Берег родиночувствия Шуфити

Алексей Стенин
«Слава Богу, в этом городе никто не смотрит вверх» - афористично восклицает персонаж фильма Терри Гиллиама «Король-Рыбак», намекая на то, что в Нью-Йорке нет места мечтам. Конечно, нашему поселку чужды проблемы больших городов далекой Америки, но в последнее время кажется, что мечты закончились и на нашем небосклоне. Ведь, взглянув вверх, я смог увидел не мерцающие звезды, а…обувь.

Интернет подсказал, что закидывать обувь на провода – это субкультура, которой Эд Колер даже  придумал название «шуфити» (shoe» - обувь и «fiti» - аналог граффити). Историю появления шуфити описывают так: однажды Колер случайно забросил свою обувь высоко на дерево и пришел в полный восторг от результата.
Энтузиаст создал веб-сайт, на котором собирает фотографии и статьи, посвященные феномену. Как оказалось, любителей отправлять в полет свою обувь на свете немало. При этом сам Колер признает, что не может объяснить смысл инсталляций: «Мы пытаемся уяснить смысл этого общественного явления» - пишет он на страницах своего ресурса.
В Музее мистификаций (Museum of Hoaxes) (Сан Диего, Калифорния) шуфити посвящена обширная тема в рамках экспозиции «Секретные коды линий электропередач». В композицию включено множество комментариев от людей со всего мира, которые предлагают свои собственные теории о причинах шуфити.
Ведь это явление особенно популярно в США, где деревом с самым большим количеством висящей на нём обуви считался 23-метровый пирамидальный тополь, росший у посёлка Мидлгейт, штат Невада. Его закидывали обувью с середины 1980-х годов до конца 2010 года. 30 декабря 2010 года тополь был спилен неизвестными вандалами. Было возбуждено уголовное дело, так как это дерево не просто было местной достопримечательностью, а служило единственным тенистым местом на несколько километров вокруг (что важно в климате Невады), на нём жили множество птиц и других животных
В небольших городах и населенных пунктах на всей территории США использованные ботинки свисают по дорогам, улицам и проселочным дорогам, как сноски к личной истории, как свидетельство, так и дань износу жизни. В некоторых районах телефонные линии или линии электропередач, которые не были украшены хотя бы одной парой старых кроссовок, являются открытым приглашением. «Мы отвечаем только в том случае, если обувь вызывает сбой», - говорит Дейл Томас, представитель Florida Power & Light в Майами. «Нам редко звонят. Это не проблема. Мы просто позволяем им гнить». Так что обувь на проводах не является проблемой это - загадка.
Есть несколько версий происхождения традиции забрасывания обуви на провода:

1. В США военные так отмечали окончание службы, подкидывая в воздух все, что попадется под руку. После того как первые пары обуви повисли на проводах, это вошло в традицию.
2. Обувь забрасывают на провода студенты в честь посвящения или окончания учебы.
3. Дедовщина в ВУЗе: на провода забрасывают обувь первокурсников.
4. Спортивные команды забрасывают обувь на провода в честь проигрыша или выигрыша.
5. Обувь забрасывают на провода в память о погибшем в этом месте человеке.
6. Так обозначают место, где продаются наркотики.
7. Разметка территории бандами.
8. Обувь на провода закидывают воришки, промышляющие цветным металлом, для создания замыкания. Диспетчеры снимают с проводов напряжение, а воришки в это время снимают провода. Неудачно закинутые ботинки, не создавшие замыкание, остаются на проводах.
9. Бессмысленная хулиганская выходка обывателя или поклонниками кинематографа. Дело в том, что шуфити отражено в нескольких культовых кинолентах. Так, в фильме «Хвост виляет собакой» (также «Плутовство») ботинки на провода закидывали люди, поддерживающие солдата, забытого в Албании после войны с США, инсценированной кандидатом в президенты и его пиарщиками. Схожие сцены были замечены в фильмах «Большая рыба» (Big Fish), «Площадка 2» (The Sandlot 2), «Бунтарка» (Stick It), «Писатели свободы» (Freedom Writers), «Как Майк» (Like Mike), «Дикари» (The Savages).
10. В одном исследовании автор пытается провести параллель между современным явлением бросания обуви и Холокостом, когда обувь уничтожаемых евреев сваливалась нацистами в кучи. В этой связи, конечно, вспоминается знаменитая инсталляция #Туфли_на_набережной_Дуная, посвященная памяти жертв холокоста.
11. «Я думаю, что это ритуал окончания школы. Каждый любит оставлять свой след. Поэтому школьники берут что-то, что было частью их жизни в этом месте, и вместо того, чтобы выбросить вещь, оставляют ее как памятник себе» (Solomon Davidoff, преподаватель кафедры этнических исследований (Bowling Green State University (штат Огайо).
12. Забава – испытание. «Мы наблюдаем это явление в Восточном Лансинге, особенно в студенческих кварталах. Я думаю, что шуфити отражает нашу культуру отношения к мусору. Обувь используется постоянно и стоит недорого. Поэтому мы не храним ее. Возможно, это является состязанием на физические способности. Вот почему вы редко видите только одну пару. Взяв несколько банок пива, вы говорите: «А давай забросим обувь на провода!» (Doug Noverr, профессор американской мысли и языка (Michigan State University (Мичиган).
13. Продолжение местных традиций. «Здесь, а Юго-Западе есть древняя традиция: выставлять ботинки на заборных столбах вдоль шоссе. Возможно, шуфити – это продолжением данного обычая» (Peter Rollins, профессор (Oklahoma State University).
14. Розыгрыш. «Я удивлялся, когда видел обувь на проводах и задавался вопросам: «Зачем люди делают это?» Я понятия не имею. Думаю, что это должны быть подростковые шутки. Если это так, то такие шутки характерны для всего мира» (Jan Brunvand, почетный профессор (University of Utah ) и автор пяти книг о городских мифах).
15. «Однажды, на мой вопрос студентам фольклорного курса я получила такой ответ: «Обувь забрасывалась на провода всякий раз, когда кто-то терял девственность или имел достижение на сексуальном фронте. Но это может быть выдуманная традиция, которая, в основном, остается загадкой. Люди делают это, потому что видят, как это делают другие люди. И тогда такие люди, как мы, начинают думать, что для этого должна быть причина. Фольклор не терпит пустоты. Нас не устраивает мысль о том, что люди могут что-то сделать только потому, что делают это» (Moira Smith, фольклорист (University of Miami).
16. Ботинки случайно оставил Карлсон, который живет на крыше (Так считают некоторые дети).

Но разве Смит или кто-либо из других экспертов лично видели, как забрасывают обувь на провода? Так что, может быть, это инопланетяне? – задастся вопросом обыватель.

Но глобализм делает свое дело и как минимум одна пара ботинок свисает с кабелей практически в каждом районе столицы нашей родины. Причем, как отмечает один из очевидцев, вся обувь еще в приличном состоянии. Самые активные шуфитисты были замечены в Коптеве и в районе метро «Каширская». Там с проводов свисало не менее 30 всевозможных пар кед. В основном же на глаза попадались одинокие ботинки, украшающие кабели московских домов.
Другие российские города тоже не отстают от новой моды. К примеру, необычное явление обсуждают на форумах Брянска.

Немало видеороликов, посвященных шуфити опубликовано на YouTube. Пользователи соцсетей обмениваются снимками «инсталляций» на Facebook и в Twitter. А некоторые особо поэтические натуры посвящают шуфити стихи.

Не находя дурацкий повод,
Зачем ему бы тут висеть,
Натянут меж столбами провод —
Он свет дает и входит в сеть.

Такой он весь прямой и гладкий,
Бескомпромиссный и нагой…
Но кто–то очень злой и гадкий
Кроссовки кинул на него.

И ладно б новенькие были,
Из кожи белой, словно снег, —
Их словно арматурой били,
Носили будто целый век!

Который год уж перед домом
Пугают мамок и босят
Кроссовки, что в молчаньи полном
На гладком проводе висят.

Стоит отметить, что уличное искусство в России не раз становилось формой выражения протеста, в том числе, против курса действующей власти. В частности об такой форме протеста призывал Навальный. Другое протестное движение пыталось таким образом привлечь внимание к проблеме мусора. Со временем даже была создана премия «Стеклянный болт».

Но исследования новомодных блоггеров, конечно, не учитывают историю нашей страны.
Дело в том, что согласно традиции уход из дома в России (армия, заработки и что-то еще) сопровождался характерными запретами.
После отъезда кого-либо из обитателей весь дом оказывался в символической зоне отчуждения: из него в день отъезда ничего никому не давали и не одалживали, старались ничего не выносить и даже не выметать сор и не мыли полы - «чтобы навсегда не вымести», и «не замывать след».
Некоторое время после отбытия в дорогу, дом еще некоторое время нес в себе печать дороги. В Вологодской области, проводив рекрута, прибивали на внешний угол дома украшенную лентами ветку. В Кологривском районе Костромской области парень, уходя в армию, вешал под конек своего дома украшенный цветными лентами или бумажными цветами венок из пихты или можжевельника – в знак того, что любимая девушка будет его ждать. На доме девушки вешали цветную ленту. Если она начинала гулять с другим, то должна была снять ленту и венок, но это считалось позорным. В Поморье женщины, проводив на промысел мужа, брата, сына брали с берега – места прощания – еловую ветку и прикрепляли к воротам дома в знак того, что кто-то надолго уехал.
Блокирование пути лежало в основе вредоносно-магического обряда «воровать дорогу»: «У человека земли из следа вынут, через левое плечо бросят. Человек пойдет – заблудится»: не сможет вернуться. Путь домой ему будет закрыт. Тот же способ использовали при покупке скотины – чтобы закрыть ей дом к прежнему дому.Еще один рецепт блокирования дороги: «Плюнь ему на порог, чтоб крыльцу не знать было дорог».
Перед дорогой заметна тенденция к свертыванию, а тои к разрушению предметного мира, окружавшего человека.
Особый обычай отмечен у курсантов Казанского училища ракетных войск и артиллерии. После выпуска, перед отъездом к месту прохождения службы, будущие офицеры выбрасывают все купленные за пять лет обучения вещи в окно.
Подобное отношение к вещам характерно и для тюремной традиции. Уезжая из мест заключения, бывшие осужденные ничего не берут с собой, особенно строгий запрет на три предмета: зубная щетка, расческа и тапочки – т.е. вещи, соприкасающиеся с телом. Все оставляют, чтобы вновь сюда не вернуться. Сколько-нибудь ценные вещи раздаривают остающимся в заключении. Выходя за ворота, отряхивают с ног прах – тюремную пыль.
В традиции автостопа есть обычай отдавать жертвоприношения трассе. Выходя на трассу (т.е. отправляясь в путешествие автостопом) бросают через плечо монетки «в дань трассе», «чтобы трасса была кайфовой». Обычно это делают у дорожного указателя, а чаще – у таблички с названием города. С этим можно сопоставиь вятский обычай, уезжая куда-нибудь, бросать деньги в сторону от дороги со словами: «Все следы, все несчастья, все плохое осталось позади, а мне, рабе божьей (имя) счастливая дорога». Туристы, уходя из понравившегося места, бросают деньги – в фонтан на Дворцовой площади в Петербурге, в витрины Петербургской Кунсткамеры и горные реки Кавказа, «чтобы еще раз сюда вернуться».
Видимо, об этой традиции и поется в песне «Забытые ботинки» (группа #Король_и_шут)

Когда проснешься ты, найдешь мои ботинки,
Те, что случайно я оставил у тебя.
«А в чем ушел же он?» - себя ты спросишь тихо.
В чем я ушел, и сам того не знаю я.

В дальний путь зовет меня,
Но уйти я не могу.
Возвращаюсь снова я
Твой облик в сердце берегу.

Источники:
1. «Ботинки на проводах (shoefiti)» // Публикация в интернет-издании «Прогулки по Москве»
2. Блог, посвященный шуфити, - www.shoefiti.com
3. «Answer to shoe mystery is up in the air» // Публикация в группе  «Sho»на Flirck. Автор: Mike Clary
4. Щепанская Т.Б. Культура дopoги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М., 2003.
5. What Is The Mystery Phenomenon Of Shoe Tossing?// Публикация в интернет-ресурсе SILO 06.08.2019 г.. Автор – Dr.Matthew Ryan Smith.