Отзовись, Магадан!

Саша Бесфамильная
                Я смотрю на тебя,
                И мне жаль — и не жаль.
                Ты не смог утолить
                В моём сердце печаль…
                Забери всё, что есть -
                Я тебе отдаю,
                Но, пожалуй, оставь,
                Ностальгию мою.

                А.Г.

    Моё золотое детство пришлось на начало девяностых и прошло в городе Магадане. Для меня Магадан не только любимый город, малая Родина и источник вдохновения для творчества — это часть меня. Рассказ я посвятил всем тем, у кого Магадан — это часть души и несметное богатство, которое скрыто в закромах памяти.
    Гости. Настоящим праздником было, когда мы приходили к бабушке с дедушкой в гости, они жили в центре — на улице Гагарина. Бабушка щедро угощала своими фирменными пирожками с картошкой, капустой и вафельными трубочками с вареной сгущенкой. Она изумительно готовила, была превосходным кулинаром. У бабушки собирались многочисленные гости исключительно по субботам, по будням все работали. Запомнилась именно та атмосфера душевного, лёгкого, непринуждённого общения, когда людей объединяли общие интересы, они собирались, делились насущным, а главное умели дружить и поддерживать друг друга. Засиживались, как правило, допоздна и потом возвращались домой на Пролетарскую. Ночной город завораживал огнями телевышки, а проспект Ленина, освящённый светом вечерних фонарей, казался сказочным. Засматриваясь на окна квартир, в которых горел свет, я надеялся, что все люди радуются жизни и живут счастливо.
    Гастрономия. При словосочетании «магазин Океан» сразу вспоминается витражная стеклянная дверь и тот неповторимый запах копченой рыбы, которая ещё буквально совсем недавно плавала в Охотском море. Красная рыба заменяла мясо, из неё готовили вкуснейший фарш и лепили пельмени, жарили котлеты, кому как больше нравилось. Крабами свежими баловались, было. А икра? Красную икру ели с хлебом, иногда вместо хлеба. Отец часто делал её сам, иногда покупали у соседей, многие рыбачили — море большое. Только ленивый не пользовался дарами Магадана. У родителей, кстати, был даже огород за городом, добираться до него надо было на двух автобусах. Картошечка, которую они сажали ежегодно, конечно, дорастала по размеру меньше, чем киви, но зато такая живописная природа царила вокруг! В шестилетнем возрасте поездки туда были сродни сказочному путешествию.
    Морское путешествие. У отца был друг Раис, капитан рыболовецкого судна. Он напоминал мне Карлсона — полный, харизматичный средних лет холостяк, бороздящий Охотское море. И вот он однажды даже взял нас в плавание на день, в открытое море. Это было незабываемое путешествие. Совсем не хотелось возвращаться домой, казалось, что любоваться морем можно вечно.
    Любимый скверик. Сквер имени Болдырева казался мне фантастическим. Особенно осенью, когда земля была устлана опавшими рыжими хвойными иголочками. Мне нравилось гулять по этому скверику с мамой, а потом пешком возвращаться домой. Именно с тех пор я очень полюбил прогулки пешком.
    Вечер 15 августа 1990 года. Очень хорошо запомнился этот августовский вечер. Отец поздно вернулся домой со второй работы, мы с матерью ждали его, зажгли свечи — свет во всём доме отключили. Вернулся сам не свой, очень расстроенный, на нём не было лица. В этот день погиб музыкант, песни которого он очень любил…
    Дружба. Жили в шестиподъездном доме на Пролетарской, друзей во дворе было много. Придумывали многочисленный игры, а недра двора, наверное, до сих пор хранят наши клады — разноцветные фантики под стёклышками. Смотреть телевизор дома было некогда, да и крутили всего несколько каналов. Фильмы интересные транслировали после девяти часов вечера, но в это время родители выгоняли спать. Просмотр заветного сериала «Твин Пикс» был строго запрещён родителями. Много лет спустя, уже в зрелом возрасте я посмотрел этот сериал, и меня не покидало волнительное чувство — ведь когда-то это было запретным плодом. Да уж, зато у кого был дома видеомагнитофон, к тому ходили всей детской толпой смотреть американские фильмы, озвученные одноголосной гундосой озвучкой, и тогда это казалось чем-то запредельным.
    Второй дом. А потом Магадан начали покидать, каждый год кто-то уезжал, связь навсегда терялась. Все планировали куда-то уехать: Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Воронеж, Тверь, Орёл, Тула и т.д. Город незаметно начал пустеть. Была у меня подруга Наташа, она жила с папой, дедушкой и бабушкой, мы были не разлей вода, но потом её отец женился и увёз её в Хасын. Я не знаю фамилию Наташи, чтобы найти её в социальных сетях, но иногда, вспоминая Магадан, думаю, как она? Всегда было интересно, как сложилась жизнь у тех, кто уехал из Магадана. Как сейчас, живут? Где живут? По каким городам раскидало этих замечательных, душевных, отзывчивых людей? Магадан навсегда останется в моем сердце, в моей душе. Иногда эти воспоминания помогают пережить трудные жизненные ситуации. Иногда разбавляют осенние дождливые домашние вечера светлой ностальгией. Есть поговорка: «Никогда не возвращайся туда, где был счастлив». А я всё же хочу хоть раз, хоть на один день, но обязательно вернуться…