Девочка с зонтиком

Глеб Юдин
 
– Как вы с ним познакомились? – мужчина пристально смотрит Екатерине в глаза.
– Я не совсем понимаю, зачем вы меня сюда пригласили?
– Не волнуйтесь. Отвечайте спокойно. И честно. От ваших ответов зависит важное решение.
– Важное для кого?
– Для всех. Что вам заказать?
– Чай, зеленый, без сахара.
Мужчина оборачивается к телохранителю за соседним столиком. Тот кивает, поднимается,  идет к барной стойке.
– Рассказывайте.
– Хорошо... Мы познакомились в начале сентября, днем, в Александровском саду. Они гуляли там, с Машей.
– И что было дальше?
– Я сидела на скамейке напротив Адмиралтейства, заканчивала эскиз одного из барельефов фасада...
_______
   

Екатерина посмотрела на часы – увлеклась, пора на работу. Положила рисунки в папку,  поднялась, застегнула плащ. Мимо проходила компания молодых подвыпивших парней. Навстречу мужчина катил перед собой инвалидную коляску с девочкой. Екатерина начала обходить большую лужу, поравнялась с парнями. В этот момент один из них, средний, толкнул другого.
– Познакомься с женщиной!
Парень взмахнул руками, задел Екатерину, Екатерина не удержалась и упала в лужу. Листы из папки рассыпались по аллее. Парни заржали, двинулись дальше, обошли мужчину с инвалидной коляской.
– Вы забыли извиниться перед женщиной, молодые люди.
– Дядя, кати свою ...
Мужчина коротко и быстро ткнул ладонью среднего в грудь. Тот охнул, вытаращил глаза, осел. Мужчина оглядел остальных. На его лице ото лба до подбородка тянулся длинный шрам.
– Помогите товарищу. Очнется, объясните, что вход в этот парк ему запрещен.
Парни подхватили пострадавшего, оттащили к скамейке.
Мужчина потрепал волосы девочки, наклонился к ней, – Не замерзла? Пойдем, поможем девушке. – Подкатил коляску к луже. Собрал рисунки, положил их на колени девочки, достал из-под сиденья плед.
Екатерина уже поднялась, стояла, растерянно смахивая грязную воду с плаща, смотрела на промокшие брюки.
– Если вам будет от этого легче, то молодые люди раскаиваются и заочно просят прощения.
Екатерина посмотрела в сторону удаляющихся по аллее парней.
– Не будет.
– Ну и ладно. Снимайте плащ, в таком уже никуда не пойдешь. – Мужчина развернул плед, – У нас тут рядом машина, довезем, куда скажете.
– Спасибо, конечно, но я как-нибудь сама.
– Вас в таком виде полиция примет, и в такси не посадят, вы брюки свои видели? И ноги, наверняка, промокли. Снимайте плащ.
Екатерина расстегнула плащ.
– Накиньте плед.
– А где моя папка?
Екатерина оглянулась. Девочка держала один из рисунков и улыбалась.
Мужчина удивленно смотрел на девочку. Екатерина присела перед коляской.
– Тебе нравится?
У девочки были красивые серые глаза.
– Она очень редко улыбается. И не разговаривает...

– Ей понравились ваши рисунки. Никогда не видел её такой... Вы художница? Или как правильно, художник?
– Нет, я искусствовед. Работаю в музее. Настоящий художник из меня не получился. Вот и изучаю творчество других, – Екатерина улыбнулась.
Они подошли к большому черному Гелендвагену. Мужчина открыл переднюю дверь, пригласил сесть Екатерину. Пересадил девочку на заднее сиденье, сложил коляску, погрузил ее в багажник...
– Куда вас отвезти?
– Мне неудобно. Наверное, я вас затрудняю...
– Глупости. Мы все равно с Машей гуляем.
Екатерина повернулась назад и протянула девочке руку.
– Привет, Маша, я Катя.
Девочка смотрела в окно и улыбалась.
– Вы как-то особенно на неё действуете. Последний раз она улыбалась в Ялте на море.
– А давайте, я приглашу вас к себе в музей? Проведу для Маши экскурсию.
– Не знаю. Мы никогда не были. Можно попробовать. Если это удобно, конечно.
– Теперь моя очередь сказать – глупости, я все равно там работаю.
– Договорились. Меня Марк, кстати, зовут.
– Очень приятно. Екатерина.
Машина мощно тронулась и влилась в поток...
________



– Вы догадывались ... чем занимается Марк, к какому кругу общения принадлежит?
– Да. Было не трудно догадаться. И внешне и по поведению. Он не старался быть кем–то другим.
– Вас это смущало? Вы же совершенно из другой среды.
– Я не строила никаких планов, если вы об этом. Приглашала в музей исключительно ради девочки.
– Хорошо, что было дальше?
________



Охранник музея помог подняться по лестнице. Марк катил коляску по коридору. Маша отстраненно глядела перед собой.
– Группа с экскурсоводом в следующем зале, догоняйте, – Смотрительница сочувственно посмотрела вслед...


– 1883 год – год, когда художница полностью определилась с направлением, по которому стоит двигаться. Она решила полностью посвятить себя и свое творчество остросоциальным проблемам своей эпохи и анализу внутреннего мира героев. Художницу все чаще привлекает жизнь бедняков, особенно детей, лишенных крова, которых было столь много в то время на парижских улицах.
Марк с Машей появились в зале Марии Башкирцевой, когда Екатерина рассказывала группе о картине  «Девочка с зонтиком». Екатерина заметила их, улыбнулась, слегка кивнула.
– На полотне изображена девочка из бедного французского квартала. На плечах у нее старая, поношенная юбка, в которой она скрывает руки, держащие большой, старый, сломанный зонтик. Темные одежды и зонтик выделяют лицо девочки. Ее волосы убраны, выбиваются лишь несколько прядей, которые развеваются на ветру. Серые глаза под сведенными бровями, смотрят вдаль. Взгляд ее очень пронзителен, не по-детски серьезный, даже немного обвиняющий, вопрошающий, и он будто устремлен прямо на зрителя.

Екатерина замолчала. Она видела, как Маша, смотревшая до этого в пол, медленно подняла глаза и, словно ощупывая пространство, нашла на стене картину, встретилась взглядом с глазами девочки. Группа расступилась, Марк подвинул коляску ближе к картине. Екатерина продолжила.

– Перед нами предстает взрослая девочка, вкусившая все горести жизни. Она стоит перед нами в серый промозглый день, дрожа от холода и ветра, пытаясь согреться, укутавшись в, возможно, единственную ее юбку. Серый холодный фон выделяет ее фигуру еще сильнее, усиливая драматизм картины и одиночество девочки. Фон написан раздельным мазком. Эта техника имитирует стену из дождя. Однако девочка отгорожена от дождя зонтом, ни одна капля не попадает на нее. Это может символизировать ее минутную отстранённость от происходящего, зонт выступает как некий спасательный круг. Башкирцева передает образ бедной покинутой девочки из трущоб очень поэтично, несколько облагораживая ее, показывая, что она способна преодолеть все другие невзгоды. Можно предположить, что данная работа автобиографична, является символом, отображающим внутренний мир автора.
Екатерина повела группу в следующий зал, в дверях оглянулась. Марк с Машей продолжали пристально смотреть на картину...

– Как хорошо, что вы пришли. Пригласила и не сказала куда, телефон не оставила.  Как вы меня нашли?
– Это было не сложно.
- Вам понравилось?
- Спасибо, Катя, не ожидал, что будет так интересно. Видите, Маша  опять улыбается. А в "Девочку с зонтиком" она, похоже, влюбилась.
– Да, замечательная картина. Моя любимая.
– Теперь, по ходу, и наша... Катя, мы приглашаем вас на прогулку, на выходные, если это удобно, вдруг семья, муж, дети?
– Нет, с детьми не получилось. И с мужем тоже.
– Простите.
– На прогулку, говорите? В субботу у меня мероприятие в Доме кино... Можно в два, там на Манежной.
– У фонтана?
– У фонтана.
– Договорились.
– До свидания, Маша!
__________

– Вы так легко согласились. Зачем вам это надо было? Вы же не врач. Или здесь что-то другое?
– Да, не врач, но вы знаете – искусство лечит! И когда видишь глаза, улыбку на лице больного ребенка...
– Согласен. Не буду спорить... Пятнадцать лет назад, когда взорвали машину Марка, жена погибла, Мария выжила чудом, но стала инвалидом, вы видели. Тяжело это. Марк перепробовал все: и лучших врачей, и санатории, и терапии, ничего не помогло. Знаете, что он сказал тогда на Манежной про вас? Это женщина нас спасет...
________


В субботу, в два часа дня они встретились у фонтана.
– Здравствуйте, Марк. Привет, Маша! Смотри, что я тебе принесла.
Екатерина присела перед коляской, достала из сумки небольшую репродукцию "Девочки с зонтиком" и протянула Агате. Девочка взяла ее обоими руками и улыбнулась.
– Спасибо, Катя. Все няньки в один голос вопят – что случилось с Машей, кто этот доктор?! – Марк засмеялся.
– Это я должна сказать вам спасибо. Давно не чувствовала себя такой ...
Зазвонил телефон.
– Простите.
Марк ответил на вызов.
– Слушаю... Да, вижу. Сейчас. – Нажал отбой. Махнул кому-то через дорогу.
– Катя, могу я вас оставить на несколько минут, побудете здесь с Машей?
– Конечно, идите, мы погуляем.
Марк пересек сквер и направился через дорогу к Манежу, парковка перед которым была забита огромными внедорожниками. У входа стояла группа мужчин, одетых в черное. Марк поздоровался со всеми, заговорил. Екатерина видела, как в какой-то момент мужчины разом посмотрели в ее сторону, пристально и оценивающе. Марк попрощался и пошел обратно к фонтану.
– Сегодня финал чемпионата по боксу. Коллеги собрались.
– Ой. Вы, наверное, тоже хотели, а я назначила время...
– Ерунда, пойдемте гулять!
– Пойдемте!
– За площадью Искусств есть замечательное кафе.
– Марк, а можно я покачу Машу?

Они вышли на перекресток к Садовой. Слева от Невского громко трубя сиреной, неслась Скорая помощь. Марк закрыл ладонями уши девочки.
– Она не любит такие звуки.
Екатерина положила руку на плечо Маши.
На перекрестке, почти перед ними, Скорая помощь, пытаясь обойти идущую перед ней легковушку, задела ту за крыло. Легковушку развернуло и бросило на тротуар. Екатерина в оцепенении смотрела на летящую в них машину. Марк сделал шаг вперед и сильно толкнул коляску. Падая, Екатерина видела, как серый грязный капот бьет и сминает Марка, тащит его за угол в грохоте лопающегося стекла и скрежета металла...
Катя подползла к коляске. Девочка по-прежнему сжимала в руках репродукцию. Катя обняла её. Маша  прошептала – мама…

__________________


– Вы твердо решили забрать Марию?
– Да.
– Завтра наш адвокат свяжется с вами. Подпишите бумаги.
– Какие бумаги?
– Права наследования – дом, машины, часть бизнеса. Вы с Машей не должны нуждаться ни в чем.
– Но...
– Нет. Мы так решили...