Время выбора

Галина Айзенштадт
  Небольшая группа демонстрантов выстроилась напротив здания Министерства иностранных дел Беларуси с плакатами и бело-красно-белыми флагами, скандируя:"Макей, не робей!".
  Кричалка придумана, скорее, для рифмы, потому что министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей вовсе не робеет, а сознательно и целенаправленно поддерживает Александра Лукашенко.
  Двадцать лет шестидесятидвухлетний Макей работает с ним бок о бок в разном качестве:помощника президента, руководителя президентской администрации и, наконец, с 2012 года - министром иностранных дел.
  Биографические сведения Макея довольно скупы:окончил пединститут, служил в армии(без уточнения, в каких войсках), полковник запаса, учился в Дипломатической академии Австрии.
  В Австрии позже работал на дипломатической ниве и сын Макея от первого брака, и с канцлером этого европейского государства у Лукашенко сложились дружеские отношения.
  Макей был и остается незаменимым кадром для  Лукашенко, как и Лукашенко для Макея незаменимым "хозяином", и сцепку эту вряд ли кому-либо удастся разорвать, пока Лукашенко удерживает бразды правления.
  Зачем же призывать Макея "не робеть"? "На всякий случай"? Авось,  в душе министра что-то "зашевелилось" при виде многотысячных демонстраций протеста, и он решится перейти на сторону народа, как посол Беларуси в Словакии?
  Но, скорее всего, попытка была вызвана превратным представлением о Макее, которое сложилось о нем за несколько предыдущих лет. Которое он сам упорно формировал, выдавая себя за белорусского националиста.
  Макей заговорил на белорусском языке, одел вышиванку, проводил праздники вышиванки с участием зарубежных дипломатов, аккредитованных в Минске, которые по случаю праздника тоже одевались  в вышиванки, делал "грозные" заявления в сторону России, вызывая восторг у белорусских националистов.
  И они уже размечтались о том, как хорошо было бы, чтобы Макей стал президентом Беларуси.
  Недавние выборы президента показали, кто есть кто, ибо посольства Беларуси за рубежом всё сделали для того, чтобы их итоги  были сфальсифицированы в пользу Лукашенко.
  И Макей, требуя этого от послов, вовсе "не робел", а целенаправленно  добивался этого.
  Позже он уволил из штата МИД двух сотрудников, которые выразили солидарность с митингующими против Лукашенко, предупредив, что так поступит с каждым, кто осмелится высказать несогласие с официальной позицией ведомства.
  Министерство иностранных дел - достаточно закрытое учреждение, и немногое, что там происходит, становится известно широкой публике.
  Например, для всех стало настоящим шоком, когда посол Беларуси во Франции и Постоянный представитель РБ при ЮНЕСКО Павел Латушко по окончании своих полномочий не получил  назначения на новый дипломатический пост.
  Молодой(он родился в 1973 году), с опытом работы не только дипломата, но и министра культуры Беларуси, вдруг оказался не нужен МИД.
  Вполне возможно, Макей видел в нем конкурента, ведь, не в пример ему, Латушко всегда говорил по-белорусски, отлично знал белорусскую культуру и литературу, и не нуждался в одевании вышиванок, чтобы быть своим своим для многих.
  Быть естественно, а не наигранно.
  Некоторое время Латушко был безработным, а в марте прошлого года его назначили директором Национального  драматического театра имени Янки Купалы.
  Недавно он был уволен. После того, как выступил с заявлением по поводу ситуации в стране, заявив, что ему надоело бояться, и что он возмущен тем, что творит нынешняя власть.
  После увольнения директора коллектив театра забастовал и потребовал его восстановления на работе, и артисты стали массово подавать заявления об увольнении.
  Исполняющим обязанности директора театра назначен заместитель министра культуры, и удастся ли ему совладать с ситуацией, - большой вопрос.
  Тем временем Латушко вошел в Координационный совет при Тихановской, который разрабатывает программу мирной передачи власти Лукашенко представителям народа.
  Задача во многом утопическая, если учесть, как намертво он вцепился в нее и готов и дальше прибегать к любому уровню насилия, чтобы удержать ее, и как этому способствует его окружение, и тот же Макей.
  Лукашенко уже назвал членов Координационного совета прикорытниками и нацистами, и пообещал разобраться с ними.
  Латушке стали названивать "доброжелатели" и советовать уезжать в Россию. В ночь на 20 августа его дом разукрасили бело-красно-белыми полосами.
  Семью Латушко вывез за границу, но заявил, что сам останется и будет продолжать работать в Координационном совете, несмотря на все угрозы.
  Пришло время, когда мечта Янки Купалами - беларусами зваться - реализовывается, как никогда, ранее.
  Латушка признался, что когда начались садистские издевательства над протестующими, ему было стыдно, что он - беларус.
  Но когда, несмотря на угрозы, насилие и истязания, народ продолжил борьбу, он почувствовал гордость от того, что он - беларус.
  Латушко сделал выбор.
  Остался ли выбор у Макея?