Первая сделка

Григорий Ерохин
     По времени это было то ли между первым и вторым классом, то ли между вторым и третьим, в начале лета. Мы с Борей Нурпеисовым нашли пустую бутылку и сдали ее в буфет рабочей столовой СМП-16 за 12 копеек. На эти деньги  купили по одной порции вермишели и жадно съели ее без хлеба и подливы.


      – Эх! Вот бы нам подливу, да сосиску, да  пончики с компотом, – мечтали вслух.
Вышли неудовлетворенные из столовой и обнаружили следующую картину: две местные женщины прямо у столовой торговали зеленым луком. Два полных ведра с пучками лука навели меня на мысль, и мы с Борисом, взяв прогорелое ведро из–под золы, двинулись в отцовский огород.


      Не прошло и получаса, как, вырвав третью часть гряды с луком, навязав пучков, мы оказались у столовой. Пучки у нас были в два раза толще, а стоили в два раза дешевле, поэтому тетки не выдержали нашей конкуренции. А, впрочем, зелени у нас было мало, поэтому мы только незначительно отсрочили им продажу лука. Минут через пятнадцать мы с Борей уже сидели за столиком в столовой, за обе щеки уплетая по две порции вермишели с двумя сосисками и подливой, по компоту и пончику на каждого.


      –Уф! Как хорошо! – высказал свое мнение Боря.
На остальные деньги мы купили вафли в маленьких пачках по двенадцать копеек за пачку. Как получилось, не знаю, но мы их все съели. Нами овладело полнейшее блаженство. Для маскировки, обертки от вафель мы выбросили в уборную, иначе их могло ветром разнести. Попади они ко мне во двор, потом объясняй, откуда они взялись. Отец долго сокрушался по поводу разбоя с луком.- Эх, враги! Всё подряд повыдЯргали, а можно бы было проредить всю грядку. Конечно, я не сознался в своем грехе.

     Это событие почти стерлось из моей памяти.


       Петров день выдался сухой и теплый. В этот день мужчинам нашей семьи предстояло докосить делянку, перевернуть скошенное накануне сено и потом высохшее соскирдовать.

     Отец и братья косили, я сгребал. От земли и травы пахло медовым запахом скошенного сена и оттавы. От реки веяло влажным живительным воздухом – это уменьшало воздействие зноя на косцов. Стали метать стог. Отец обозначил начало копны и поднял меня наверх. Я должен принимать навильник и утаптывать сено. Для того чтобы сено зтмой было аппетитнее, копну периодически посыпали крупной солью…А вот и обед.


      Стог завершен, и, прячась от солнечного зноя, мы разместились в тени стога перекусить и отдохнуть. Простая, но экологически чистая пища: молоко, картофель, сало да свежие огурци, была рядовым делом. Подошел знакомый дядька. Папа по его просьбе  дал ему закурить, но меня что-то в нем настораживало…
– Алексей, а твой Гришка–то с Нурпеисовым пацаном знаешь, что удумали, ишо весной? Они где-то луку надергали и у столовой базар устроили. На всю выручку вафли купили. Цельное ведро! Часть съели, а остальное за Осиповым двором в уборной утопили. Вот шельмы эдакие, ведь жалко!-Выдал дядька тираду.


      Мне было обидно, что дядька плел навет на счет уборной.
– Ну что скажешь, сынок, было это? – спросил меня отец.
– Конечно, было, только мы не выбрасывали ничего, а все съели,- с обидлй ответил я.
– Ладно, – сказал отец, – потом разбЯремся.


      Уже потом, будучи взрослым, я ещё и ещё, не  раз оценил мудрость отца. Он ни разу не напомнил мне про этот случай! Ну, а я, очень старался в работе…
Дело давнишнее и давно забыто. О нём я вспомнил, как о первой своей коммерческой сделке. Там и конкуренция была, и рыночная борьба за качество и количество, учтен был спрос, и предложено было в соответствии с ним. Правда, могли  и выпороть, но даже не ругали за это.

      Вот такой был курьез…

  2004 год.  г.Мурманск