Чтение как жизнь 1
Горький и другие.
1956 год. В Москве – впервые после революции – издана Библия. Не знаю, когда, и с какой трибуны пролетарский писатель Горький предложил слово Бог писать с маленькой буквы, но Русская Православная Церковь на этот писк внимания не обратила. Библия напечатана тиражом в 25 тысяч экземпляров – в той самой Москве, где мрамором из демонтированного храма Христа Спасителя искусно выложены станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", а скамейками из святого мученика - храма эстетично обустроена станция "Новокузнецкая". Как раз сейчас отец и мама в далекой красивой Москве, катаются на метро. Что-то привезут нам, своим дочкам?
Услышала новое слово – оттепель. Что это? А! Морозные рисунки на стёклах теперь в углах, словно их наказали. Хорошо видны белые сугробы, они пускают «зайчиков». Неужели скоро постучится в калитку лето? Две сестрёнки в закрытом сибирском городе ждут возвращения родителей из Москвы. Бабушка сказала: «завтра». И вот утро!
Мы выходим из крошечной спальни в столовую (она же комната родителей). На стене – портреты Ленина, Сталина и прицепленное к Сталину фото Мао Цзе-Дуна. У стены – черное пианино, накрытое белой кружевной салфеткой. В углу – этажерка, перегруженная книгами. Приёмник «Беларусь» на тумбочке. Рядом – бабушкин «фамильный» сундук, опутанный чёрными железками на манер пирога – сеточкой. А на столе, на праздничной скатерти, – какая радость! – ворох новых вещиц из Москвы. А папа и мама? «Уже на работе».
Рассматриваем подарки. Соломка (вид печенья). Чёрный хлеб, перетянутый бумажной ленточкой. Коробка конфет – не шоколадных, а больших драже с повидлом. А вот книги. Старшая сестра Ира уже второклассница, она объясняет мне, младшей:
– Эти две книги называются одинаково – «Детство», а написали их разные писатели. Её написал Толстой, а её – Горький.
Я в недоумении: толстой или толстый писатель? А что значит – горький? Я горькое не люблю.
О детстве Толстого слушать (а потом и самостоятельно читать) сладко, о детстве Горького – страшно! Толстой мирный, хоть и печальные страницы есть – смерть матери. На картинках две нарядных девочки играют на пианино. Это знакомо, нас тоже играть заставляют. Подробное описание утра в дворянской семье. Мама разливает чай. Папа невнимателен, держит в руке пирожок вместо того, чтобы передать жене. Карл Иванович чудак, но добрый, нам бы такого знакомого. Всё понятно и мило. Вдруг некий человек входит в гостиную и ломает уют. Человека называют «юродивый и странник Гриша». Ему отведена целая глава. Дети подсматривают, как он истово молится в каморке. Непонятно… Конечно, что может понять девочка из атеистической семьи? Странное запоминается ярче. Запечатывается в память, а в нужный момент сверкнёт и озарит умишко.
Бабушка Алёши Пешкова вместо моих родных открыла мне, что есть на свете любовь к Богу. Жаль, но о Господе я узнала не от своей, а от бабушки будущего писателя, который имя Бога принизил. (Не скажу – унизил, ибо Бог непоругаем). Бабушка у Алёши добрее мамы. Хорошо, но почему они с Алёшей подбрасывали подарки в окошки бедняков именно по ночам? Этого я постичь не могла. Зато сейчас разумею даже больше. Писатель Алексей Максимович думал, что его читатели во все времена будут знать житие Николая Чудотворца! Это ведь святого Николая подвиг – милостыню по ночам в окна подкидывать. Прав Горький – сейчас опять большинство людей знают святителя Николая. И даже поняли, в честь кого, в сохранение и развитие чьих традиций тайного доброделания придумал Гайдар своего Тимура!
Да, моя бабушка Мария Дмитриевна о Боге ни одного слова ни разу нам не сказала. А ведь любимой книгой у нее была «Камо грядеши» Сенкевича – о первых христианах. До моего рождения Мария работала в Кемерово в шахте, вагонетку толкала. А муж её Василий погиб в 1943 при безуспешном форсировании Днепра. Весной 1949 у Марии умерла младшая дочь, круглолицая певунья Люба, хотя советская власть её бесплатно в санатории в Крым лечить туберкулез посылала дважды. Стрептомицин был недоступен, потому Любы не стало весенним утром. Добрый начальник шахты велел выписать матери внеочередной аванс на похороны дочери. Распускалась черемуха – цвёл май. После похорон Мария поспешила крестить оставшихся троих детей, в том числе мою маму – Валентину. А через год родилась я. Валентина вызвала свою маму в Томск-7 нянчить нас с сестрой.
Бабушка Мария еще молодая. Её принимают за нашу маму. О Боге ни слова не говорила, но, вероятно, тайно молилась. В сундуке её хранилась икона Спасителя. Наша мама рассказывала, что как-то спросила у своей мамы (моей бабушки), почему у соседей – их фамилия мне запомнилась – Жилины – всё хорошо: и отец с войны вернулся, еще и с медалями, и дети – их тоже четверо – живы. А у нас – горе да беда: отец пропал на войне, да без вести, вот страшно-то, Люба умерла, брат Гена болеет. Бабушка Мария не зря церковно-приходскую школу посещала. Объяснила со знанием жизненной сути благополучие соседей: «Они верующие, им Бог помогает». «Так давай и мы будем тоже молиться», – предложила моя молодая мама. «Да что уж теперь!» - махнула рукой бабушка Мария.
Я размышляла над этой фразой много лет и думаю, что раз юность Марии и Василия прошла в коммуне, они, наверное, и церкви разоряли. Вот бывшая коммунарка и сказала: «Да что уж теперь». Теперь – то есть после совершённых страшных грехов. Господи, прости обманутых!
Было мне уже лет 10, когда в одной детской книге встретились непонятные слова: «Христосе воскресе». Мальчишка-сирота выходит на улицу и слышит от всех: «Христосе воскресе!» Еще и гостинцы перепали бедняку под эти два слова. Я попыталась так и эдак прочитать непонятные сочетания букв и решила, что это вроде стишков – если поставить ударение на последние слоги: ХристосЕ воскресЕ. Побежала к бабушке и спросила:
-Что такое ХристосЕ воскресЕ?
Бабушка шикнула сердито:
– Ты что это болтаешь? «ХристОсе воскрЕсе» надо говорить!
–Так ведь будет нескладно!
– Не выдумывай! - она коротко меня отчитала, но ничего не объяснила.
И все-таки я уверена, что в трудные моменты нашей жизни Мария – ученица приходской школы, а затем коммунарка, шахтёрка, заботливая бабушка и любительница кино и книг – молилась за нас.
Квартира у нас была анфиладой. Идешь, идешь из кухни (она же прихожая) в первую комнатку, во вторую, в третью… Я скиталась по этим пространствам и умоляла каждого из шестерых старших: «Почитай». Но всем было некогда. Сестра, застывшая над красивой книжкой сказок, высокомерно отвечала: «Я и так читаю». «Громко почитай», – не отставала я. Она хихикала и поправляла с высоты своей образованности: «Надо говорить – «вслух». Но я это слово запомнить не могла и только вздыхала: скорей бы вырасти!
Девочка станет большой, когда перестанет плакать при слушании истории про Дюймовочку. Я изо всех силёнок держала слёзы, но когда представляла, как Дюймовочка прощается с солнышком перед уходом в подземелье, водичка из глаз всё же капала. Написав это сегодня, спрашиваю себя: что же сейчас не плачешь, представляя, как твоя грешная душа сойдет во мрак?!
Наверное, это самонадеянно, но мне кажется, я знаю, помню, как зародилась во мне страсть обличения, осуждения.
Из Пушкина часто нам читали «Жених». («Три дня купеческая дочь Наташа пропадала»). Я эту сказку запомнила наизусть. Кстати, в академических изданиях она входит не в сказки, а в стихотворения. А у нас она открывала сборник сказок, вот её и читали вслух снова да опять. «А это с чьей руки кольцо?!» – восклицает купеческая дочь Наташа, открывая народу, что её жених – разбойник. Я решила, что и я должна так клеймить пороки, когда вырасту. Вот и усвоилась мне страсть обличать. Так что «виноваты» в моих прокурорских замашках Пушкин и мой отец, купивший книгу – вот и оправдание… Я и сейчас что делаю, как не обличаю?
Ещё отец любил читать нам «Воздушный корабль», читал торжественно, загадочно, и потому Лермонтов с детства стал родным. Папа старательно просвещал нас. Спросишь у него что-нибудь, он вместо короткого ответа даёт целую лекцию, рискуя утомить малолетнюю аудиторию. Помню, я читала восточные сказки, и в них фигурировало чудовище – див. Я понимала, что это чудовище, но всё-таки спросила отца: кто это – див? Он взял у меня из рук книжку, поискал сноску. Таковой не было, он полез в конец книги искать примечания, их тоже не было, проверил, нет ли предисловия, его тоже не было, наконец, вернул мне книжку, объяснив, что див - это чудовище. Наглядный урок библиографии.
К загадкам жизни среди взрослых (в детский сад меня не водили) я привыкла. Раз, помню, сидела я в кухне, здесь мой дядя – десятиклассник Гена читал бабушке вслух рассказ Чехова «Смерть чиновника». Я слушала внимательно и сочувственно. Когда он прочитал последнюю фразу: «лёг и помер», я не поверила, думала, Гена обманывает. Только зачем? Не поймешь их, этих взрослых.
Глава вторая.
В том же 1956 году мы уехали из города моего детства Томска-7 в Красноярский край. Ехали необычно – в товарном вагоне! Да-да, был такой способ передвижения! Арендуется весь вагон. Одна или две семьи (в нашем случае две) грузят свою мебель, причем размещают так, что похоже на комнату: стоят кровати, диван, стол, сундуки, гора чемоданов и узлов. Счастливого пути. Пассажирским поездом ехать 8 часов, товарным – трое суток. Незабываемое путешествие! Чух-чух, чух-чух. Окон не было. Но днем открывалась дверь. К ней нас, детей, не подпускали. Сосед – дядя Фрол – невысокий, подвижный, в старенькой гимнастёрке, положил поперёк дверного проёма лестницу для нашей безопасности. На что стало похоже? На решётку. Тянул ветерок, светло зеленели поля, в дымке угадывались горы и речки. Часто поезд стоял, мужчины наши бегали к машинисту узнать, надолго ли; если надолго – нас выпускали побегать по июньской травке. Бабушка из вагона кричала: «Галя, вон ягоды!» Спела земляника. По вечерам, пока не село солнце, бабушка читала вслух взрослую книгу – мы слушали про детей капитана Гранта.
– Мы тоже дети капитана, – заявила Ира.
Она это не придумала, наш отец был военный инженер, на погонах имел 4 звёздочки армейского капитана. Почему ехали в товарном вагоне без папы – не знаю.
Остаток лета и осень прожили квартирантами в городе Боготол у машиниста Фёдора Михайловича. Беленый домик. Палисадник с мальвой и шиповником. Огород – плантация картофеля и кукурузы. Помню солонку с черной солью. Это дядя Фёдор пришел из рейса и вынул из вещмешка. Паровозы ещё только заменяли тепловозами – вот соль и черна от дыма. Фёдор Михайлович караулил приход почтальона и впивался в газеты. Чего-то ждал после 20 съезда. Может быть, реабилитации брата?
У него была дочь Тома, моего возраста, мы гуляли большой компанией – разрешалось уходить довольно далеко. Однажды нас позвали за яблоками в чей-то сад. Меня удивило, что надо было лезть через забор. Но в коллективе, в азарте некогда думать. Прыгнула с ограды не хуже других, не струсила, отряхнула руки и платьице. Яблоки – румяные, крупные, мы, кто мал ростом, собирали с земли, с травы, старшие дети рвали с веток. Я едва успела положить по одному яблочку в карманы, как вдруг все побежали опять к забору. Я влезла на ограду последняя, прыгнула и… повисла на подоле собственного платьица, как на хвосте. Заревела, оглянулась и увидела, что ко мне идёт хозяйка сада. Она-то и помогла мне освободиться. В тот же день вечером эта кареглазая женщина с щеками румяными, как заманчивые плоды её мичуринского сада, принесла нам целое блюдо яблок и ничего не рассказала родителям. Почему же она ничего не сказала? – долго думала я. Ладно, подожду несколько дней и ещё подумаю. Ведь старшие часто говорят: подрастёшь – поймёшь.
Крошечный поселок близ города Боготол величали соцгородом (социалистическим городом). Но до социализма было ещё далеко. Десяток брусчатых восьмиквартирных домов строится. Один из них с горем пополам сдали. А вокруг – белые заснеженные поля в окружении рощ. Ещё слетают и скользят по белым остывающим скатертям кручёные листья. В первый дом мы и въехали в двухкомнатную квартиру на втором этаже. Ира сразу обнаружила отверстие в полу (о, как строили!) и пыталась переговариваться через дыру с Милкой Мильграм, которая жила под нами.
Ире за этот «телефон» досталось на орехи. Зато от Мильграмов находчивая телефонистка стала приносить книжки. «Три толстяка» блеснули и ослепили, как балет про Золушку, раздвинули детский мир, расцветили. Девочка Суок – живая копия танцующей куклы – не выходила из головы. Как прекрасна жизнь, – ликовала я, – в ней столько сюрпризов – как звёзд на небе! Не подозревала я, что скоро звезда Суок померкнет перед девочкой иной. Новую книжку принесла тоже Ира, на этот раз не от соседей, а из школы. Принесла и хвалится шёпотом, округлив глаза:
–У меня в портфеле – газета (так мне слышится).
– Ну и что? – пожимаю плечами.
Сестра вынимает тоненькую потертую книжку с печальной девочкой на обложке. Заголовок – «Козетта». И я очутилась в далёкой Франции, в трактире супругов Тенардье и, замирая, наблюдала. Бедная, маленькая, замёрзшая девочка не смеет сесть к тёплой печке. Злая хозяйка, жадные сёстры. И вдруг добрый незнакомец встаёт из-за стола и молча удаляется, а через несколько минут входит с большой красивой куклой и протягивает её несчастной сироте. «Это мне?» - замирает сердечко. Это ей! – вспыхивает и во мне радость. Какая книжка! Лучше всех на свете книжек! Прослушав в исполнении сестры, берусь перечитывать. Снова не дышу от описания тёмного леса, глубокого ручья, тяжести ведра в детской ручонке… и вдруг большущее ведро становится лёгким! И дальше чудеса продолжаются.
Через 35 лет я буду читать эту книжку в школе детям. И только тогда «дойдёт» до меня, что был канун Рождества, время добрых чудес. А в детстве я слов «сочельник» и «рождество», конечно, не знала, про башмачки, выставленные детьми на ночь в ожидании подарков, тоже не слышала. Но это и не вызвало любопытства. Я и так была наполнена сочувствием и восхищением. Одного я не могла понять: как, почему в узелке у доброго господина оказалось платье и чулки для девочки именно такого возраста, как Козетта?! Это ведь не волшебник, а просто человек! А повесть – просто повесть, а не сказка. Почему же у господина чудесный узелок? Он же не мог купить платье заранее? Как раз мог – но об этом я узнаю лет семь спустя.
Мама сказала, что у Козетты есть продолжение: бедная девочка вырастет и будет очень красивой. А я тоже вырасту и прочитаю эту толстую книгу. Но на деле случится иначе. Ещё до собственного прочтения я услышу пересказ отца. Честное слово, он рассказывал лучше Гюго! Эмоциональнее. Помню, мы шли по Свердловску, по улице Малышева, ели мороженое. Отец рассказывал о том, как несчастный, отверженный всеми каторжник украл у священника серебряные ложки. Вора схватили жандармы и привели в дом священника. Так и слышу артистический голос отца:
–А священник сказал: «Это все я подарил господину. Он не вор, отпустите его… А вы, друг мой, почему же не взяли подсвечники? Они тоже подарены вам».
Мы замерли от услышанного. Шок недоверия: «Правда ли?!» а потом, после обдумывания – потрясение. Справедливо наказать вора, это, оказывается, не главное в жизни?! Что-то мне это напоминает… Ах, да! Добрую женщину из яблоневого сада! Она тоже не наказала, а наградила нас за кражу! Моей прокурорской жажде справедливости нанесен двойной удар, и во мне растёт маленькая мечта о великодушии. А как же законы пионеров – всегда говорить правду? Они пожухли, скатились в канаву на улице Малышева и стали удобрением для клёнов. И так красивы клёны осенью!
***