Буза в эшелонах

Олег Каминский
     После победоносного окончания Великой Отечественной войны в составе Вооруженных сил Советского Союза насчитывалось около 12 миллионов человек. Что значит кормить такое количество ртов, думаю, объяснять не нужно. К тому же, после Победы среди воинского братства стали проявляться симптомы «фронтовой вольницы» - падала дисциплина, бойцы роптали, хандрили и подсаживались на спиртное.

     Содержать в войсках такую массу людей смысла уже не было, тем более, что в народном хозяйстве страны уже давно ощущалась катастрофическая нехватка рабочих рук. Требовалось также как можно скорей восстановить всё, разрушенное войной. В общем, всюду срочно требовались рабочие руки!

     Поэтому 14 июня 1945 года ГКО обсудил мероприятия, связанные с проведением демобилизации, а 23 июня на 12-й сессии Верховного Совета СССР был принят закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии».   

     Понятно, что в связи с массовой демобилизацией предстоял огромный объем железнодорожных перевозок с соблюдением необходимых мер безопасности и условий жизнеобеспечения воинских эшелонов в пути следования. В целях обеспечения надлежащей воинской дисциплины и порядка на железных дорогах и полноценного обслуживания военнослужащих в пути были сформированы 68 военно-распределительных комендатур и агитпунктов, 50 этапно-заградительных и 65 подвижных комендатур для сопровождения воинских поездов с демобилизованными, а также около 300 специальных военно-продовольственных пунктов.

     Когда всё было готово к отправке эшелонов, всех демобилизованных стали распределять по командам и эшелонам и в сопровождении офицеров направлять в пункты отправки.

     К неописуемой радости воинов, соскучившихся по своему дому и родным, демобилизация началась 5 июля 1945 года. Уже 10 июля из Берлина в Советский Союз отправился первый эшелон с демобилизованными военнослужащими. А в начале сентября, после окончания войны с Японией, порядок демобилизации был распространен также на войска, находившиеся на Дальнем Востоке.

     Последующие этапы демобилизации осуществлялись на основе специальных Указов Президиума Верховного Совета СССР. Так, Указом от 25 сентября 1945 года, была проведена демобилизация 2-й очереди, в том числе женщин рядового и сержантского состава, кроме специалистов, изъявивших желание остаться на должностях военнослужащих.

     Множество эшелонов с демобилизованными потянулись на Родину. Возвращение фронтовиков носило праздничный и торжественный характер, вызывало бурю эмоций у всех людей, встречавших героев войны. Разумеется, в состоянии эйфории находились и сами участники войны, бывшие ещё совсем недавно на волосок от смерти.

     Естественно, на протяжении долгого пути, в эшелонах, битком забитых массами людей, происходило множество случаев нарушения воинской дисциплины, происшествий и прочих безобразий. Некоторое объяснение этим фактам есть – обуреваемые эмоциями фронтовики, многие из которых были ещё очень молодыми людьми, были уверены, что им, как победителям, как бы негласно дано какое-то право на некоторые вольности. Томясь бездельем во время долгого и утомительного пути, они пускались во все тяжкие, в первую очередь в поисках спиртного и откровенно бузили.

     При этом, к сожалению, не обошлось и без чрезвычайных происшествий с трагическими последствиями. Вот, например, о каких нелицеприятных фактах я узнал совершенно случайно из документов, хранившихся до недавнего времени под грифом «Совершенно секретно»:    

     СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
     СНЯТИЕ КОПИЙ ВОСПРЕЩАЕТСЯ

     Экземпляр № 1.

     ШИФРОВКА № 1974, 1975.

     Всем командирам соединений и частей, начальникам гарнизонов и областным военкомам:

     18-19.10.1945 г. на станциях Лида, Молодечно, Вильно группа военнослужащих из эшелона № 43684, с пополнением из Минского военного округа, занималась пьянством, разгромом базаров на станциях, воровством вещей, картофеля и овощей у населения. При обыске в эшелоне обнаружено 6 револьверов, 1 винтовка и ряд вещей домашнего обихода, награбленных в пути следования. В результате проверки личного состава этого эшелона на станции Вильно снято и задержано 108 человек, в том числе 70 человек – участников пьянок и грабежей. От этого эшелона в пути следования отстало и дезертировало 18 человек...

     21.10.1945 г. на станции Кузнецк ж. д. имени Куйбышева демобилизованными из частей 4-й гвардейской танковой армии, следовавшими эшелоном № 454811, в пьяном виде учинен дебош. При задержании зачинщиков, в город явилось до 100 человек демобилизованных из этого эшелона, которые силою освободили задержанных, при этом обезоружили и избили гарнизонный патруль, избили начальника РО НКГБ и начальника гарнизона. При наведении порядка в эшелоне частями гарнизона, из эшелона открыли по ним стрельбу, в завязавшейся перестрелке 5 человек убито и 6 ранено...

     Да, всякое бывало – чего греха таить! Наверняка, были и другие случаи беспорядков. Но, как говорится – не буду о грустном!      

     В общем, несмотря на некоторые затруднения, перевозка «дембелей» успешно продолжалась. В период с июля по 30 ноября 1945 года в первоочередном порядке были демобилизованы 1.671.923 военнослужащих, в том числе 1.379.139 рядовых и сержантов и 292.784 женщины.

     Дальнейшими Указами от 20 марта 1946 года, 22 октября 1946 года и 4 февраля 1947 года были проведены очередные демобилизации личного состава Вооруженных Сил и, к началу 1948 года демобилизация в основном завершилась. Всего из рядов Вооруженных Сил СССР было уволено около восьми с половиной миллионов человек.

     А в завершении добавлю весьма любопытный и оптимистический факт: благодаря демобилизации и притоку массы молодых и здоровых людей, в послевоенные годы удалось не только восстановить и поднять народное хозяйство страны, но и резко, почти в два раза, повысить рождаемость…