Степное чудо

Анатолий Бородин
                Не  нужно за здоровьем ехать  за границу,
                Его и на Алтае много  есть,
                Что там какие-то Багамы или  Ницца,
                Своё родное  делает нам  честь.
   Нет , это что-то невероятное! Это просто Вавилонское
столпотворение. Кажется, со всей земли русской народ собрался
сюда. Куда, куда?  На водопад, что в Залесовском  районе.       
Алтайского края.
      Вот вспомните, когда вы учились в школе, всё равно
какой-нибудь предмет нравился больше других.
-Ну, тебе ,. дед, история с географией, это точно.
- А ты не подначивай, Димка. Ясное дело, что история с географией.. Откуда человек может узнать о разных странах,
. народах. А кто тебе , если не география расскажет о горах,
лесах ,реках. Вот вы, мужики, в горах всю жизнь живёте,
всего повидали- и Катунь, и Белуху, и  Телецкое озеро. Красиво?
Красиво.
 -Ты к чему этот разговор завёл, Александрыч?
-Вы что думаете, если у костра по соточке приняли под уху,
так только про рыбалку и говорить?
-Ну, так ты и предлагай тему.
-Так я к этому и веду. Очень интересно на своем веку разные разности повидать. Вот, к примеру, в Питер когда студентом был, зачем ездил? «Аврору» посмотреть, которая
по Зимнему бахнула, революцию начинала. П осмотрел.
Впечатлился. В Москву стольную опять же. Мавзолей
оценить.
-Ну что, оценил?
Да как сказать…Не очень. Лежит, маленький, лысый. Даже
и не верится, что такой мог поднять  на революцию. Ан вот
сумел. А помните, рыбачки, как в двенадцатом году я ездил
в в Москву на телевидение, участвовал в передаче о конце
света. Вы думаете, что подвернулась бесплатная халявная
поездка? Э.э.э, нет, не только это. Очень уж мне хотелось
в самой Москве, да на телевидении поспорить на всю
страну о конце света, мне-обычному учителю из Горного
Алтая.
 -Ох, сколько этих концов света должно было случиться
у нас,-хохочет один из сидящих у костра, Васильич. Их,
этих придурков, которые балаболят об этом конце,
как магнитом тянет к нашей Белухе.
Это уже включается в разговор ещё один любитель
рыбалки.
 -Да помним, помним твою поездку, весь район на ушах
стоял,  когда тебя по телику показывали, -весело хохотнул
ещё один из  сидевших.
   - Т ак это когда было! Здорово ты их шил. Даже космонавту Гречко понравилось. Он ещё тебе руку  жал
и смеялся. Это и есть твоя тема?- вновь вмешивается
в разговор Васильич.
Вообще- то, он мой друганок и всегда любит подначивать.
Сердиться на него невозможно. Из – за чего, из-за чего.
У Витька не живот, а две пивные бочки. Как тут рассердишься.
    -Нет, нет, мужики, вы меня не поняли. Вот вы водопад
Корбу многие знаете и видели, в районе Телецкого озера?
-Конечно, -кричит внук Димка. И чё?
-А ты пробовал под ним встать?
-Я что с дуба рухнул, вода-то ледяная, дед. С ума-то ещё
не свихнулся пока.
    -Так вот про водопад я и хочу рассказать, только про
другой.
-Про какой другой? Опять какую-нибудь историю придумал,
фантазёр ты наш?
-Да какая история, мужики. Наоборот , чистая география.
Недавно я побывал в степном Алтае на водопаде. Не верите?
-Вот чешет языком землячок,- хохотнул Васильич.
-Почему он называет меня землячком? Так мы с ним оба
из степи. Прижились в горах, но степь любим по-прежнему.
- Нисколько не чешу, Васильич. Рыбачки, вы будете слушать
или нет? То-то. А дел было так. Поехал я опять в Гуселетово
на солёное озеро, это в Романовском районе. Очень классное. Не верите, но учёные провели анализ и сделали
вывод, по своим лечебным качествам оно лучше, чем
Мёртвое море в Израиле.
  -Ладно заливать, -фыркнул внук Димка. –На это Мёртвое
море люди с такими бабками едут, мама не горюй.
 - А пущай едут, - подал голос Серёга Казанцев.- Ты, Димка,
молодой ещё, не понимаешь, не всё блестит, что в заморских странах. Я слыхал про это Гуселетово, хвалят
люди. Польза большая  для зддоровья. А правда, Саныч,
что туда люди со всей России едут?
  -Да правда, правда. Своими глазами видел. Заснял на
мобильник, покажу любопытным.
  - Дак ты вроди бы про какой-то водопад хотел, а пошёл
по озёрам гулять. Забыл что ли?- подаёт голос теперь уже
Серёга.
  -Я что-то про водопад в степи не слыхал. Брешешь поди,
с тебя станется,-кричит Васильич.
  Это, конечно, меня задевает. – Всё,всё, едем к водопаду.
Когда возвращались с озера, одна дамочка как заверещит на весь автобус: - Желающие, в следующую субботу приглашаю поехать на водопад. Любопытство берёт верх,
вы ведь все знаете, какой я любопытный. И в субботу
отправляемся на встречу чудесам. Оказывается, всего
150 километров от Барнаула. Компания, скажу, подобралась бесшабашная. А как же. Посиди почти
полгода на самоизоляции, на карантине, походи-ка в масках- конкретно станешь бесшабашным.
Это в горах не боятся ни чертей, ни вирусов в коронах, а в
степи порядки построже, вот и натерпелись люди. Чуть-чуть
улучшилась ситуация и пошла полная расслабуха.
    Давайте договоримся так; я вам рассказываю, а вы,
если что, задаёте вопросы. Буду стараться не отвлекаться.
   - Уж ты постарайся, Александрыч, а то тебя порой заносит
не в ту сторону, - не преминул ущипнуть землячок. Вообще-то он из Волчихинского района, а я из Баевского, не так
и далеко друг от друга. И «щипать» мы оба любители.
Вначале дорога была знакомая – на Новосибирск, вполне
приличная. И справа и слева –бор или берёзовые колки.
Так было километров 70, а потом свернули вправо, и началось… Что, что началось? Дорога пошла не очень.
Это тебе не М-52 –Новосибирск-Ташанта , до самой Монголии, она-то федеральная, следят. А тут пошёл асфальт, но колдобистый. Ага. И природа какая-то серая,
тусклая. Жуть. Вы представляете, смотришь – берёзки
стоят голые, ветвей на них почти нет. Почему, почему…
Вначале сам не мог понять. Как после пожара, помните, как
у нас в Карагае был, ну что в сторону Казахстана? А когда
присмотрелся – мама родная! Болотина на многие километры. Аж жутко стало. Поэтому берёзки так и рвутся
ввысь, как  будто вырваться из плена хотят. Из болотного.
Да. И вспомнилось, как меня сюда зазывали жить. Хорошо,
Что не поехал. Бр-р.
   Раздался чей-то голос: -Волков там, наверное, тьма-тьмущая. –Конечно, соглашаюсь.
 -А зимой не пройти, не проехать,- подаёт голос  Серёга.
 - Да нет, чистят дорогу, она ведь идёт на Кемерово.
- Ты давай побыстрей к водопаду приближайся. Откуда
он в этой Тмутаракани. –Это Димке не терпится.
- Торопливость знаешь нужна где? – говорю ему. То-то.
Самое интересное – деревни все далеко от шоссе,
в горах-то по-другому.
   Вот , наконец, и деревня Пещёрка. Спрашиваю у попут-
чиков, почему ударение на ё? Отвечают – так все говорят:
не Пещера, а Пещёра. Становится понятно. У нас ведь,
мужики, даже «шибко» грамотные, с высшим, и то –
«обуват», «одеват», «кушат», «читат» А тут- Пещёрка!
Продолжаю спрашивать:- А пещера здесь есть или
пещёрка?  Одна дамочка смеётся: - Вот именно пещёрка
Можно не ходить, время только зря потеряете.
   А пещер настоящих я насмотрелся в Горном Алтае.
Знаю , что к чему. Поэтому, подойдя к Пещёрке, посмотрел
в отверстие, плюнул и не ста осматривал..
  Итак, выехали за посёлок. Кстати, он выглядит неуютно.
Домики разбросаны, неказистые. Но люди живут. И вот, наконец, мы у места. Гидом Светка, она уже здесь не первый раз. Она видет в начале к озеру. Оно поражает своими размерами. Светлана предлагает идти к водопаду, а потом вернуться на озеро.
- Ну а что бросилось в глаза особенного, когда вы приехали?- любопытствует неугомонный Димка.
- Что бросилось? Ты помнишь из истории про Вавилонское столпотворение?
- Ну, помню. Это люди после Всемирного потопа строили башню до неба, а Бог рассердился за их дерзость и взял смешал их языки.
- Да, это так. Но я имею в виду не языки о количество людей. Их была здесь тьма, как говорят из всех волостей. А волостей в Алтайском крае видимо не видимо. Но если на озера соленые едут за здоровьем, то сюда «оторваться» и поглазеть на чудо.
И кого только не было: кавказцы – гордые и горячие с шашлыками., цыганки с барахлом, загорелые, громкоголосые., белые, худые и пузатые, изможденные и мордатые – в общем «каждой твари по паре». Ага. Только что удивительно, пожилого возраста не было. Да оно и понятно – коронавирус. Идем за своим поводырем Светланой и вдруг шум и грохот, он на растает, становится все ближе и ближе. И вдруг как из сказки перед нами вырастает огромная скала, с которой с грохотом падает вода. Перед скалой небольшая лагуна, в которой кишмя кишит человеческий муравейник. Кто сидит, кто лежит в воде усыпивших за камни. Некоторые добираются до стенки самой скалы и ловят  кайф под струи нескончаемой лавины воды, которая падает вниз с головокружительной высоты. Можно выбрать разные струи: сплошной поток, средний величины и те что просто ласкают, плечи грудь и не очень больно бьют по голове.
Вокруг то и слышно: - Люська, как здорово! –Не то слово кайф!
Все веселятся как дети, смеются безо всякой причины. Все это происходит и со мной.  Так же ору, хохочу, пробираюсь
под самые струи, блаженно улыбаюсь. Оказывается,
нормальному человеку не так уж и много надо: чудо природы, весёлые, радостные лица и красивые женщины
рядом.
   -И чтобы быть богатым, -да, дед, -как всегда некстати.
закричал внук Димка.
   -Ты, паршивец, чуть всю обедню не испортил. Всё
нынешней молодёжи одно богатство на уме, -весело
захохотал Васильич.- Мне бы туда, ух и пощипал бы я
молодок, если моей Гальки не было. А то при ней щипать
нельзя, не велит. Слушай, землячок, не пойму, как посреди
равнины и вдруг – скала и водопад. Проясни-ка.
    -Вот в том-то вся и заковыка, ненаглядные вы мои жители
гор. Нашу Белуху даже отсюда видно. А там другое дело.
От водопада поднимаемся по тропинке вверх и вверх.
К величественному озеру.Снуют беспрестанно катера,
моторные лодки. Представляете, к моторной лодке
крепится специальный надувной матрац, на который
ложатся два-три смельчака и лодка бешено курсирует по
озеру.
   -Ты-то пробовал, Александрыч?
-Ну если я бы пробовал, то не сидел сейчас с вами, это
точно. Подождите, я про водопад доскажу, а то забуду.
Высота его метров12-15, может побольше.Озеро идёт
под уклон, подводные ключи разные, и идёт эта лавина
к обрыву огромному. И вот он природный водопад.
А скала? Вода за многие годы всю мягкую почву размыла
и унесла. И осталась величественная скала. И от этого
дух захватывает. А ещё мне показалось, когда мы уходили от водопада к озеру и я оглянулся, то на самой верхушке
скалы стоял сам Стенька Разин и приветливо махал дубиной. Аж жутко стало.
     -Ты, Александрыч, после этого медвежьей болезнью
случайно не болел?- ехидно спросил землячок.
   - Вы лучше послушайте, какой аттракцион я там увидел.
Вот это, как говорит Димка, круто, так круто. Площадки
для ныряния с лестницами – само собой. А гвоздь программы был вот в чём. По лестнице можно подняться
на площадку 6-7 метров. Внизу на воде огромный , очень
широкий надувной матрац оригинальной формы.
Смельчак прыгает вниз на этот матрац и ползёт, ползёт,
как лягушка, иначе не получается, к краю матраца, к его носу, в сторону озера. А на площадку поднимаются два,
иногда три человека. Один из них даёт команду вниз,
ну напоминает инструкцию. Те, кто вверху, при счёте три
прыгают вниз на край матраца. Край, где лежит смельчак,
резко взвивается вверх от толчка. Человек, как катапульта,
стремительно летит вверх. Сам видел- метров на 7-8 и
падает в воду. Падают по разному; кто красиво уходит в
глубину, кто плашмя плюхается на гладь озера. Даже
жутко- можно реально разбиться или повредить тело.
В общем , зрелище не для слабонервных.
  - А много было смельчаков?
 -Да не мало. Сам удивляюсь. В общем, накупались от души.
Денёк выдался на славу: жара больше  30 градусов и
безветрие, что в степи не часто.
 -А ты, путешественник, запечатлел всё это?
-Конечно. Мне дочка новый смартфон подарила, так что всё Тип-Топ.
  -Посмотрим, посмотрим, а ты, друганок, как и я, подоврать
любишь.\
 -Конечно, всё о чём говорил мой землячок, здорово.
Я об этом водопаде тоже не слыхал. За этот рассказ , думаю, не возразите, плесну я ему на сон грядущий
кружечку моей самогоночки под карася.
       Димка уже завладел моим мобильником и показывал
фотографии с той поездки, да ещё и в Ватсапе. Смеялись,
зубоскалили. Слышались возгласы: -Вот это да! Здорово.
Не соврал.
          Я был доволен. Люблю, когда меня слушают…
слушают…слушают…Самогоночка у Васильича и , правда,
классная. Перед глазами снова водопад, лечу с его вершины и кричу во всё горло:
                Водопад в Залесово выше всех похвал,
                Я в степи такого нигде не видал,
                Как приятно ощущать воде удары,
                И восторженно кричать: -Здравствуй, Ниагара!
…Кто-то трясёт меня за плечо: -Мужчина! Вам плохо?
Про какую-то Ниагару кричите.
  - Сонно улыбаюсь: -Нет, мне хорошо, даже очень. А Барнаул скоро?   …Глаза снова слипаются. Ну и самогонка
У Васильича! Прямо водопадная!