34 Зори Табасарана

Рашид Азизов
                №34 (8910) 21.08.2020 г. ЗОРИ ТАБАСАРАНА – ГОДЕКАН
 
       В этом номере есть продолжение статьи: «Сведения о Табасарани».
       Статья: «Алексей Цветков, окружной медик Кюринского округа. 29 января 1869 г. Публикуется по книге «Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв.» (Х.-М. Хашаев, 2007).
       На основе этой статьи воспроизведём сложившуюся ситуацию в Табасаране к 1869 году. Да и вообще и нынешнее время не отличается.
       Провластные историки нам пишут, что с приходом арабов в Табасаран его культура начала развиваться… А если не пришли, то не развивался?! Умерший был!?
       А это статья, так и я, утверждаем иное, что с завоеванием арабами со своим исламом Табасарани, откинули государство Табасаран в своем развитии на многие тысячелетие назад.
       Под гнётом арабов Табасаран находится уже более почти полторы тысячелетие. Под гнётом 1400 лет, а наш Табасаран араб назад откинул на 5000 лет. Потому что до сих пор сохраняется общинный строй, в извращенном виде.
       Когда говорю «арабов» имею ввиду угнетателей, а не самого арабского народа. Я говорю о системе сатаны. О людях, которые приняли такую систему.
       В чем извращенность? Извращенность в том что руководители, старшины, аксакалы отвергли наставление их избравшего Рабби, и приняли установки сатаны, видимые сверху как стоящее, но суть которых разрушение и противность.
       Рабби дал им десять заповедей, а сатана – способы как нарушить эти заповеди.
       Как обстоит дела нынче в Табасаране?
       Отвергнув Рабби внушено им аллаха. Отвергнув заповедей и жертвенность Спасителя, внушено шариатство и обрядство, которые пропитано несправедливостью.
       «…Главные старшины собирали народ, когда нужно было произвесть общее восстание или для разбора дела по важным убийствам, прелюбодеяниям, грабежам и большим воровствам; решения их приводились в исполнение на месте разбора, виновный штрафовался: за убийство – 6 штуками рогатого скота, а за прелюбодеяние, грабежи и воровство – менее, до 1 штуки. На сборах этих сильные тухумы имели влияние по большинству членов; преступник из большого тухума подвергался меньшему оштрафованию, чем слабого тухума...» – это наглядный результат религии арабов в Табасаране.
       Кому, вы думаете, доставался оштрафованный скот, якобы за виновного?
 
       «…Решение главного старшины ни в каком случае нельзя было нарушить или не исполнить; односельцы виновного обязаны силой привести решение главного старшины в исполнение. По этому поводу рассказывают случай в сел. Хурик: лет 30 тому назад один из хурикцев не исполнил решение главного старшины, за что по приказанию старшины зажгли его дом; за поджог дома восстали родственники виновного, произошла в селении драка, кончившаяся убийством 5 человек и сожжением 7 домов родственников виновного. При каких обстоятельствах и как приобрели власть означенные три головные старшины, в памяти народа не сохранилось…»
       В справедливом отношении разве такое могло случиться?
       А сами старшины кто, знаете? Именно! Религиозники! Наследники, когда то Табасаран захвативших.

       «…Кадий (наместник арабов) производил суд, расправу, собирал народ на войну, предводительствовал им, был полновластным хозяином в Табасарани, пользовался неограниченною властью… Табасаранью управляли одни кадии, в его распоряжении сосредоточивалась вся сила Табасарани. По приказанию его убивали людей, и за это убийцы не подвергались никакому мщению со стороны родственников убитого… Для поддержания своего влияния кадии должны были задабривать влиятельных людей подарками и угощением; в особенности от них много получили подарков (лошадьми) старшины. В еврейских слободах не было никакого сельского управления; от евреев был чоуш, который исполнял все приказания бека (араба), бек сам производил суд и расправу над евреями и управлял ими сам и через своих нукеров. (Записал со слов Мирза-Сеид-оглы хурикского, Абдуллы-Сешмаза кагского, Молла-Реучиба худжникского, поручика казаков, бека и других).
       Род, фамилия – во всей Табасарани называется тухум. 2. Главою тухума не всегда считается старший в роде: в большинстве случаев главенство приобреталось и приобретается богатством, умом и другими личными качествами. Главенство, кроме почета и уважения со стороны прочих членов тухума, не соединено ни с какими признаваемыми правами, и если в редких случаях личности с сильным характером распоряжались почти деспотически своим тухумом, то в большинстве других случаев за главою тухума признавалось только право подачи совета или наставления, которых исполнение, впрочем, не было обязательно… 4. Название тухума ведется издревле и происходит или от имени предка, или делается по его ремеслу, занятию, должности, качествам, по месту происхождения и по другим обстоятельствам. Происхождение же имен некоторых тухумов совершенно неизвестно.
       Впрочем, в Табасарани существовал адат, по которому всякий недовольный своим тухумом забирал свое имущество и отдавался под покровительство майсума, кадия или какого-либо сильного тухума (по местному выражению: на жизнь и на смерть; нечто вроде кабалы); отделившийся таким образом хотя и пользовался своим имуществом, но не мог его отчуждать, и в случае его смерти без наследников мужского пола имущество поступало в пользу покровителя. Наследники оставались в тех же отношениях к покровителю. Изгнанные из тухума тоже прибегали к этому адату…»
       А если не Алексей Цветков, а какой то ибн аль-Махамади написал, то разве мы могли бы узнать правду о состоянии дел в Табасаране того времени.
       Выводы за вами...