Ягодка Клюковка

Евгений Шиков 47
               
        На зелёной болотной кочке родилась ягодка Клюковка. Она была маленькой и совсем зелёной. Ягодка радовалась солнышку и смеялась без всякой причины. Вдруг какая-то птица села на кочку и проглотила большую красную клюкву, что росла рядом.
        – Какой ужас! – в страхе закричала маленькая Клюковка. – Эта огромная птица проглотила мою старшую сестру!
        – Ох! Молодо-зелено! – вздохнула над ней Сосенка. – Ничего-то ты не понимаешь. Ягоды для того и растут. Чтобы их ели.
        – Ели?! – поразилась Клюковка. – Зачем это надо нас есть? Я жить хочу!
        – Успеешь и пожить, пока не съедят, – спокойно сказала Сосенка.
        – Я не хочу умирать! Я вечно жить хочу!
        – Вечно никто не живёт. Все умирают, но жизнь каждого продолжается в детях. Мы все для того и живём, чтобы после нас дети остались. А если нет детей, вот тогда действительно смерть наступает.
        – А какие же у меня могут быть дети? Я же ягодка?
        – Подрастёшь и у тебя внутри созреют семена. Из них и вырастут твои дети.
        – Но семена во мне. Как же они наружу попадут?
        – Склюёт тебя птица или съест зверь, ты погибнешь, а семена останутся. Они в птице или в звере не умрут. Уронит потом птица или зверёк твои семена где-нибудь далеко отсюда, и вырастут там детки – новые ягодки. В них и продолжится твоя жизнь.
        – А если меня не съедят?
        – Тогда сгниёшь, пропадёшь понапрасну.
        Шло время. Ягодка росла-росла и выросла, но её по-прежнему никто не замечал. Мимо проходили косули, пробегали лисы, пролетали птицы. Стала Клюковка меньше смеяться. Всё больше о своих детках задумывалась.
        – Сосенка, я уже выросла, – сетовала Клюковка. – Во мне семян много. Хочу им жизнь дать, а меня никто не ест.
        – Не волнуйся, съедят, – успокаивала Клюковку Сосенка.
На другой день ягодка опять Сосенке жаловалась:
        – Сегодня надо мной горлица, зеленушка и рябчик пролетали, а на меня даже внимания не обратили.
        – Не огорчайся, – отвечала Сосенка. – Это птицы лесов и кустарников. К тебе другие прилетят.
        Ещё день прошёл, Клюковка вновь печалится:
        – Косуля надо мной прошла и не съела, лиса пробежала – не заметила, а журавль даже посмотрел – не склевал. Почему?
        – Теперь уж и не знаю, – ответила Сосенка. – Ты завтра у них сама спроси.
        – Хорошо, спрошу, – согласилась ягодка и легла спать.
        Утром пролетают мухоловка с пеночкой, присели на сосенку отдохнуть, а Клюковка их и просит:
        – Съешьте меня!
        – Ещё чего! – отвечают птички. Для нас ещё много мух и гусениц кругом. Они вкуснее. Вот когда осенью их мало будет. Тогда и прилетим за тобой.
        – К тому времени меня уже кто-нибудь съест, а вам ничего не останется, – обиделась Клюковка.
        – Останется, останется! Ягод много! – смеялись птички, улетая.
        Через некоторое время присел рядом дрозд. Клюковка и просит его:
        – Дрозд! Я вкусная. Съешь меня.
        – Не хочу, – отвечает дрозд. – Я больше калину, крушину, бузину, боярышник и можжевельник люблю. А самая вкусная ягода – это рябина. За любовь к ней меня даже дроздом-рябинником прозвали.
        – Не хочешь, не надо, – рассердилась ягодка.
        Улетел дрозд, а по болоту медведь идёт. Как увидела Клюковка, что Миша не только ягоды ест, но и своими огромными лапами целые кочки давит, испугалась, затаилась. «Вдруг он меня не съест, а просто раздавит, – подумала. – Нет, уж лучше пусть мимо пройдёт».
        Прошёл медведь, а рядом дубонос пролетает.
        – Дубонос! – кричит Клюковка. – Съешь меня!
        – Я с косточками ягоды люблю, – отвечает дубонос, – калину, костянку, черёмуху.
        Ещё пуще рассердилась ягодка, надулась и ждёт. Села на сосенку кедровка. Клюковка вновь просит:
        – Съешь меня, кедровка! Я вкусная, во мне витаминов много.
        – Вкусная! С витаминами! – насмешливо отвечает кедровка. – Да семена еловых шишек и жуки вкуснее!
        Окончательно разозлилась Клюковка. Даже вся побелела от злости. Видит, в стороне тетерев идёт. Пересилила свою гордость и начала опять кричать:
        – Съешь меня, съешь меня!
        А он и не слышит. Так и ушёл тетерев глухой!
        Следом за ним глухарь с места на место перелетает. Стала Клюковка глухарю кричать:
        – Съешь меня! Съешь меня!
        А он тоже не слышит, глухарь этакий! Совсем измучилась Клюковка. Кричала, кричала, даже вся покраснела от крика. Тут-то её, раскрасневшуюся, белая куропатка заметила и проглотила.

           СПРАВКА
        В период созревания ягода клюквы сначала зелёная, затем белеет, а потом краснеет. Это отражено в сказке.
        Ягоды едят барсуки, белки, косули, куницы, рыжие полёвки, садовые сони, северные олени и другие животные. Очень любят ягоды медведи. Они едят бруснику, голубику, калину, крушину, малину, рябину и даже совсем невкусную толокнянку. Последнюю в народе даже называют медвежьей ягодой. Удивительно, но ягоды любят и волки. Причём они едят не только, на наш взгляд, вкусные ягоды брусники, голубики, черники, но и невкусные ягоды рябины и даже ядовитые ягоды ландыша. Может быть, поэтому многие ядовитые ягоды народ называет волчьими?
        Больше всего ягод поедают птицы. Их любят и крупные птицы: глухари, дикие гуси, журавли, тетерева и птицы средних размеров: вальдшнепы, горлицы, дрозды, дубоносы, кедровки, куропатки, рябчики, свиристели, сойки, щуры и небольшие птички: варакушки, воробьи, горихвостки, зарянки, зеленушки, иволги, каменки, камышовки, крапивники, мухоловки, пеночки, славки, снегири, чечевицы и другие. Как и звери, птицы едят не только съедобные. Но и ядовитые для человека ягоды волчьего лыка и майника двулистного.