, развернулся и медленно ушёл в кусты, мне показалось , что он был больной, но очень страшный, хотя может это и не волк, тогда кто?
 Байки о Шорошме. Как то в одном из бочагов, в пасмурную погоду, я увидел крупную рыбу на дне, вода была не совсем чистая и было не понятно, что это за рыба, ведь на Шорошме кроме хариусов и ельцов крупной рыбы нет, иногда можно встретить случайно заплывшего щурёнка, но это был не щурёнок, движения рыбы были извилистые, щурёнок так не плавает, "неужели, налим?".
 Я спросил у местного мужика, есть ли налимы на Шорошме.
- Налимы на Шорошме?! Да их там пруд пруди, вот недавно лось умер прямо в речке, толи увяз, толи деревом придавило, так к нему столько налимов присосалось, я взял тяжёлую палку и давай их сшибать, сшибал только самых крупных, килограмма по два - три! - Он так достоверно это рассказывал, что, наверное, сам себе верил, а я слушал и улыбался, эту байку я слышал ещё в детстве, только вместо лося была корова!
 
 Сны о Шорошме. Встретил в магазине подвыпившего Валеру, старшего брата моего погибшего одноклассника. - Говорят, ты всё на Шорошму ходишь? - Я утвердительно кивнул. - Когда я жил в городе, - продолжил Валера, - мне Шорошма снилась каждый день, снится и снится и сны самые разные, снится и не отпускает, когда я приехал из города, взял бутылку водки, пришёл на Шорошму и выпил её! И с тех пор отпустила - больше не снится!
 Рассказ Валеры заставил меня задуматься, ведь мне тоже очень часто снится Шорошма и многие сны мистические и страшные. Несколько раз снилась встреча с медведем - оно и понятно, в одном сне я от него убегал, когда проснулся , сердце бешено колотилось, я думал выпрыгнет. Но это не самый страшный сон. Расскажу некоторые необычные сны.
 Бреду я по Шорошме, а по Шорошме надо обычно брести, берега, практически, не проходимы, так вот бреду я бреду, как, вдруг по одному из берегов показались могильные кресты, они стояли среди деревьев - старые, гнилые, кривые и это было жутко, "что это?" как бы спрашиваю , и невидимый собеседник отвечает " это старое кладбище". Чушь, конечно, нет на Шорошме никаких кладбищ и никаких поселений там никогда не было, но такой вот странный сон.
 Вся речка протекает в тайге, практически, в непроходимой тайге, но однажды мне приснился сон , что Шорошма течёт по чистому полю и уходит  в высокую гору и что удивительно , течение её идёт не с горы , а в гору, а это противоречит всем законам природы.
 Ну и самый необычный сон. Мы с братом бредём по Шорошме, идём всё выше и выше и вдруг речка разделяется на несколько рукавов, как пальцы на руке, на одном из них много мужиков, среди них и мой отец и мои дядя Коля и дядя Лёня и другие мужики - отцы моих друзей, отец с улыбкой нам говорит, "вам здесь нечего делать, мы уже всё выловили, возвращайтесь домой!"
 Мы с братом по прежнему каждый год приезжаем на Шорошму и каждый год уходим всё выше и выше и выпили уже не одну бутылку водки, под  тех же хариусов и солёных и печёных и жареных! Сны о Шорошме уже не беспокоят, может прав был Валера, надо было , просто, выпить водки!

 Я уверен, что некоторые моменты в жизни должны повториться, то что случалось в детстве, обязательно должно произойти и в конце и поэтому я должен ещё поймать налима на удочку и встретиться с медведем, именно в такой последовательности, а не наоборот, иначе налима я могу и не поймать.