Оборона Киева 1941г 77 оспждб

Владимир Петропавловский
Воспоминания Леонида Миронова.77 отдельный строительно-путевой ж.д. батальон 5-й ождбр Особого Корпуса ЖДВ

Частично отредактировано.

    Получил Ваше письмо, за что благодарен Вашим  вниманием. Вы просите подробно и детально описать бои на станции Фастов ( 60 км юго-западнее Киева прим. ИМЗ).  Вопрос не из легких, давность 33 года, срок большой, да и память с годами сдает. Хотя такое не забывается, постараюсь описать то, что я достоверно помню. Надо оговорится, что я в то время был не командир, а лишь простой красноармеец. Конечно это тоже кое - что.
     Я как кадровый красноармеец начал воевать с первого дня войны под городом Перемышль у границы, где принял крещение на восстановлении 2-х разрушенных мостов,  которые находились в 600 – 800 м от переднего края. Служил я в 77 оспждб в 3-й роте, которой командовал бывший капитан Ширшов Михаил Сергеевич, очень талантливый командир, в настоящее время полковник в отставке. Командиром батальона у нас был капитан Богатов,  ( Богатов Геннадий Дмитриевич командир батальона с 31.07.1938 г. по июль 1941 г. пропал без вести. Прим ИМЗ) который погиб в 1941 г.,  примерно в конце июня, начало июля,  на перегоне между Казатиным и Жмеринкой. Фашистские танки внезапно атаковали наши паровозы, которые производили заградительные работы с помощью путеразрушителя типа «Червяк», он вырывал и гнул рельсы, командир батальона погиб. Поэтому в июле 1941 г. временно командовал батальоном наш комиссар старший политрук  Галафеев Александр Андреевич. Задача нашего батальон при отступлении эвакуировать весь подвижный состав в тыл вместе с грузами, при невозможности все уничтожать любыми способами, чтобы не досталось врагу.
      Но обстановка сложилась так, что враг рвался к Киеву и нам пришлось с оружием в руках защищать свою Родину.  Наш 77 оспждб прибыл на станцию Фастов 17 июля, и выдвинулся примерно на 2 км от станции Фастов в сторону Белой Церкви. Там, где нам нужно было занять оборону местность открытая, рядом занял оборону 79 оспждб ( 79 оспждб 5 ождбр ОКЖДВ, командир батальона с 03.12.1940 г. по 28.04.1942 г. майор Смирнов М.С. Прим. ИМЗ) Долго врага ждать не пришлось, 19 июля утром, с Белоцерковского направления немцы дали о себе знать. В часы затишья, в ночное время комиссар Галафеев А.А. вместе с политсоставом в окопах провели беседы. Я помню слова комиссара: « Товарищи красноармейцы, наша задача затормозить и задержать как можно дольше наступление врага. Измотать фашистов на подходах к Киеву, так как город не подготовлен к эвакуации». Но враг, имея превосходство в технике, упорно лез вперед.
     19 июля около 18 – 19 часов фашисты открыли очень сильный огонь из минометов и пулеметов по нашей обороне. Из – за прямых попаданий мин в окопы, мы несли большие потери. Поступил приказ нашей 3-й роте, а также другим отойти в район станции Фастов. Помню, нас с пулеметом оставили прикрывать отходящие наши подразделения, немцы находились в это время на дистанции 200 – 300 м. Мы пулеметным огнем не давали врагу подняться в атаку, сдерживая их до наступления темноты, потом поочередно сами уползли на станцию Фастов.
     В ночь с 19 на 20-е июля нашу 3-ю роту, под командованием капитана Ширшова на открытых платформах перекинули в сторону Киева за 40 км от Фастова. Задача уничтожить вражеский десант, который парализовал работу ж.д. и захватил станцию, названия ее не помню. Десант был крупный, имел на вооружение даже легкие танкетки. Мы совместно с подразделениями НКВД врага уничтожили в 5 км от захваченной станции.
     22 июля в 4 утра нас на открытых платформах привезли обратно на стацию Фастов. Там в это время шли бои на окраине станции. Мы быстро рассредоточились и залегли в разных укрытиях самой станции. Наш пулемет  был установлен в одном укрытии у камеры хранения. 1-й номер расчета был пулеметчик Ваня Емельянов, 2-м номером был я. Стрельба начала усиливаться, часам к 8 утра прорвались немецкие мотоциклисты. По ним мы и открыли огонь из замаскированного пулемета и винтовок, и забросали их гранатами. Мотоциклисты сразу отступили, но часов в 9 появились немецкие танки, которые прямой наводкой стали бить по зданию вокзала, где были наши огневые точки. В этот момент я последний раз видел нашего комиссара Галафеева А.А. он быстрым шагом шел с каким – то майором пограничником. У пограничника висел маузер в кобуре, за ремнем были гранаты, на боку сумка – планшет. На станции Фастов мы часто видели пограничников, которые сражались вместе с нами. Комиссар Галафеев А.А. вместе с командиром пограничников ушли в здание вокзала. Здание было 2-х этажное довольно высокое, на 2-м этаже находился узел связи с Киевом. Позже мы слышали от командира нашей роты, что комиссар остался с группой бойцов на 2-м этаже, и вызывал по телефону штаб с просьбой вызвать огонь артиллерии на себя.
      Действительно, нам дали команду отходить в сторону Киева на разъезд Сорочий Брод, что от Фастова в 6 км. Мы стали перебежками отходить, но шквальный огонь противника прижал нас у здания пакгауза. Нам пришлось залечь за бруствер пакгаузной платформы, и стали устанавливать свой пулемет. В это время немцы подошли вплотную к зданию вокзала. Было видно и слышно, как из окон 2-го этажа вокзала полетели гранаты на головы фашистов. Как раз напротив пакгауза стоял горячий паровоз с одним крытым вагоном, позднее нам стало известно, что на этом паровозе погрузился начальник станции Фастов со своей семьей для эвакуации. Но уехать они не успели, подошел немецкий танк и прямой наводкой выстрелил по паровозу. Котел взорвался, создав большое  паровое облако, мы воспользовались моментом,  перебежали все пути и укрылись в прилегающем саду, который был недалеко от вокзала на южной стороне.
     В это время со стороны Киева по территории станции стали рваться снаряды. Это были наши 2 бронепоезда, которые подошли по вызову Галафеева А.А.  и начали вести огонь. Под прикрытием кустарников в саду, мы продолжали отход в сторону разъезда Сорочий Брод. В 5-ти км от ст. Фастов, наша 3-я рота собралась в одной балке, но собралось очень мало, раненых несли и вели под руки. В этом бою ранили в руку моего 1-го номера Ваню Емельянова. В балке кроме наших,  стали собираться и другие бойцы из пограничников, органов НКВД. Отход наших красноармейцев осуществлял командир роты капитан Ширшов М.С. малыми группами. Немцы старались замкнуть кольцо, но они не могли поставить везде серьезные заслоны, поэтому расставили «Кокушек» - так мы тогда называли. Наши группы с перестрелками отбивались от врагов и уходили по заданному маршруту. Отходили часто по полям засеянным рожью, что немного прикрывало нас, кроме того немцы часто стреляли трассирующими пулями, это выдавало их позиции и давало нам возможность маневрировать.
     Сбор батальона проходил за Киевом у станции Дарница, кадровых солдат оказалось совсем не много, позднее некоторые объявились в других частях.
     Позднее было опубликовано в газетах, что на район ст. Фастов с Белоцерковского направления участвовало около 160 танков и мотопехота, все это против наших батальонов.  Конечно сейчас невозможно установить фамилии и инициалы всех героев, которые находились в группе прикрытия с комиссаром Галафеевым А.А., но они дали нам возможность уйти из вражеского кольца и задержали врага. Единственное что помню,  при штабе батальона были а при переформировании не вернулись. Это Евгений Безденежных из г.Шарья Северной ж.д., мл. с-нт Громов из Красноярска, Леонид Степанов из Красноярска, связист Мельник из г. Шарья ранее работал на ж.д., Валентин Кудрявцев из г. Шарья, Кузнецов из Барнаула. Мой товарищ пулеметчик Иван Емельянов позднее погиб на ст. Ворожба ( Московско-Киевской ж.д. прим. ИМЗ) при разминировании вражеской авиабомбы, он был минером.
     Отходили мы с 77 оспждб до ст. Отрожки под Воронежем. Далее участвовал в восстановлении моста на ст. Кшень. ( недалеко от ст. Касторная в сторону Курска. Прим. ИМЗ)  Был на ст. Курск 2 июня 1942 г., когда был большой налет вражеской авиации. Командиром батальона тогда был у нас Павел Иванович Коршунов ( подполковник, командир батальона с 25.08.1941 г по 01.03.1943 г. прим. ИМЗ)
Которому присвоили высокое звание Героя Социалистического Труда за Курск. Принимал участие в восстановлении большого моста через реку Вислу в Польше в 1945 г. Командиром бригады был у нас полковник Яцино.  ( командир 5-й отдельной ж.д. Познанской Краснознаменной бригады полковник Яцино Т.К. с 19.06.1944 г. по 20.03.1950 г. прим. ИМЗ).   В нашем 77 оспждб я дошел до  Берлина, и прослужил по 1947 г.
     Сейчас знаю, что из наших еще живы Ширшов Михаил Сергеевич, наш командир 3-й роты, полковник в отставке, живет в Петродворце Ленинградской обл. Рядовой Шибаков Николай Васильевич живет в г. Слоним Гродненской обл.
   
Леонид Миронов пос. Якшанга Костромской обл. 01.02.1975 г.

Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ август 2020 г. В.Петропавловский