Чтение как жизнь 2

Галина Иосифовна Правдина
          

ОТ АВТОРА    Я окидываю взглядом сотни прочитанных книг – в детстве, отрочестве, юности, молодости и первой части моей зрелости – и вижу нечто удивительное, некую ниспосланную Богом закономерность.  Ясно вижу,  что в куче ненужного, пустого, душевредного, есть и другое! Чья-то рука с твёрдой периодичностью посылала мне книги с христианским елеем. Прошу слову «елей» не придавать в моем контексте  тот расхожий смысл,  который в светской литературе синонимичен выражению «ненужная слащавость» или даже фальшь, неискренность. Вообще-то елей – это просто масло плодов. В Евангелии добрый самарянин поливает маслом - елеем раны человека, избитого разбойниками. Так вот травмы, нанесенные душе моей (хоть я тогда отнюдь не считала эти впечатления травмами) смягчались, нейтрализовались (в какой-то мере) посланными мне истинно добрыми, на христианской закваске взращёнными книгами. Вот о таких литературных произведениях  я и пишу здесь, объединяя их в стопку «книги от доброго самарянина».

                ***
               
               
            Дети строителей растут на стройке – наперегонки с домами. Это интересно, но и опасно. Я гуляла с мальчиком Борей. Занимались мы тем, что …топали. Дворы украшены красивыми ледовыми тарелками: узорчатыми, агатовыми. Жалко такую красоту ломать,  зато весело. Тарелки  лопаются с хрустом, звонко, на разные голоса. И вот топнула я по очередной ледяной тарелке и … очутилась по пояс в холодной воде. То была не лужа, а яма!   Хорошо, что я не одна. Борька помог мне выбраться и посоветовал:

– Ты посиди здесь на брёвнышке, пока не высохнешь, вот никто и не узнает.
 
Ему было пять лет, а мне шесть, и я поняла, что это плохой совет, и что самое лучшее – скорее бежать домой. Возможно, ругать не будут, если быстро примчусь. Действительно, не ругали, но три дня не выпускали на улицу, якобы обувь сохнет. Зато  снова и снова читала я про Козетту и жаждала: кому бы поведать чудесную историю? Сидела на кухне и рассказывала бабушке.

Ира пошла дальше. Именно пошла… тёмным вечером провожать одноклассницу до соседней деревни. Помню тревогу родителей. Отец  в беспокойстве куда-то бегал. Наконец Ира возвращается.
– Ты зачем пошла?!
– Кате одной страшно.
– А назад одной тебе не страшно было?!
– Так у меня же фонарик.

   Через три месяца романтичной жизни на Варино отца направили на Урал, главным инженером завода.  Он уехал скоро, а мы через несколько дней. Ехать в отдельном купе замечательно. Не хуже товарняка.  Коридор тоже был наш.  Мы с Ирой всё время стояли у окон, и  читали мелькавшие надписи на откосах вдоль железной дороги – то выложенные из камня, то написанные краской: «Слава КПСС», «Миру – мир» и т.п. Воспитанные в Боге и свалившиеся в безбожие идеологи что могли ещё придумать? Просто переделали хорошо знакомые и привычные  русскому народу выражения: «Слава Богу!» и «Мир всем!»

А приём в пионеры? Тоже калька с обряда крещения. Вместо «Верую»  состряпали торжественное обещание, а вместо крестиков  завели красные галстуки.

КНИГИ НА ПАРТЕ и под партой. 

            
               Ира пошла в школу  в 1953 году, а я в 1957. И вот разница.  У Иры самый первый урок начался с возмутительного указания учительницы.
– Дети, у кого на шее есть крестик, снимите и положите мне на стол. Потому что Бога нет, значит, крестик носить не нужно.
Дети – с крестиками ходила половина класса – повиновались.
Свой первый урок я тоже помню. Учительница Ольга Александровна после поздравления и знакомства стала учить вежливости.
– Дети, всем обязательно надо здороваться, прощаться, говорить «спасибо». Раньше спасибо означало «Спаси, Бог».  А сейчас просто благодарность.
  Уж все-таки лучше, чем повеление снять крестик!  Видно, в министерстве просвещения думали, что с крестиками уже покончено?

             Первый класс стал для меня первой мукой. Уроки чтения – из-за того, что я хорошо читала, уроки письма – из-за того, что я плохо писала. Это потом в первом классе, да и вообще в школе стали применять индивидуальный подход. Тем детям, кто уже хорошо читает, разрешили на уроке чтения открывать свою книжку, а не водить пальцем по букварю и слушать, как другой, заикаясь и запинаясь, бормочет: зу-я, за-я, за-яц. Для меня было  пыткой слушать это, я уносилась мыслями далеко, но учительница могла в любой момент поднять:

- Розен Галя, дальше.

 А я откуда знаю, с какого слова дальше. Мне делали строгое замечание, и я застывала от стыда и страха. С уроками письма тоже было горе. Писали мы перьевыми ручками, обмакивая их в чернильницу. Я ляпала кляксы,  размазывала ручьи – хоть Мойдодыра зови. Были уроки чистописания. Красивое слово немножко утешало, чуть добрела учительница, но красивых букв моя рука так и не выводила. Никто со мной не сидел, не занимался. У родителей шёл бракоразводный процесс. Учительница только головой качала и смотрела недовольно. Но за объяснение слова «спасибо» – спаси ее Бог. 
          Каждое утро ученики ждали первого звонка в вестибюле. Наверх, в классы путь преграждали стеклянные двери. Наша громогласная уборщица тётя Тоня открывала их с первым звонком, за пятнадцать минут до урока. И вот я сижу на корточках у заветной двери и читаю вслух сказку. Два мальчика и десяток девочек пристроились рядом, слушают.  Дверь в школьную библиотеку открыта. Сколько там интересного! Но я, увы, туда не записана. Нам объявлено, что первоклашки пойдут в библиотеку только в третьей четверти, когда научатся читать. И вдруг…о, ещё не раз в своей жизни я встречу это счастливое  «и вдруг»… Выглянула из дверей библиотеки Мария Михайловна и спросила: «Кто это  читает? Иди сюда, девочка, я тебя запишу». И вот я уже гордо несу домой библиотечную книгу – «Девочка из города» – повесть Воронковой.

Эту книгу если кто читал, то  не забудет. Ведь и вы помните, верно? Я недавно перечитала.  О Боге ни слова, но присутствие Божие чувствуется. Так и видишь икону Богородицы, перед которой  добропорядочная деревенская женщина молится за детей – у нее трое своих, да новая дочка  – сирота-беженка, Валентинка.  Я уверена, что в новых изданиях книги иллюстраторы поместят в интерьер избы уголок с иконами. А если снимут фильм – тем более мать будет молиться.  Дух повести патриархально-русский, православный.


После первого класса, в первый же день каникул нам объявили родители, что  мы (кроме папы) едем в Москву. Точнее, через Москву – в Крым.  Помню, как подъезжали к Москве. Голос по радио: «Поезд прибывает в столицу нашей Родины – город Москва!».  Впечатлило. Я уже где-то говорила, что в те времена  патриотизм был нашей религией.   

Помню, как шли через Новый Крымский мост.  Я здорово устала от пеших маршей и думала – через мост пройдем, в Крым  войдем и будем отдыхать. «Ну что ты, Галечка, в Крым на поезде…» Зато за  мостом – прямо на улице – прилавок с книгами. Нам купили «Нашу древнюю столицу».  Я запомнила с первого прочтения: «Да не город – деревушка! На пригорке – церковушка…» Ласковое слово «церковушка»  соединилось в памяти с торжественным объявлением поездного радио. Только где она – церковушка на пригорке? «Да ты же видела – Кремль!»  А!...  Провинциальная девочка долго будет размышлять.  Книжка мне понравилась: очень складно все, читаешь не отрываясь.

             Феодосия, где прожили  всё лето,  книгами нас не баловала. Надо было ходить  – и далеко – в читальный зал, на дом приезжим детям книги не давали. У хозяйки квартиры была стопка журналов «Работница». Бабушке и маме было что читать, а нам приходилось просить книжки у детей во дворе.   Ира  один раз в неделю бегала в газетный киоск за «Пионерской правдой».

      ОДНАЖДЫ в дождливый день, когда на море  не пошли, бабушка и мама слушали утром радио.  Передача «Пионерская зорька» – её начинали звуки горна. В тот день в  «зорьке» рассказали о пионере-герое из города Феодосии (бабушка сразу сделала динамик погромче)  – Вите Коробкове. Это был мальчик из партизанского отряда, немцы его схватили и убили.  Диктор сказал, что о подвиге Вити Коробкова написано в свежем номере «Пионерской правды». Взрослые призвали к ответу пионерку Иру.

– Ты читала про Витю Коробкова? Как нет? А где газета? Ира, запомни, газету надо читать с первой страницы!

Вот в такие «политические» времена проходило наше детство.

        Дождь кончился, и мы  пошли в парк, где нашли плиту с надписью: «Здесь будет установлен памятник  юному партизану Вите Коробкову».

   Через  20 лет я приеду в Феодосию с первоклассником-сыном.  Вместо плиты стоит памятник – и очень хороший.  Хотелось мне по дороге в Крым, в купе, прочитать сынишке  повесть о Вите Коробкове, и в Феодосии принести цветы к памятнику. Книги про героя Витю Коробкова в городской библиотеке не оказалось.

–Да, она была у нас в одном экземпляре, но её не вернула  читательница. Можем дать  адрес.

– Дайте, пожалуйста.

 По адресу надо было сначала ехать, потом идти пешком в отдаленный поселок  километра 3 под изматывающим солнцем (уральский климат способен на всё). Водички взять я не догадалась, ручья на просёлочной дороге не встретилось. Я подбадривала себя тем, что, если суждено моему сыну попасть на войну, пусть мужество Вити Коробкова будет ему опорой.

    Мы прочитали в поезде повесть о Вите. Рядом ехал пятилетний мальчик, ему отец тоже разрешил слушать моё чтение. Малыш, когда я читала последние страницы – об аресте, допросах, – всё спрашивал, блестя карими глазами: «Он убежит? Он убежит?» Я вздыхала и качала головой.


           Пройдет 10 лет. Мой сын окажется на войне. Конфликт Азербайджана и Армении, где  наших мальчиков – в основном, с Урала и из Сибири – поставят живым щитом меж двумя народами.  Долго не было писем.  1990 год, никакой вам сотовой связи. По ночам я ходила на переговорный пункт и телефонистка всё набирала и набирала безуспешно номер телефона воинской части.

          Наконец сразу два письма.  Восемнадцатилетний воин пишет: раздали бронежилеты, спим не раздеваясь. Настоящая  служба, как я и хотел».  Вот тогда  я начала молиться. Но некрещёная и глупая – сразу попала в сети лукавого – боялась произносить «Да будет воля Твоя». Дескать, я же не знаю воли Его. Добрый самарянин и здесь выручил. Подкинул журнал  «Наука и религия», где объяснялось, что воля Божия всегда добрая.

           Пройдёт  ещё двадцать лет, и я поеду в гости к сыну знакомиться с маленькой внучкой.  У сына  небольшая дача  на окраине Гатчины. Метрах в ста от калитки вижу какой-то обелиск со звездой.
 
– Это такой памятник? – удивляюсь примитивности сооружения.

– Нет. Это настоящий  ДЗОТ.  Здесь батарея стояла. Сын улыбнулся, скрывая серьёзность, и процитировал из Бориса Васильева: «Здесь тоже была война». Он точно знал: мама узнает – это ключевая фраза из повести «А зори здесь тихие». Я с благодарностью вспомнила тот жаркий день, когда, отбиваясь от слепней,  шла просёлочной дорогой за книгой  для семилетнего сына.