Восстание

Стэн Ив
На уроке русского языка проходил очередной разбор полётов. Два десятка пар глаз следили, как учительница ходит туда-обратно возле доски и рассказывает, какой позор она испытала, проверяя сочинения своих воспитанников. Сочинения были на тему "Счастливая жизнь". Впрочем, неважно, какой была тема. Каждое заданное сочинение впоследствии превращалось в комплекс мероприятий, проходящих по цепочке: "Я придумываю, задаю -> Вы сочиняете, пишете -> Я проверяю и потом разношу перед классом всех, чье мнение отличалось от моего." Такова была учительница старой закалки, Л.П.

И вот проходила как раз третья часть этого комплекса по подавлению индивидуального мышления у детей. Многие были уже "отформатированы", и писали буквально под копирку. Кто-то, поумнее, просто адаптировался и писал то, что она хочет видеть, на деле размышляя совсем иначе. За четыре года вполне реально приспособиться. Но были и "бунтари". Те, кто принципиально писал, что хотел, выдерживая затем вал критики, но отстаивая тем самым свое право индивидуально мыслить. В повести Олдоса Хаксли они были бы очень неудобными персонажами для общества. В рассказах Оруэлла или Бредберри их бы просто истребили. Но сейчас на этих ребят воздействовал лишь грозный глас Л.П.

- И ты хочешь сказать, что для «Счастливой жизни» нужно лишь прожить её так, чтобы о тебе помнили, когда ты умрешь? Что за мысли такие о смерти?! Как вообще такое в голову может прийти?

Терпение лопнуло.

- Л.П., а можно вопрос?

Это было чем-то из ряда вон выходящим, и Л.П. даже замешкалась. Во время вынесения приговора никто не смел её перебивать, а тут один из ребят, кому в этот раз удалось избежать промывки мозгов, подал голос.

- Что такое?

- А что он плохого написал? Вы дали задание написать сочинение эссе на заданную тему. Скажите, у С. было полно грамматических или стилистических ошибок? Насколько я знаю, он всегда писал грамотно. Либо он нечетко изложил свою мысль? Он же написал так, как сам считает. А вы теперь его отчитываете за это. Это же предмет русского языка. Что он в плане русского языка сделал не так?

- …

- Скорее всего, моё сочинение вы не будете сильно критиковать, ведь я написал примерно то, что вы и хотели. Возможно, я бы и по своей воле так написал. Но, скажите, почему я, при создании эссе, сначала должен оглядываться на то, как вы это оцените? И уж потом говорить от себя.

Класс загудел. Это было восстание. Революция. Октябрь 1917 в Петрограде, Варшава в 1944-м и восстание Спартака в одном флаконе. Еще никто не смел задавать такие вопросы. Это уже второй нонсенс за один лишь сорокаминутный урок.

- Вы не так давно задавили Д. По тому же принципу. Да, она написала неграмотно, и, как понимаю, бред. Но это была её фантазия. Она сама это придумала. А вы это даже не отметили. Возможно, она бы стала писать куда лучше и намного интереснее, но сейчас тот росток, что мог прорасти, буквально втоптан в землю вашей ногой. Ладно. Последний вопрос. Мы у вас учимся предпоследний год. В следующем году выпускной, и мы распрощаемся, вы больше не будете классной руководительницей. Так вот, вопрос. Вы по своему желанию создаете послушное податливое стадо, или это так называемая педагогика?

Третий нонсенс за день. Еще никому на памяти всего класса не удавалось заставить заплакать Л.П. Многие осуждающе смотрели на этого революционера. Сосед по парте толкнул его локтем, мол, завязывай. Но он уже и так закончил. Встал и вышел из класса…

В реальный мир. Событие, которое он вспомнил, было уже семнадцатилетней давности. Тогда он ничего не сказал. А правильные мысли пришли только сейчас. Через семнадцать лет. Ребенок же просто не смог бы такого сказать.