Что это было?

Наталья Катаева-Вергес
     Скажите, у вас было такое: идёшь спокойно в толпе или стоишь где-то в очереди, и вдруг чувствуешь непреодолимое желание обернуться… Поворачиваешься и видишь, как на тебя смотрит знакомый…
    Он не звал тебя, он просто смотрел, а ты ощутил этот взгляд.
    Как? Каким образом, ведь на спине глаз нет…
    Вот какая неприятная история произошла однажды со мной…
     В 1975 году мы приехали к родственникам в Киев. Конечно, город поразил нас своей красотой, огромным количеством достопримечательностей, изобилием в магазинах.
     Однажды в воскресенье тётя Надя – жена Василия - бабушкиного брата Марии, решила поехать на богослужение во Владимирский собор и уговорила мою маму:
     - Поехали, свечки за упокой родителям поставишь.
     Отправилась с ними и я.
     Конечно, у нас в городе я бы в церковь не пошла, на то было несколько причин: во-первых – я - комсомолка, во-вторых – будущий педагог, ну, а в третьих – посещала атеистический кружок.
     А тут я в чужом городе, меня никто не знает, почему не сходить?
     Мной двигал, конечно же, интерес: любопытно было посмотреть на собор, на его внутреннее убранство…
     Мы пришли, когда уже был молебен. Тётя Надя протёрла платочком икону и поцеловала её...
     Эх, не успела я её предупредить, а ведь преподаватель говорила нам:
     - Иконы - это – источник распространения болезней… Вот подумайте, кто приходит в церковь? Зачем?.. В основном больные люди, которые хотят исцелиться… Целуя икону, они оставляют миллионы бактерий, и как бы ни протирали её платочками, многие болезнетворные там остаются…
     Тётя Надя с мамой стали слушать молебен, а я начала рассматривать убранство.
     Незаметно для себя я подошла к лестнице и стала подниматься по ней.
     С любопытством рассматриваю орнаменты, рисунки и думаю: «Где, интересно, работы Врубеля, Васнецова, Нестерова?», и вдруг чувствую, что неуютно мне как-то стало…
     Оглядываюсь и (о, ужас!) вижу, что взоры всех верующих устремлены на меня…
     Оказывается, я так увлеклась, что забыла о том, что идёт богослужение, и очутилась в поле зрения тех, кто находился в соборе.
     В голове мелькнула мысль: «Вот это да, какое неуважение к людям я проявила!»
     Пришлось моментально ретироваться…
     Иногда я вспоминаю этот эпизод и думаю: «Вот как, каким образом я смогла почувствовать это немое осуждение? Как сумели люди остановить меня от этой бестактности?»

     P.S.
     А работы известных мастеров позже мне пришлось рассматривать уже в альбомах по изобразительному искусству…